Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
методическая разработка (младшая группа)

Бламыкова Милеуша Газинуровна

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по самообразованию, тема которого звучит как: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста посредством дидактических игр».

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов(ощущений, восприятий. представлений) .

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания. так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное. планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой план по самообразованию

Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Цель: Развить особенности сенсорного развития у детей.

Задачи:

  1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
  2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
  3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее);
  4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).
  5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают).
  6. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Воспитатель: Бламыкова  Милеуша  Газинуровна

Тема

Форма отчета (доклад, открытый просмотр, доклад на педсовете, театрализованное представление, консультация, оформление стенда, размещение опыта по теме на сайте ДОУ, участие в конкурсах)

Сентябрь

Диагностика детей 2-3 лет.

Доклад о развитие детей 2-3 лет на основе полученных данных.

Изучение методической литературы по проблеме исследования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Разработка перспективного плана по теме самообразования.

Октябрь

«Переливание воды».

Цель: Развитие координации движений. Помочь сориентироваться в окружающем мире.

Брошюра для родителей «Простые игры для развития вашего ребенка».

«Переливание воды».

Цель: Обратить внимание на различные объемы сосудов.

Папка-передвижка «Игры с водой».

Ноябрь

«Рамки с застежками».

Цель: Развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.

Практикум для родителей «Рамки с застежками своими руками».

«Уход за срезанными живыми цветами».

Цель: Создать представление о способах составления букета, обратить внимание ребенка на условия жизни растений, развитие эстетического чувства, развитие координации движений.

Оформление стенда «Уход за срезанными живыми цветами».

Декабрь

«Упражнения в тишине».

Цель: Ощутить полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума.

Размещение информации на сайте.

«Упражнения, имеющие отношение к социальной жизни».

Цель: Обратить внимание ребенка на формы приветствия для осмысленного их применения.

Консультация для родителей «Социальная адаптация ребенка младшего дошкольного возраста».

Январь

«Башня».

Цель: Формирование понятий "большой" - "маленький". Развитие моторики, координации движений умения упорядочивать предметы.

Памятка по использованию материала для сенсорного развития.

Февраль

«Коричневая лестница».

Цель: Формирование понятия "толстый - тонкий". Развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.

Беседа с родителями «Играем и развиваемся дома».

«Цветные таблички».

Цель: Различение основных цветов. Развитие тонкой моторики.

Доклад к педсовету «Использование Монтессори материала на занятиях ОД».

Март

«Геометрический комод».

Цель: Учить узнавать геометрические фигуры. Развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Презентация для воспитателей «Монтессори материал».

«Биологический комод».

Цель: Учить узнавать различные формы листьев. Развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Оформление фотовыставки «Ребенок и природа».

Апрель

«Шероховатый - гладкий».

Цель: развитие осязания, узнать различные качества шершавых поверхностей. Развитие тонкой моторики.

Круглый стол с родителями «Ум на кончиках пальцев».

«Шумящие коробки».

Цель: Восприятие и дифференциация шумовых различий. Тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.

Видеоотчет «Мы умеем, мы можем».

Май

«Коробочки с запахами».

Цель: Дифференциация с помощью обоняния.

Итоговое открытое занятие.

Диагностика, направленная на выяснение усвоения детьми материала.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Тема проекта, содержание проекта (цели, задачи)

Сроки проведения

Содержание проекта

ОРГАНИЗАЦИОННО ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1

Диагностика детей 2-3 лет

1-2 неделя сентября

Изучение методической литературы

3-4 неделя сентября

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

2

«ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ»

Цель: развитие координации движений. Помочь сориентироваться в окружающем мире.

1-2 неделя октября

Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и сосуд стоят рядом друг с другом. Воспитатель берет лейку за ручку, поднимает ее высоко, наклоняет над сосудом и медленно наливает воду, пока сосуд не наполнится. Слабым рывком он переводит лейку в прежнее положение, берет другой рукой тряпку, вытирает оставшиеся капли и снова ставит лейку на стол. Он берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает воду назад в лейку. Затем вытирает тряпкой оставшиеся капли и снова ставит сосуд на стол. Ребенку предлагается повторить упражнение под наблюдением.

«ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ»

Цель: обратить внимание на различные объемы сосудов.

3-4 неделя октября

Лейка наполнена подкрашенной водой до маркировки (маркировка - 1 единица измерения). Уровень воды будет лучше виден. Воспитатель берет лейку и медленно льет воду в мерный стакан. При этом он обращает внимание на маркированный край. Когда уровень воды достигнет маркированного края, воспитатель оставляет лейку и переливает воду из мерного стакана в первый сосуд, затем снова обратно в лейку. Так один за другим он поступает со всеми сосудами. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.

«РАМКИ С ЗАСТЕЖКАМИ»

Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.

1-2 неделя ноября

Воспитатель начинает снизу-вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта - очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу-вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест - накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем воспитатель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем воспитатель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть.

«УХОД ЗА СРЕЗАННЫМИ ЖИВЫМИ ЦВЕТАМИ»

Цель: создать представление о способах составления букета, обратить внимание ребенка на условия жизни растений, развитие эстетического чувства, развитие координации движений.

3-4 неделя ноября

Совместно с ребенком воспитатель подготавливает рабочее место. Время подготовки следует сократить, тогда у ребенка остается интерес к самому упражнению. Он кладет срезанные цветы на подстилку и располагает все остальные материалы так, чтобы они были ясно видны. Порядок облегчает ребенку работу. Воспитатель просит ребенка наполнить лейку водой до половины. Ребенок и воспитатель выбирают для цветов подходящую вазу. Одной рукой воспитатель берет лейку, другой рукой - сложенную тряпку, легко прижимает ее к передней стороне лейки, чтобы поймать капли воды, пока в вазе для срезанных цветов не будет достаточно воды. Он показывает ребен4у воду в вазе. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край вазы на клеенку, он вытирает. Берет цветок, удаляет нижние листья и обрезает кусочек стебля, ставит цветок в вазу и продолжает так до тех пор, пока все цветы не будут расставлены в вазе. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение, он вместе с учителем убирает рабочее место.

«УПРАЖНЕНИЯ В ТИШИНЕ»

Цель: ощутить полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума.

1-2 неделя декабря

Предложить ребенку удобно сесть и не двигаться. Сказать примерно следующее: "Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое". Упражнение непригодно для мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства. Воспитатель ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут воспитатель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к учителю. Для детей очень важно, чтобы их называли по именам. Им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать свое имя.

«УПРАЖНЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Цель: обратить внимание ребенка на формы приветствия для осмысленного их применения.

3-4 неделя декабря

Беседа и ролевая игра. Ребенок и воспитатель ведут беседу о приветствиях. При этом предлагается затронуть следующие вопросы: какие формы приветствия мы знаем?

        в зависимости от времени суток;

        в зависимости от родства и взаимоотношений между людьми (родители, братья и сестры, родственники, приятели, соседи);

        в зависимости от места (дом, улица).

        Что выражается посредством приветствия: человека узнают;

        с человеком хотели бы вступить в контакт;

        люди слушают друг друга.

Наши общеупотребительные формы приветствия в языковом отношении сильно укорочены, например, "Добрый день!", "Привет" и т. п. Ребенок идет свои формы приветствия. Идеи и предложения ребенка реализуются в ролевой игре. Для ребенка важно наполнить эти формы первоначальным содержанием и собственными представлениями. Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов нужно показать образцы поведения в различных ситуациях.

«БАШНЯ»

Прямая Цель: формирование понятий "большой" - "маленький".

Косвенная Цель: развитие моторики, координации движений умения упорядочивать предметы.

3-4 неделя января

Место для работы - ковер, на котором лежат в беспорядке кубики. Ковер должен отличаться по цвету от материала. Воспитатель берет одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый. Младшие дети берут большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу-вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин. Башню разбирают кубик за кубиком. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается весь ход упражнения. Оно закончено, когда материал возвращен на свое место.

«КОРИЧНЕВАЯ ЛЕСТНИЦА»

Прямая Цель: формирование понятия "толстый - тонкий".

