«Современные подходы к формированию духовно-нравственного патриотического воспитания»
учебно-методический материал (младшая группа)

«Современные подходы к формированию духовно-нравственного патриотического воспитания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Современные подходы к организации нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

       Цель: Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно – патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

        Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и детей, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.

       Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей.

        Патриотизм это – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

         Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

          Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.

        В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью»

        В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро, наблюдается кризис патриотических чувств: дети не уважают ветеранов и считают фашистов освободителями народов, призывники не хотят идти в армию, взрослые ругают правительство и говорят о лучшей жизни за границей. В таких условиях правительство заявило о необходимости усиления патриотического воспитания в детском саду и школе. К чему это может привести? Да к самым непредсказуемым результатам и прямо противоположным тому, чего хотят получить. То есть, если вменить в обязанность чувство патриотизма, то получим полную ненависть в чистом виде. Заставить любить невозможно, в том числе и любить Родину. Полюбить можно только добровольно.

       Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому, основная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и родным и гордость за страну, свой многонациональный народ (аварцы,даргинцы, кумыки, русские, проживающий в ней, яркие воспоминания про традиции и обычаи где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь,сохранить,восхволять, содействовать ее расцвету.

        Исходя из сказанного работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

       Задачи:

•создание системы нравственно -патриотического воспитания;

•воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

• знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

•воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

        Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:

Блоки

• Блок – «Семья».

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

• Блок - «Мой детский сад»

Детский сад это маленькое государство в котором всем должно быть интересно жить и трудиться, познавать мир, творить.

• Блок - «Мой город».

Можно организовать серию экскурсий по улицам и крупным предприятиям города. Познакомить дошкольников с ветеранами, живущими в городе. Традиционным стало визимнее время забота о птицах города (участка). Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями.

• Блок - «Моя малая Родина».

Знакомим дошкольников с родным селом, краем и родной страной, воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что поселок - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

• Блок – «Страна, ее столица, символика».

Изучение государственной символики (Флаг, герб, гимн) А также географические и климатические характеристики России.

• Блок – «Служение Родине. Наша Армия».

     Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии.

• Блок - «Культура и традиции».

     Знакомить детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения и«Масленица», «Осенние развлечения» и т. д.

• Блок – «Правила, по которым мы живем».

     Знакомить детей с идеями толерантности и терпимости, многонациональности народов в России. Объяснить систему правил совместного проживания на территории страны.

    Согласно Закону «Об образовании» выделено несколько направлений в работе по формированию патриотического и нравственного воспитания дошкольников.

1. Духовно – нравственное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций)

2. Воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность)

3. Культурно – образовательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми)

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей)

      Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

       1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.

     2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста должны быть уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

      3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.

       Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

        В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения.

     Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нра...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...

Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...

Актуальность духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников в современных условиях гражданского общества в соответствии с ФОП ДО

Цели и задачи духовно-нравственного и патриотческого воспитания. Тема воспитания в "Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года". Многоаспектность понятия "патриотизм"...