РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РЕБЁНКА
методическая разработка (подготовительная группа)

Беляева Галина Викторовна

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том , что никто, кроме самых близких людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем , никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать неблагополучная семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitaniii.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Беляева Г.В.

РОЛЬ СЕМЬИ  В  ВОСПИТАНИИ  ДУХОВНО - НРАВСТЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РЕБЁНКА

           

                                                           

                                                                           

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький.

А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к обучению в школе. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина [1].

Традиционно главным институтом воспитания является семья.

 Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том , что никто, кроме самых близких людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться  столько о нем. И вместе с тем , никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать  неблагополучная семья.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям. А поэтому поведение родителей — важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей  правдивыми , честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.

Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье. Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. В тех семьях, где отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами всего  общества. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей.  Слаженность и организованность семейного коллектива являются важным условием правильного воспитания детей в семье.

    В педагогике выделяют 3 стиля семейного воспитания:

- демократический - прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

- авторитарный - родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

- попустический - ребенок предоставляется сам себе.

В воспитании детей не должно быть шаблона. Нельзя ко всем детям подходить одинаково. Ведь по своему характеру и поведению дети отличаются друг от друга. Одни более подвижны, другие медлительны. Одни смелые и решительные, другие застенчивые и стеснительные. Сколько детей, столько и подходов к ним. В воспитании не может быть рецептов, пригодных для всех случаев [2].

Нужно добиваться, чтобы дети с ранних лет в семье приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи.

Постепенно круг трудовых обязанностей детей расширяется. В зависимости от конкретных условий жизни семьи родители могут давать своим детям различные трудовые поручения. Очень важно научить детей ценить всякий труд не уклоняться от него. Посильный труд детей — это основа их морального воспитания. Для повышения культуры детей надо развивать у них хороший вкус. Например, с самых ранних лет надо прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде.

Первой и основной задачей родителей в воспитании детей является  создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Даже если вы в плохом настроении, не должны говорить детям  обидные слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко мне. Как вы мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т.п.». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже , навряд ли захочется ему подойти и рассказать что - то маме, отцу.

Следующее требование семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой , его нужно строить. Основа для сохранения контакта- искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам Контакт следует строить  основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким , какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.

        Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания, типа :

«Вот бестолковый! Сколько раз тебе нужно объяснять!», «Да зачем же я тебя только на свет родила упрямец , негодник!» , «Любой  ,  на твоем месте понял бы как поступить!». Вы должны понять, что высказывание такого рода наносит серьезный вред контакту с     Формула истиной родительской любви не «люблю потому что ты хороший» , а «люблю потому что ты есть» [3].

Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Умело применяемые поощрения ,помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку.

В отдельных случаях для осуждения отрицательных поступков детей приходится прибегать и к такому методу воздействия, как наказание. Разумеется, в семье совершенно недопустимы физические наказания.

           Чтобы осудить отрицательные поступки детей , можно ограничить некоторые желания и удовольствия их: запретить посещение кино или театра, отказаться от приобретения подарка, лишить прогулки и т. п. Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков[4].

Всякое наказание, применяемое родителями, должно быть справедливым.

Очень важно обеспечить единую линию поведения всех взрослых членов семьи, единство их требовании к детям. Споры о способах воспитания, о том, должен ли быть наказан ребенок или нет и т. д., недопустимы в присутствии детей. Такими спорами родители подрывают собственный авторитет в глазах младших членов семьи, вносят в семью раскол, воспитывают у детей привычку всегда и всюду искать себе защиту, как бы плохо они не поступали.

В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные   вещи , иногда забываются нами.

– Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

– Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.

– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные , личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.

– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

– Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

– В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.

– Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.

«Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь — не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим  — бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну, явится другая». В. Г. Белинский

      Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека.

Памятка для родителей.

Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать

Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.

Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.

Правило 6. с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.

Правило 7. научить общаться с другими детьми, людьми.

Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность[5].

Главная цель воспитания - счастливый человек. А счастливым он может вырасти в счастливой семье, где в почете труд и уважение, старость и детство, культура и интеллект, доброта и порядочность. Самое главное, чтобы у ребенка было постоянное желание возвращаться в родной дом! Вот тогда вы можете назвать себя настоящим родителями.

Список используемой литературы:

1. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство

«Скрипторий 2003г.», 2008г.    

          2. Григорьева Г.Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г.Г. Григорьева, Ю.А. Тишкина, С.Б. Касаткина. – Н.Новгород:

ГОУ ДПО «Ижевский институт развития и образования»,2009г.
         3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

4. Дыбина О.В. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи: практико-ориентированная монография /Анфисова.С.Е., Еник О.А., Пенькова Л.А., Щетинина В.В./-Ульяновск,2010г.

5.Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Реализация технологий формирования у ребенка направленности на мир семьи.- Тольятти: ТГУ,2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского сада в воспитании нравственных ценностей и семейных традиций

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. А. С. Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручаться за то, что семья воспитыв...

Презентация "Нравственные ценности и их роль в воспитании дошкольника"

Презентация "Нравственные ценности и их роль в воспитании дошкольника"...

Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей

Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей...

Консультация по теме: «Роль художественной литературы в развитии речи детей и воспитания духовно – нравственных ценностей»

Художественная литература играет ключевую роль в становлении речи ребёнка и наполнения его словарного запаса. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаи...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...

Презентация на тему "Формирование нравственных ценностей ребёнка через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников".

Формирование нравственных ценностей ребёнка  через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...