План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством разнообразных техник рисования»
материал (младшая группа)
Пояснительная записка
Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а также запахе, вкусе и др.
Значение сенсорного развития очень велико – это основа чувственного опыта детей. Благодаря ему происходит развитие органов чувств, формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, запахе и вкусе. Успешность познавательного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть, от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samorazvitiyu_2019-2020.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 140»
План по самообразованию
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством разнообразных техник рисования»
Разработала воспитатель:
Воробьева Елена Игоревна
Дзержинск
2019-2020
Пояснительная записка
Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а также запахе, вкусе и др.
Значение сенсорного развития очень велико – это основа чувственного опыта детей. Благодаря ему происходит развитие органов чувств, формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, запахе и вкусе. Успешность познавательного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть, от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Актуальность разработки данной темы по самообразованию обусловлена поиском более эффективных средств педагогического воздействия на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Я считаю, что таким средством являются разнообразные техники рисования.
Рисование посредством разнообразных техник, как форма деятельности, используется в практике дошкольных учреждений недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития не только сенсорных способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как творческая активность, самостоятельность, умение работать в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.
Своеобразие техник разнообразного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Маленькому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Благодаря разнообразным техникам дети легче будут осваивать приемы группировки и классификации предметов и объектов, отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме и цвету.
К тому же, разнообразные техники рисования помогают развивать у детей оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук.
Сочетание в образовательной деятельности сенсорных действий с рисованием разнообразными техниками создает благоприятные условия для детей и является важнейшим фактором сенсорного развития.
Я считаю, организация образовательной деятельности по данной теме позволит:
- создать условия для развития самостоятельной деятельности воспитанников;
- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития, внедрять инновационные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности;
- расширить сенсорный опыт каждого ребенка на основе ближайшего окружения;
- способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и эффективному сенсомоторному развитию дошкольников.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми младшего дошкольного возраста, а также в соответствии с современными подходами к сенсорному развитию воспитанников, я определила цель и задачи плана по самообразованию.
- Цель, задачи, планируемый результат
Цель: Создание условий для сенсорного развития младших дошкольников в процессе ознакомления с разнообразными техниками изобразительной деятельности.
Задачи:
- Изучить формы и методы работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
- Изучить различные техники и технологии разнообразного рисования.
- Составить перспективный план.
- Определить уровень сенсорного развития (диагностическое обследование), выявить нарушения по сенсорике у воспитанников группы.
- Разработать учебно-методический комплект (дидактические игры, упражнения, конспекты НОД, консультации для родителей, иллюстративный материал) с учетом выявленных проблем у детей.
- Организовать систематическую работу по теме со всеми участниками образовательного процесса (по коррекции имеющихся нарушений, по формированию сенсорных эталонов, формированию представлений о внешних свойствах предметов, развитию восприятия).
- Провести диагностическое обследование сенсорного развития воспитанников на заключительном этапе работы.
- Проанализировать результаты, доказать эффективность работы по теме.
Планируемый результат:
- Изучены формы и методы работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
- Освоены различные техники и технологии разнообразного рисования.
- Составлен перспективный план.
- Определен уровень сенсорного развития детей данной возрастной группы, выявлены проблемы у воспитанников по данному направлению.
- Разработан учебно-методический комплект по данной теме.
- Организована систематическая работа по теме:
- с детьми: сформированы первоначальные знания о разнообразных способах рисования; умение работать с изобразительным материалом; умение выделять свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
- с родителями: сформирована педагогическая компетентность по вопросам сенсорного развития детей; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе; установлено единство с педагогами группы в воспитании, обучении и развитии своего ребенка;
- с педагогами: повышена профессиональная компетентность педагогов по данной теме; повышена эффективность образовательного процесса.
7. На заключительном этапе работы проведена итоговая диагностика.
8. Проанализированы результаты, доказана эффективность работы по данной теме.
Перспективы: в процессе работы по самообразованию на данную тему освоить и внедрить современные формы взаимодействия с воспитанниками, способствующие индивидуализации образовательного процесса.
- ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2019 – 2020 гг.
