«Организация проектной деятельности в ДОУ» на тему «В семейном кругу мы с вами растем» в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа)
Среднесрочный детско-родительский комплексный проект с заданным практическим результатом для детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект для старшей группы | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара
«Организация проектной деятельности в ДОУ»
на тему
«В семейном кругу мы с вами растем»
в старшей группе
длительность проекта (среднесрочный)
Дата: ( с 25.01.2021г. по 25.03.2021г. )
Руководитель проекта:
Квичастая Ольга Владимировна,
воспитатель
Творческая группа (члены) проекта:
Мыцык Наталья Викторовна,
Воспитатель;
Горбулёва Лилия Владимировна,
музыкальный руководитель;
Нуйкина Ольга Владимировна, инструктор по физической культуре.
Самара, 2021
- Паспорт проекта
Направление | Содержание (с учётом рекомендаций) |
Творческое название проекта | В семейном кругу мы с вами растем. |
Вид проекта | Среднесрочный детско-родительский комплексный проект с заданным практическим результатом для детей 5-6 лет. |
Разработчик проекта | Квичастая Ольга Владимировна |
Участники проекта | (Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, физ. инструктор) |
Проблема |
|
Цель проекта | Способствовать умению детей систематизировать получаемую информацию, оформлять, используя различные техники, отражая личное отношение. Способствовать позитивному развитию детско-родительских отношений. |
Основные задачи проекта | 1. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. 2. Расширять представления детей о своей семье, родословной. 3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. 4.Обогащать опыт отражения знаний, впечатлений в различных видах деятельности (в игровой, в художественно-творческой, трудовой и др.). 5.Развивать любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира, творческие способности детей, изобразительные, артистические, двигательные умения, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы |
Планирование детьми деятельности | Собрать необходимые сведения и оформить презентацию по теме проекта |
Ожидаемые результаты реализации проекта | За время реализации проекта «В семейном кругу мы с вами растем» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи. Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений. |
Технологии и методики, используемые в работе | Последовательность работы педагога над проектом
|
Характер контактов | внутри одной возрастной группы, ДОУ, в контакте с семьей. |
Результат, продукт проектной деятельности | Выставка портретов «Моя семья» Альбом «Наша группа» |
Анализ и оценка результата проекта | Реализация данного проекта позволило сформировать у дошкольников полноценного «образа семьи» совместными усилиями семьи и детского сада имеет позитивное значение для всех участников воспитательного процесса: - для ребенка: определяет его эмоциональное самочувствие в семье, восприятие детско-родительских отношений; развивает рефлексию, позитивное отношение к членам семьи; содействует становлению качеств будущего семьянина; - для родителей: появляется интерес и внимание к внутреннему миру ребенка, осознанное понимание внутрисемейных отношений; стимулирует потребность в самовоспитании и самообразовании; - для педагогов дошкольного учреждения: содействует повышению квалификации, коммуникативной культуры посредством организации содержательного взаимодействия с семьей. |
Перспективы развития проекта | Для формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста была намечена следующая работа: - провести работу по формированию у детей представлений о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими; - воспитывать уважительное отношение к семье; - познакомить детей со способами выражения заботы, уважения, благодарности; - расширить знания о родственных связях, родословной; - способствовать активному участию в хозяйственной деятельности семьи. |
- Форма презентации:
Этап | Формы работы (с наименованием) | задачи | Срок реализации | Время в режиме | Место проведения |
1 этап | Подготовительный этап Беседа с детьми о семье | На этом этапе формируются задачи проекта, осуществляется изучение проблемы, разработка плана и содержания мероприятий. Опрос детей: «Что я знаю о семье?» определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников | с 25.01 по 30.01.2021г. | день | группа |