Косвенная Цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.

1-2 неделя февраля

Рабочее место - ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Материал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Воспитатель охватывает рукой самую толстую призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок "понимает" различие величин. Возникает ступенчатая структура - лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таком образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на место.

«ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЧКИ»

Прямая Цель: различение основных цветов.

Косвенная Цель: развитие тонкой моторики.

3-4 неделя февраля

Воспитатель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выбирает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того, чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку таблички. Затем воспитатель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ КОМОД»

Прямая Цель: узнать геометрические фигуры.

Косвенная Цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

1-2 неделя марта

Воспитатель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом, квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих свободных углублений рам и вкладывает наконец вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет поначалу большие трудности (многоугольники).

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМОД

Прямая Цель: узнать различные формы листьев.

Косвенная Цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

3-4 неделя марта

Воспитатель ставит выдвижной ящик на стол. Он берется большим, средним и указательным пальцами за маленькие кнопки на фигурах и по очереди кладет фигуры около выдвижного ящика. Средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением он обводит выпиленные фигуры. Затем теми же пальцами он обводит соответствующие формы в рамках и вкладывает выпиленные фигуры назад на свои места. Подготовка к письму посредством тренировки умения правильно охватывать кнопку. Представление о форме в пространстве. Ребенок может повторить упражнение. Упражнение закончено, когда ребенок убрал весь материал. У ребенка создается впечатление законченности упражнения.

«ШЕРОХОВАТЫЙ - ГЛАДКИЙ»

Прямая Цель: развитие осязания, узнать различные качества шершавых поверхностей.

Косвенная Цель: развитие тонкой моторики.

1-2 неделя апреля

Воспитатель кладет обе серии отдельно на стол. Он выбирает из одной серии табличку, щупает ее, затем ищет путем ощупывания подходящую табличку в другой серии и кладет ее рядом. Так он поступает со всеми остальными табличками. Затем предлагает ребенку повторить упражнение. Для нетренированного ребенка число пар можно уменьшить. Это упражнение малыш делает с открытыми глазами очень быстро, так как каждая пара отличается от другой также по цвету. При дальнейшей работе воспитатель берет одну серию досок и смешивает их. Теперь он ищет доску с самой крупнозернистой поверхностью и кладет ее в сторону. Из оставшихся досок он снова выбирает доску с самой крупнозернистой поверхностью и кладет ее рядом с первой. Так упражнение продолжают, пока не получится равномерно упорядоченный ряд.

«ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ»

Прямая Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Косвенная Цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.

3-4 неделя апреля

Воспитатель берет коробочку с наполнителем, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию. Теперь воспитатель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Воспитатель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Воспитатель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заключительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами.

«КОРОБОЧКИ С ЗАПАХАМИ»

Цель: дифференциация с помощью обоняния.

1-2 неделя мая

Воспитатель вынимает все коробочки из ящика, отвинчивает крышки и кладет их рядом. Затем берет коробочку в руку и четко показывает, как ее нюхают, вдыхая через нос. Ребенок повторяет действие воспитателязатем он нюхает все остальные коробочки. Воспитатель вынимает коробочки из второго ящика. Он держит в руках по одной коробочке из каждой серии, нюхает и сравнивает запахи, побуждает ребенка нюхать и сравнивать подобным же образом, если запахи в двух коробочках различны, он отставляет одну коробочку в сторону и ищет до тех пор, пока не найдет коробочку с таким же запахом, что и во второй. Подходящие коробочки ставятся рядом друг с другом попарно. Так одна за другой спариваются все коробочки. Ребенок повторяет упражнение. При возвращении коробочек на место воспитатель показывает, какая крышка от какой коробочки.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Диагностика, направленная на выяснение усвоения детьми материала.

3-4 неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" за 2020- 2021уч.г.

Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через дидактические игры...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Данный конспект поможет педагогам более тщательно подойти к теме сенсорного развития детей.здесь представлены различные игры и упражнения для развития сенсорной сферы ребенка....

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством разнообразных техник рисования»

Пояснительная записка Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.Сенсорное ...