Форма отчетности | Тема | Цель | Предполагаемый результат |
Сентябрь | |||
Перспективный план | «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством разнообразных техник рисования» | Проектирование работы со всеми участниками образовательного процесса. | Составлен перспективный план. |
Диагностическое обследование сенсорного развития детей 3 лет | «Оценка уровня сенсорного развития детей 3 лет» | Выявление проблем и нарушений в сенсорном развитии | Оценка сенсорного развития детей в группе. Выявлены проблемы: не сформированы способы обследования предметов и их группировка по какому-либо признаку вокруг сенсорных образцов; не сформировано умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам. |
Октябрь | |||
Педагогический совет (отчет) | «Оценка уровня сенсорного развития детей 3 лет на данном этапе работы по самообразованию» | Ознакомление педагогов с результатами диагностического обследования | Педагоги ознакомлены с результатами диагностики, проблемами в сенсорном развитии детей данной группы. Определен путь по формированию необходимых сенсорных навыков и умений воспитанников. |
Родительское собрание | «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством разнообразных техник рисования» | Предоставление необходимой информации с целью просвещения родителей по теме. Предоставление буклета для родителей о технике разнообразного рисования. | Повышение компетентности родителей по данной проблеме. Вовлечение семьи в образовательный процесс. |
Ноябрь | |||
Методическая копилка «Игры из ничего» | «Сенсорные игры», «Перечень разнообразных техник рисования» | Подбор сенсорных игр, создание авторских дидактических заданий в соответствии с результатами диагностического обследования | Подобрана картотека сенсорных игр. Составлена картотека разнообразных техник рисования. Разработаны авторские сенсорные игры и задания на основе разнообразных техник рисования. |
Декабрь | |||
Мастер-класс для родителей | «Порисуй со мной, мама! Способы разнообразных техник рисования» | Привлечение родителей к сотрудничеству, возможность организации рисования посредством разнообразных техник в домашних условиях. Предоставление материала по сенсорному развитию. | Создание единого образовательного пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников |
Январь | |||
«Вернисаж»- выставка детского творчества | «Формирование сенсорного опыта младших дошкольников» Применение игр и упражнений в образовательном процессе для сенсорного развития детей | Апробация подготовленного материала в режимных моментах, в ООД | Организация систематической работы с детьми для формирования сенсорных представлений: Формирование умения группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам. |
Круглый стол с родителями по изготовлению пособий для детей | «Необычными вещами рисовать умеем сами. Сенсорные поделки своими руками» | Создание сенсорных пособий для детей | Пополнение РППС Включение родителей в образовательный процесс как активных субъектов |
Февраль | |||
Фотовыставка детских работ«В мире фантазий» | Организация систематической работы с детьми по сенсорному развитию посредством разнообразных техник рисования | Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста посредством использования разнообразной техники рисования. | Формирование умений и навыков по использованию в работе разнообразного материала для рисования. |
Март | |||
Образовательная деятельность Конспект ООД «Волшебство вокруг нас» | Организация систематической работы с детьми по сенсорному развитию посредством разнообразных техник рисования | Применение сенсорных пособий и игр, методического материала в образовательном процессе для обогащения сенсорного опыта детей с учетом выявленных проблем. | Формирование способов обследования предметов и их группировка по какому-либо признаку вокруг сенсорных образцов. Формирование умения группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам. |
Апрель | |||
Мастер-класс для педагогов | «Тайны подводного мира» рисование в технике грифонаж | Повышение профессиональной компетенции педагогов в области разнообразных форм работы – рисование в технике «Грифонаж» | Информирование педагогического сообщества о системе работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с рисованием в технике грифонаж. Сформировать представления педагогов о приемах выполнения рисования в технике грифонаж |
Май | |||
Результаты диагностического обследования | Диагностическое обследование сенсорного развития детей 3 лет | Оценка уровня сенсорного развития детей 3 лет на заключительном этапе работы | Выявлена положительная динамика в работе по формированию способов обследования предметов, по группировке предметов на основе нескольких сенсорных признаков. |
Июнь | |||
Педагогический совет (Отчет по работе по самообразованию, тематическое портфолио) | «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством разнообразных техник рисования» | Ознакомление педагогов с результатами диагностики | Педагоги ознакомлены с результатами диагностики. Подведены итоги, сделан анализ работы по самообразованию на данную тему. |
Литература
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- «Волшебный мир народного творчества», под ред. Шпикаловой Т.Я., - М.: Просвещение, 2001.
- «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.: Просвещение, 2004.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
- Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год. Научно-методический журнал № 6. 2008.
- Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" за 2020- 2021уч.г.
Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через дидактические игры...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" 2021-2022уч.год.
План работы по самообразованию "Сенсорное развитие детей 3-го года жизни через дидактические игры"...