2 этап | Основной этап связан с проведением различных мероприятий с детьми, родителями воспитанников, осуществлением педагогами ДОО совместной с детьми познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной деятельности, конструирования и восприятия художественной литературы в соответствии с планом. | Содержание деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей: Беседы: «Какие мы», «Мы разные», «Моя семья»; НОД из цикла «Я и моя семья», «Моя мама», «Самый лучший папа», «В гостях у бабушки» Чтение художественной литературы: Иван Кокорин «Сыновья любовь»; «Мамин отпуск»; «Младший брат»; «Беспорядок»; Рассказы из азбуки «Деду скучно было дома»; «Сел дед пить чай»; «У Маши была тётка». Рассказ «Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить»; Рассматривание иллюстраций по теме проекта; Разучивание песен, стихов, на семейную тематику; Рассматривание фотографий членов семьи; Рисование «Мои родные» Оформление альбома «Наша группа» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки - матери», «Маленькие помощники». Строительная игра «Дом где мы живем» Взаимодействие с родителями: консультация «Духовно-нравственное воспитание» беседа «Семейные традиции», Оформление выставки «Моя семья» Консультация «О ценности семейных поездок в зоопарк» Цель: Показать родителям способы поддержания интереса детей к объектам природы, развития их любознательности в практике повседневного общения с ребенком в семье. Предварительная работа. Организация выставки: фотогазета о посещении детьми группы зоопарка, детские рисунки животных, книга «Питомцы Зоопарка» В. Чаплиной, «Зоопарк в твоей книжке» составители В.В. Никитина, В.Н. Башарин, А.Г. Башарина. | с 01.02 по 05.03. 2021г С 08.03 по19.03. 2021 г. | день, вечер утро, день, вечер | группа, музыкальный зал, дом группа, спорти-вный зал |
3 этап | Заключительный этап Рефлексивно-оценочный этап проекта. Подведение итогов в реализации проекта |
| с 22.03 по 25.03. 2021г. | день, вечер | группа |
Примерное перспективное планирование работы семейного клуба
«Мы вместе!»
месяц | неделя | Темы и краткое содержание занятий в клубе | Форма проведения |
февраль | 2-я | Анкетирование родителей по теме «Знаю ли я своего ребенка» (по анкетам, подготовленным педагогом-психологом) | Индивидуальные беседы по анкетам |
февраль | 3-я | Составление детьми рассказа (по семейным фотографиям) «На кого я похож» | Изготовление дома «именных карточек» |
Март | 1-я | Игра-имитация «Покажи, что умеет делать твоя мама, твой папа, а мы отгадаем» | Фотоотчет портретов мам и пап. |
Март | 3-я | Семейное «древо жизни» (рассказы о своих предках) | Настольно-печатная игра «Семья». |
Перспективное планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию (в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»)
Месяц | Тема | Краткое содержание организованной образовательной деятельности | Связь с другими видами деятельности |
Февраль | «Моя семья» |
Приложение 2 | Рисование на тему «Моя семья»;
|
Февраль | «Наши защитники» (к Дню защитника Отечества) |
|
|
Март (в течении месяца) | «Очень я люблю маму милую мою» «Традиции» |
|
|
Заключение:
В результате направленной работы по формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста формируется представление о любящей семье, как о людях, которые живут вместе; малыши начинают понимать, как проявлять заботливое отношение друг к другу, вырабатывается чувство семейной сплоченности и уважение к повседневному труду родителей.
Используемая литература:
- Л.Л. Тимофеева
- Р89 Русские писатели – детям. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2017.-128с., цв. ил. (серия «Любимые сказки малышам»);
- Т53 Рассказы и сказки / Л.Н. Толстой. – М.: РОСМЭН, 2014.-144с.: ил. – (Все лучшие сказки);
- Ф 79 Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа, Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2015.-144с.;
- Н63 Как научить ребёнка читать/А. Николаев.-М.:РИПОЛ классик, 2012.-96с.:ил.-(Играем и учимся);
- З 56 Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.-160с.;
- Маханева М.Д., Ушакова-Славолюбова О.А.
