Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Это конспект по ознакомлению со звуком и буквой "К". В данном конспекте применены элеметы технологии проблемного обучения, игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuk_i_bukva_k.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
ГБДОУ детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект
педагогического мероприятия с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»
Составила
учитель – логопед
Кудрявцева С. В.
2020г
Цель: познакомить детей со звуком К; научить выделять звук из ряда других звуков, слогов; познакомить с буквой К.
Задачи:
Познавательные:
- познакомить детей со звуком К ( дать характеристику звука)
- учить выделять звук среди других звуков, в слогах;
- учить выделять звук на фоне слова;
- учить определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза.
- корригировать слуховое внимание, память, мышление.
- уточнять и расширять словарный запас по данной теме.
- совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыкиобразование притяжательных прилагательных;.
- развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога)
- развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения)
- развивать слуховое и зрительное внимание; развивать артикуляционную , ручную и общую моторику;
- развивать фонематический анализ и синтез.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
- воспитывать культуру общения и поведения на занятии;
- воспитывать умение сотрудничать.
Предварительная работа:
Аналогичная работа в процессе знакомства с другими звуками. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон»; разучивание слов самомассажа.
Оборудование:
Конверт с письмом; картинки предметные, название, которых начинается на звук А; кукла Карлсон; плоскостные изображения диких животных (кабан, белка, волк); схемы для определения места звука в слове; массажный мяч среднего размера; игра «Волшебные веревочки»; блоки слогов; магнитно-маркерная доска; пазлы с изображением Карлсона; конверты с заданиями.
I.Орг. момент/
Дети заходят в кабинет и видят на столе большой конверт и разбросанные картинки.
Дети: что это?
Дети совещаются, что делать с конвертом? Можно ли его взять и открыть?
Уч. –логопед; я не знаю чей это конверт. Как вы думаете, если он появился в кабинете, может быть он для нас?
Дети открывают его ( в конверте картинки с предметами, название которых начинается на звук «К» и письмо). Дети разбирают картинки , достают письмо, сами пробуют прочесть его и отдают логопеду, просят его прочесть, т. к. сами читать не умеют.
Уч.-логопед: (читает)« Мне скучно. Я спрятался. Вы меня найдете, когда выполните все задания. Где задания- найдите сами Бой-бой-бой – первый конверт го…..
Дети: (голубой).
Дети находят голубой конверт. (Все конверты с заданиями на доске)
II. Основная часть.
1.Объединение слов по наличию общего звука. Сообщение темы занятия.
Первое задание : Что связывает все эти картинки?
Дети рассматривают картинки, называют изображения на своих картинках и выясняют закономерность.
Дети: все предметы начинаются на звук «К».
Уч.-логопед: Сегодня я собиралась познакомить вас со звуком «К»
2. Уточнение произношения звука «К».
Уч.-логопед: как вы произносим звук «К»?
Дети делятся своим опытом произношения звука «К».
Уч.-логопед: давайте соединим и уточним ваши исследования: язычок на «горочке», отодвинут к горлу.
Предлагаю потренироваться в правильном произношении звука «К»:
- откройте ротик; -язычок на «Горочку»; - ревем как «Медведь»: Ы-Ы-Ы(повторяют 3 раза-
3.Акустическая и артикуляционная характерстика звука «К».
Уч.-логопед: Что вы можете сказать об этом звуке?
Дети с помощью известных им приемов изучают акустические и артикуляционные характеристики звука «К».
- звук «К» - согласный: его нельзя петь, есть преграда – задняя часть языка прижимается к небу;
- он глухой, горлышко не дрожит, в голове не гудит. (Приемы: при произнесении звука закрыть уши (если гудит в голове, звук – звонкий, не гудит – глухой) или поднести ладошку к горлу (есть дрожание - звонкий, нет дрожания – глухой)
- он твердый, мы не произносим его ласково.
Уч.- логопед: Молодцы ребята. Что же дальше? Может быть, в конверте есть что-то еще?
(В каждом конверте подсказка к следующему заданию и часть разрезной картинки).
Дети достают из конверта часть разрезной картинки и красный прямоугольник. Совещаются , сами (или с помощью логопеда) приходят к выводу, что это подсказка к следующему заданию, а часть картинки надо сохранить. Находят на доске красный конверт с заданием.
4. Игра «Поймай звук». Развитие фонематического слуха.
Уч.- логопед: «Поймай звук». Вы догадались, что надо делать?
Дети: Да. Играть в игру «Поймай звук».
Уч.–логопед: Какое движение будете выполнять?
Дети: Прыгать.
Уч. – логопед: Когда услышите звук «К» - подпрыгивайте.
(а у и к м п к к; то му па ку ко ма ку ну ка; рысь заяц крот лиса куница бобер кролик)
Вы отлично справились с заданием. Ищите подсказку.
