Духовно-нравственное воспитание ребёнка в современном мире
статья (подготовительная группа)
На сегодняшний день главным социальным вопросом становится духовно-нравственное воспитание маленького гражданиня РФ. Развитие духовного богатства, формирование нравственных и творческих начал зарождается в ребёнке в процессе чтения художественной литературы, прослушивания музыки, пения народных песен и исполнения народных танцев, знакомства с традициями и бытом русского народа, посильного труда в природе, знакомства с профессиями и трудом родителей, а также города в целом, проведении акций и праздников, чествования ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Так, мы воспитываем творцов и созидателей, граждан и патриотов Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_sovremennom_obshchestve_.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание ребёнка в современном мире
Дошкольный возраст фундамент, стартовое начало в развитии ребёнка. В этом возрасте ребёнок знакомится с миром человечества, открывает перед собой законы отношений между людьми, то есть моральные нормы и правила.
Через игры детей развиваются духовно-нравственные качества ребёнка (сюжетно-ролевые, народные), которые учат ребятишек размышлять над каждым нравственным поступком, воспитывать хорошие манеры и развивать душу. Благодаря играм дети получают удовольствие от общения друг с другом, воспитывается взаимоуважение, а также уважение к другим людям и их труду. Народные игры позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют формированию добрых отношений в коллективе, ограждают ребенка от негатива и агрессии. Они формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно- нравственного развития. Игры можно использовать в проведении обрядовых праздников, например, как Пасха, Масленица, Рождество и другие.
Также, духовно-нравственные качества личности ребёнка необходимо развивать по средствам народного фольклора, народного творчества, художественной литературой, сказками и рассказами о природе, о поступках и подвигах людей.
Ребенок стремится подражать героям, которые ему нравятся, переносят это все на игру и, проживая жизнь героя в игре, получают духовный и нравственный опыт. К.Д. Ушинский считал, что литература, с который встречается впервые ребенок, должна вводить его в мир народных чувств, народной жизни. Такая литература приобщает ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, это устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Сказки детям помогают отличать добро и зло, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Сказка осуждают такие черты характера, как лень, жадность, скупость, и одобряют смелость, трудолюбие и верность.
По мнению ученого Р.С. Буре, музыка является одним из наиболее эффективных путей эстетического духовного воспитания, так как отражает состояние внутреннего мира человека, влияет на формирование нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, музыка воодушевляет и сплачивает на совместную деятельность.
На сегодняшний день, к самым главным и масштабным социальным вопросам относят духовное и нравственное воспитание граждан РФ. Педагогам учебных заведений необходимо приложить все усилия по формированию физического и интеллектуального воспитания маленьких граждан, развитию их духовного богатства, формированию у них нравственного и творческого начал. Нужно приобщать детей к социальным и культурным нормам, семейным, социальным и государственным традициям, контролировать этнокультурное воспитание развития детей.
Данная задача является востребованной, в условиях современного общества. Необходимо приобщать ребенка к культурным традициям своей Родины, к наследию предков, чтобы дети могли уважать и гордиться своим государством. Началом Родины дошкольника является родной дом, улица, на которой живет он и его семья. Этим можно объяснить потребность в профессиональном взаимодействии родителей и воспитателей. Подрастающей человек должен научиться развивать бережное отношение к традициям и культуре своего народа, укреплять свою семью.
К формам работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию наших воспитанников относятся:
- Чтение авторских и народных сказок, сказки о материнской любви
- Занятия называемые “Дорогою добра”, по воспитанию нравственных ценностей, общения с природой
- Знакомство с календарными народными и православными праздниками
- Проведения тематических выставок творческих работ детей
- Организация театрализованных представлений на этические и нравственные темы
Далее хочется упомянуть нетрадиционные формы работы с родителями, которые довольны увлекательны, занимают немного времени и дозволяют сразу увидеть следствие собственного участия.
К примеру, с помощью нетрадиционной формы работы - "Родительская гостиная" можно наладить наиболее тесный контакт с семьями, каждый член семьи в записке высказывает сомнения в отношении методов воспитания его ребенка, пишет каким он хочет видеть воспитательный процесс в группе, адресуется за помощью.
Для того, чтобы помочь родителям в нравственном воспитании детей используются методы проведения нетрадиционных собраний родителей, где объясняется значимость нравственного воспитания детей и способы воздействия родителей на данный процесс. Собрания проводятся в различных формах: конференций, «круглых столов», семейных гостиных, семейных клубов, дискуссий, школ для родителей, в процессе которых обсуждается, разъясняется, что в поведении дошкольников препятствует воспитанию нравственности.
Однако самое важное - это метод личного положительного примера. Мы устремляем внимание родителей на их действия, на то, как они общаются в семье и в обществе, и первостепенно призываем следить за собой. Для этого применяется метод «проблемной ситуации», где они решают задачу «как бы поступили ВЫ» и вспомнить, как они себя реально ведут в подобных ситуациях. Как говорится: «Не воспитывай детей, всё равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!»
Каждая семья мечтает, чтобы ребенок рос жизнерадостным и счастливым, общительным и здоровым. Педагоги должны помочь родителям вырастить детей, а самое главное воспитать их в соответствии с духовно-нравственными нормами в современном мире. Ребенок тянется к взрослому, он для него как путеводная звезда. Любовь, ласка, забота взрослых учат малыша, он впитывает все эти светлые чувства и делает частью собственного «Я».
Таким образом, можно сказать, что семья является ключевым звеном в воспитании детей, а социальные институты должны помогать поддерживать и дополнять воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей.
Вывод:
Духовно-нравственное воспитание в современном обществе будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию культурного поведения. Можно сказать, что формирование духовно- нравственного воспитания во многом зависит от методов воспитания и от условий, в которых он живет.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с
- Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
- Акинина Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 748-750;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном мире
Проект коллектива МДОУ детского сада № 17 был создан в процессе изучения учебного пособия Л.Л.Шевченко "Основы православной культуры" и программы духовно-патриотического воспитания детей В.Н. Ви...
«Духовно- нравственное воспитание дошкольников в современном мире».
Формирование духовно-нравственной культуры ребёнка на основе отечественных и православных традиций...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РЕБЁНКА
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизн...
Рабочая программа «Ребёнок в современном мире» в сфере экологического и общекультурного воспитания для детей дошкольного возраста Автор: Седова Зоя Агафоновна, старший воспитатель
Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природ...
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...