М36 Мы вместе: Социально-коммуникативное развитие дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2017.-224с. (Образовательные программы ДОО);
- Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа.5-6 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.-128с.;
- Егорова С. Е30 С Днем Варенья! Детские стихи: развивающее пособие для детей 5-7 лет/ С. Егорова.-М.: Просвещение, 2019.-64с.:ил.-(Хитрый кот). – ISBN 978-5-09-071894-3.
- Интернет-источник:
https://papinsait.ru/jakov-akim-moja-rodnja/;
https://nukadeti.ru/skazki/sestra_moya_kseniya;
https://skazki.rustih.ru/lyubov-voronkova-chto-skazala-by-mama/ ;
http://sskazki.ru/stihi/r-gamzatov-moy-dedushka/ ;
https://rustih.ru/aleksej-pleshheev-vnuchka/;
https://skazki.rustih.ru/lyubovvoronkovababushkinydela/ .
Приложение 1
МОЯ РОДНЯ
Яков Аким
Мама с папой — моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю:
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке.
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.)
Приложение 2
Один раз был обыкновенный день. Я пришел из школы, поел и влез на подоконник. Мне давно уже хотелось посидеть у окна, поглядеть на прохожих и самому ничего не делать. А сейчас для этого был подходящий момент. И я сел на подоконник и принялся ничего не делать. В эту же минуту в комнату влетел папа. Он сказал:
– Скучаешь?
Я ответил:
– Да нет… Так… А когда же наконец мама приедет? Нету уже целых десять дней!
Папа сказал:
– Держись за окно! Покрепче держись, а то сейчас полетишь вверх тормашками.
Я на всякий случай уцепился за оконную ручку и сказал:
– А в чем дело?
Он отступил на шаг, вынул из кармана какую-то бумажку, помахал ею издалека и объявил:
– Через час мама приезжает! Вот телеграмма! Я прямо с работы прибежал, чтобы тебе сказать! Обедать не будем, пообедаем все вместе, я побегу ее встречать, а ты прибери комнату и дожидайся нас! Договорились?
Я мигом соскочил с окна:
– Конечно, договорились! Ура! Беги, папа, пулей, а я приберусь! Минута – и готово! Наведу шик и блеск! Беги, не теряй времени, вези поскорее маму!
Папа метнулся к дверям. А я стал работать. У меня начался аврал, как на океанском корабле. Аврал – это большая приборка, а тут как раз стихия улеглась, на волнах тишина, – называется штиль, а мы, матросы, делаем свое дело.
– Раз, два! Ширк-шарк! Стулья по местам! Смирно стоять! Веник-совок! Подметать – живо! Товарищ пол, что это за вид? Блестеть! Сейчас же! Так! Обед! Слушай мою команду! На плиту, справа по одному «повзводно», кастрюля за сковородкой – становись! Раз-два! Запевай:
Папа только спичкой чирк! И огонь сейчас же фырк!
Продолжайте разогреваться! Вот. Вот какой я молодец! Помощник! Гордиться нужно таким ребенком! А когда вырасту, знаете кем буду? Я буду – ого! Я буду даже ого-го! Огогугаго! Вот кем я буду!
И я так долго играл и выхвалялся напропалую, чтобы не скучно было ждать маму с папой. И в конце концов дверь распахнулась, и в нее снова влетел папа! Он уже вернулся и весь был взбудораженный, шляпа на затылке! И он один изображал целый духовой оркестр, и дирижера этого оркестра заодно. Папа размахивал руками.
– Дзум-дзум! – выкрикивал папа, и я понял, что это бьют огромные турецкие барабаны в честь маминого приезда.
– Пыйхь-пыйхь! – поддавали жару медные тарелки.
Дальше началась уже какая-то кошачья музыка. Закричал сводный хор в составе ста человек. Папа пел за всю эту сотню, но так как дверь за папой была открыта, я выбежал в коридор, чтобы встретить маму.
Она стояла возле вешалки с каким-то свертком на руках. Когда она меня увидела, она мне ласково улыбнулась и тихо сказала:
– Здравствуй, мой мальчик! Как ты тут поживал без меня?
Я сказал:
– Я скучал без тебя.