Дети находят следующую часть разрезной картинки и подсказку (она в конверте второго задания (свечка). Решают, что же это значит и берут нужный конверт с заданием (с тортом).
5. Фонематический синтез. Автоматизация звука «К» в слогах.
Уч. – логопед: Игра с мячом «Сложи слог». Вы знаете такую игру?
Дети: знаем.
Уч. – логопед: Я бросаю мяч и произношу два звука, а вы …..
Дети: мы произносим слог, бросаем мяч вам.,
Уч.-логопед: и все хором повторяем этот слог три раза с ударением на первом слоге.
К а; а к; о к; к о; к у; у к
Уч. – логопед: к а.
Ребенок: ка.
Дети: КА-ка-ка и т. д.
Уч.- логопед: вы справились. Смотрите, есть?
Дети находят подсказку и часть картинки.
6. Определеие места звука в слове. Образование питяжательных прилагательных.
Дети достают из конверта карточку для определения места звука в слове. На обратной стороне нарисован компьютер.
Уч.- логопед: что это значит?
Дети: надо определить, где находится звук «К» в слове, надо искать в компьютере.
Уч.- логопед: что вы видите на экране?
Ребенок: я вижу беличий хвост, это белка.
Ребенок: я вижу кабанью голову, это кабан.
Ребенок: я вижу барсучью спину, это барсук.
Ребенок: я вижу схемы для определения места звука в слове.
Уч.- логопед: что же надо сделать, как вы думаете?
Ребенок: надо провести линию от животных к нужной схеме.
Уч.- логопед: Да, правильно . выполняйте и объясняйте свои действия.
Ребенок: в слове «кабан» звук «К» находится в начале слова, поэтому я соединю его с первой схемой.
Ребенок: в слове «белка» звук «К» находится в середине слова, поэтому я соединю его со второй схемой.
Ребенок: в слове «барсук» звук «К» находится в конце слова, поэтому я соединю его с третьей схемой.
Уч.-логопед: Вы сделали это. Молодцы. Животные предлагают вам отдохнуть вместе с ними и сделать друг другу массаж спины.
7. Самомассаж.
Дети встают по кругу друг за другом.
Мы пушистые зверюшки. Гладят по спине впереди стоящего.
Лапки мягкие у нас. «Ходят» ладошками по спине.
В лапках прячем мы царапки. Стучат пальчиками по спине.
Только вы не бойтесь нас. Гладят по спине.
8. Знакомство с буквой «К».
Уч.-логопед: что спрятано в конверте?
Дети достают часть разрезной картинки и три ниточки.
Уч.-логопед: интересно, зачем ниточки?
Дети: делать букву.
Уч.-логопед: букву «К». Посмотрите вот буква «К». из каких частей состоит буква.
Дети: из вертикальной палочки, двух наклонных.
Уч.-логопед: в какую сторону смотрит «К»?
Дети: в правую.
Уч.-логопед: на что похожа буква «К»?
Дети говорят, на что похожа буква «К»
9. «Волшебные веревочки».
Дети на ковриках выкладывают букву «К».
10. « Найди все буквы «К».
Дети вытаскивают из конверта часть картинки и подсказку букву»К».
Уч.-логопед: надо найти все буквы «К».
Дети каждый индивидуально выполняет задание.
11. «Собери картинку»
Уч.-логопед: остался последний конверт.
Дети достают часть картинки и картинку. Собирают из частей картинку. Получается Карлсон.
Уч.-логопед: Так вот кто это был. Вы узнали дети?
Дети: это Карлсон.
Появляется Карлсон.
Карлсон: Молодцы ребята! Мне было интересно за вами наблюдать. А вам интересно играть?
Дети: интересно,
12. Подведение итогов.
Карлсон: у меня для вас сюрприз. Только сначала вспомните, что вы делали, пока меня искали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Конспект образовательной деятельности по лекстческой теме "Дикие животные"...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы №6 МБДОУ ДС №471 ( интеграция образовательных областей:"Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество", "Музыка".
Интегрированное занятие по закреплению знаний детей об осеннем периоде года и развитию твоческого воображения....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологий культурных практик по теме "Есть такая профессия - Родину защищать".
С помощью данной образовательной деятельности дети смогут актуализировать свои знания о военных профессиях через восприятие художественной литературы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию Экологический квест «Спасение птиц»
Уточнять и расширять представление детей о зимующих птицах. Совершенствовать грамматический строй речи .Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, Продол...
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с применением ТРИЗ-технологий «День диких животных»
Конспект реально проведенного занятия, посвященного Дню диких животных в рамках экологического проекта.Структура конспекта:ЦельЗадачиОборудование и материалыХод занятия...