Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном мире
методическая разработка по окружающему миру (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17

Проект коллектива МДОУ детского сада № 17 был создан в процессе изучения учебного пособия Л.Л.Шевченко "Основы православной культуры"  и программы духовно-патриотического воспитания детей В.Н. Вишневской "Свет Руси". Была проведена предварительная работа: беседы и анкетирование родителей, беседа с православным священником, беседы с детьми.

Мы выяснили, что 95% процентов семей считают себя православными.  Все опрошенные признают, что православная культура в их семьях практически утеряна. Все родители выражают своё согласие на встречу детей старшей-подготовительной группы с православным священником и приобщение детей к основам православия.

В проект включена работа с детьми 3-4-х лет,4-5-ти лет и 5-7лет. Проект находится в стадии доработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_duhovno.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №17


140004 Московская обл., г. Люберцы, п. ВУГИ д.26 «Б»                                                         Тел/факс 557-57-98

Проект коллектива

МДОУ детский  сад №17

«Духовно- нравственное воспитание дошкольников в современном мире».

г. Люберцы

 2011г

 Пояснительная записка.

Цель: Формирование духовно-нравственной культуры ребёнка на основе отечественных и православных традиций.

Задачи:

- Обогащать культурологические знания детей через знакомство с творчеством русских художников прошлых лет, историей, бытом русского народа; празднование как светских так и духовных праздников.

- Развивать коммуникативные навыки : стремление к дружелюбию по отношению к окружающему миру; развивать умения сопереживать, сочувствовать; поддерживать доброжелательное отношение в играх; умение трудиться в коллективе.

- Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность, создание поделок, рисунков и т.д.

- Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы развёрнутым ответом, аргументировать его; составлять связный рассказ из своего личного опыта,   основываясь на полученных раннее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей.

Адресат: дети  дошкольного возраста.

Разработка проекта :

Творческая группа: Заведующий МДОУ д/с№17 – Малейко Ю.В.

                                   Старший воспитатель – Мерлина С.Н.

                                   Воспитатель -Беглова Светлана Ядыкаровна

                                   Музыкальный руководитель – Анциферова И.В.

Актуальность: Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложили в душу ребёнка  сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребёнка. Воспитание его

 души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.

Проект: долгосрочный (рассчитан на 3 учебных года).

Перспективно – тематическое планирование по блоку «Приобщение дошкольников к православной культуре» (для детей 5-7 лет)

дата

тема

Программное содержание

Методы и приёмы

Методическое обеспечение

Сентябрь

ноябрь

Как  устроен мир Божий; Бог -творец

Дать понятие о Боге –как о творце  Мира.

Рассказать о творении Богом мира.

Воспитывать любовь к природе, как творении Божьему.

Рассматривание иллюстраций;

Слушание музыки; беседа с детьми: рисование по памяти самого красивого пейзажа, который доводилось ребёнку видеть

Иллюстрации красивых пейзажей, репродукции картин русских художников, музыкальный ряд (Времена года)

Ноябрь

февраль

Ребёнок и его окружение (Устроение отношений в мире)

Уточнить понятие о близких (отец, мать, братья, сёстры, другие родственники); дать представления о непосредственном окружении (дом, дворец, улица, город); прививать навыки доброжелательного общения со сверстниками.

Разучивание стихов, песен, танцев, рисование рисунков «Мамочка любимая моя», «Моя семья», просмотр семейных альбомов; Чтение стихотворения «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Сценарии праздников: «День Матери», «Образ Пресвятой Богородицы»; Оформление

книжных уголков;

оформление  выставки картин «Мать и дитя» в уголке по ИЗО, статья в родительский уголок «Рождество Богородицы».

В течение года

Православные праздники:

Рождество Богородицы;

Покров;

Рождество;

Крещение;

Пасха;

Апрель- Березень;

День Святой Троицы»

Знакомство детей с православными обычаями, обрядами, с бытом русского народа;

Ознакомление с культурным наследием России, с событиями которым посвящены православные праздники.

Знакомство с произведениями искусства, слушание музыки Аве –Мария, Шуберта, Духовное песнопение; просмотр фотографий, икон;

Изучение стихов, хороводов, закличек, танцев.

Разработка конспектов занятий, сценариев, праздников, изготовление народных костюмов.

Планируемый результат: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста:

1.умение общаться (коммуникативные умения в социуме);

2.Дать  элементарные знания детей об истории, быте русского народа;

3. Умение во время придти на помощь

4. Проявление эмпатии (сочувствие и переживание)

5. Совершенствование трудовых навыков.

Используемая литература:

1. Алексеева А.С. Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 2002

2. Бондарев И.А. Моя первая Священная история. Издательский отдел Московского Патриархата: Московский Свято –Данилов монастырь: ИИА «Голос», 1993

3. Васильева М.А.,  Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.: Мозаика- Синтез. 2011

4. Вишневская В.Н.  Программа духовно- патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». Издательство Москва 2004г

5. Детская Библия. Издание Библейского общества. Стокгольм.1988.

6. Григорьева Г., Сергеева Д., Кочеткова Н, Чиркова И, Программа для групп раннего возраста «Кроха» (Нижегородский институт развития образования).

7.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.

8. Крупин В.Н. Детский церковный календарь. – М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2002

9. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ч.: Педагогическое общество России, 2000.

10. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. М., 2004.

11. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. Издательство: Мозаика- Синтез, 2004.

12.Основы православной культуры. (Учебное пособие). Л.Л. Шевченко. Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. М.2010

13. Уроки вежливости: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Сост. Мирошниченко И.В.: Ил. Пузыренко М.А.- Х .; Издательство «Ранок»,2010.

14. Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной  деятельности. Москва: Школьная пресса.2009

15.Урок доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Сост. Фесюкова И.С. – Х.: Издательство «Ранок», 2007.

16.Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: метод. Пособие,  2 изд. М:  Айрис- пресс: Айрис- дидактика, 2007г

I блок.

Проект «Мама – солнышко моё». (2 младшая группа)

Автор: Беглова Светлана  Ядыкаровна.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цель: Формировать у детей целостное представление образа матери – хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека. Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.

Отражение государственного праздника «День матери» и «8 Марта» в работе с детьми дошкольного возраста.

Воспитывать любовь и уважение к матери, её труду, умение ценить её заботу о близких.

Задачи:

  1.  Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада.
  1. Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций; поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной деятельности.
  1. Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность: создание поделок, рисунков и т.д.
  1. Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы развёрнутым ответом, аргументировать его; составлять связный рассказ из своего личного опыта и основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей.
  1. Воспитывать уважение к женщине, как человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага.

Адресат: дети младшего (3-4 года) возраста.

Актуальность: В сложных экономических условиях, во время кризиса в социальной сфере, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и в семье, особое значение приобретает работа детского сада по формированию у детей социально-нравственных качеств, опираясь на опыт и культуру многонационального населения России.

Тип проекта: творческий, групповой, кратковременный, в рамках МДОУ.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Разработка проекта

дети

родители

Музыкальный руководитель

воспитатель

Разучивание стихов, песен, танцев.

Создание рисунков по теме «Мамочка любимая моя».

Создание отпечатков ладошек для оформления праздничной газеты.

Принять участие в оформлении фотоальбома     «Вместе с мамой…» (домашнее фото).

 Принять участие в родительском собрании «Зачем нужна мама?»

Разработка открытого занятия, посвященного Дню Матери.

Разработка праздника, написание сценария ,посвященного Международному Женскому дню- 8 Марта.

Разучивание с детьми песен, танцев.

Оформление музыкального зала.

Подбор необходимых атрибутов для игр.

Оформление книжного уголка и уголка искусств.

Оформление праздничной газеты.

Календарное планирование и проведение занятий, совместной деятельности, игровой деятельности в рамках проекта «Мама-солнышко моё».

Подготовка информации для родителей по теме «Мама в жизни ребёнка

Начало формы


Для реализации проекта было разработано календарно-тематическое    планирование.

Дата

Формы и методы работы

цель

Сентябрь

Консультация «Школа молодых мам».

Повышать уровень педагогической культуры родителей.     Формировать ответственность за воспитание детей.

Прививать чувства уважения и понимания своих детей.

Октябрь

Беседа с детьми  «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

 Уточнить и расширить знания о профессии мамы.
Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребёнка, семьи, общества.
Воспитывать заботливое внимательное отношение к маме.

Ноябрь

Занятие «Вот какие наши мамы».

Учить рассказывать о своей маме

Обогащать словарный запас:

   любит, заботиться.                        

Воспитывать любовь к маме.

Декабрь

Совместное творчество «Рождественский сувенир».

Развивать у детей художественный эстетический вкус, творческую активность и культуру.

Создать  условия для совместного творчества детей и родителей.

Январь

Создание фотоальбома «С мамой вместе…».

Показать ценность семейных отношений, значимость дружной семьи.

Развивать творческие способности детей, фантазию, эмоциональную сферу.

Февраль

Родительское собрание «Зачем нужна мама»

Помочь родителям осмыслить нравственные ценности семейного общения.

Обогатить опыт родителей по вопросам воспитания детей.

март

Утренник, посвящённый Международному женскому Дню-8 Марта.

Создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный  подъём.

Формировать праздничную культуру.

апрель

Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

Учить детей отражать в играх события реальной жизни.

Развивать умение договариваться между собой о распределении ролей.

Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.

Побуждать детей творчески воспроизвести в игре быт семьи.

Воспитывать навыки коллективной игры.

май

Совместный досуг «Мы с мамой большие друзья».

Организация совместного досуга родителей и детей.

Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

Воспитывать взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу.

Помочь становлению нравственных  представлений  дошкольников, сплотить детей и родителей.

Презентация проекта:

     -   Видеофильм  «Мама-солнышко моё»

-  Чаепитие в группе (совместно с родителями).

     -   Фоторепортаж «Мы поздравляем мам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно- нравственное воспитание дошкольников в современном мире».

Формирование духовно-нравственной культуры ребёнка на основе отечественных и православных традиций...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, р...

Гендерное воспитание дошкольников в современном мире.

В недалеком прошлом мужчины всегда были предводителями и считались сильным полом, а женщины — слабым. Сейчас все изменилось. Все чаще мальчики растут изнеженными и неспособными совершать с...

Тема самообразования: Экологическое воспитания дошкольников в современном мире

При выборе темы по самообразованию я остановилась на теме «Экологическое воспитания дошкольников в современном мире». В современном мире в природе происходят необратимые последствия и вино...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...