Мама сказала:
– А я тебе сюрприз привезла!
Я сказал:
– Самолет?
Мама сказала:
– Посмотри-ка!
Мы говорили с ней очень тихо. Мама протянула мне сверток. Я взял его.
– Что это, мама? – спросил я.
– Это твоя сестренка Ксения, – все так же тихо сказала мама.
Я молчал.
Тогда мама отвернула кружевную простынку, и я увидел лицо моей сестры. Оно было маленькое, и на нем ничего не было видно. Я держал ее на руках изо всех сил.
– Дзум-бум-трум, – неожиданно появился из комнаты папа рядом со мной. Его оркестр все еще гремел.
– Внимание, – сказал папа дикторским голосом, – мальчику Дениске вручается сестренка Ксения. Длина от пяток до головы пятьдесят сантиметров, от головы до пяток – пятьдесят пять! Чистый вес три кило двести пятьдесят граммов, не считая тары.
Он сел передо мной на корточки и подставил руки под мои, наверно, боялся, что я уроню Ксению. Он спросил у мамы своим нормальным голосом:
– А на кого она похожа?
– На тебя, – сказала мама.
– А вот и нет! – воскликнул папа. – Она в своей косыночке очень смахивает на симпатичную народную артистку республики Корчагину-Александровскую, которую я очень любил в молодости. Вообще я заметил, что маленькие детки в первые дни своей жизни все бывают очень похожи на прославленную Корчагину-Александровскую. Особенно похож носик. Носик прямо бросается в глаза.
Я все стоял со своей сестрою Ксенией на руках, как дурень с писаной торбой, и улыбался.
Мама сказала с тревогой:
– Осторожно, умоляю, Денис, не урони.
Я сказал:
– Ты что, мама? Не беспокойся! Я целый детский велосипед выжимаю одной левой, неужели же я уроню такую чепуху?
А папа сказал:
– Вечером купать будем! Готовься!
Он взял у меня сверток, в котором была Ксенька, и пошел. Я пошел за ним, а за мной мама. Мы положили Ксеньку в выдвинутый ящик от комода, и она там лежала спокойно.
Папа сказал:
– Это пока, на одну ночь. А завтра я куплю ей кроватку, и она будет спать в кроватке. А ты, Денис, следи за ключами, как бы кто не запер твою сестренку в комоде. Будем потом искать, куда подевалась…
И мы сели обедать. Я каждую минуту вскакивал и смотрел на Ксеньку. Она все время спала. Я удивлялся и трогал пальцем ее щеку. Щека была мягкая, как сметана. Теперь, когда я рассмотрел ее внимательно, я увидел, что у нее длинные темные ресницы…
И вечером мы стали ее купать. Мы поставили на папин стол ванночку с пробкой и наносили целую толпу кастрюлек, наполненных холодной и горячей водой, а Ксения лежала в своем комоде и ожидала купания. Она видно волновалась, потому что она скрипела, как дверь, а папа, наоборот, все время поддерживал ее настроение, чтобы она не очень боялась. Папа ходил туда-сюда с водой и простынками, он снял с себя пиджак, засучил рукава и льстиво покрикивал на всю квартиру:
– А кто у нас лучше всех плавает? Кто лучше всех окунается и ныряет? Кто лучше всех пузыри пускает?
А у Ксеньки такое было лицо, что это она лучше всех окунается и ныряет, – действовала папина лесть.
Но когда стали купать, у нее такой сделался испуганный вид, что вот, люди добрые, смотрите: родные отец и мать сейчас утопят дочку, и она пяткой поискала и нашла дно, оперлась и только тогда немного успокоилась, лицо стало чуть поровней, не такое несчастное, и она позволила себя поливать, но все-таки еще сомневалась, вдруг папа даст ей захлебнуться…
И я тут вовремя подсунулся под мамин локоть и дал Ксеньке свой палец и, видно, угадал, сделал, что надо было, она за мой палец схватилась и совсем успокоилась. Так крепко и отчаянно ухватилась девчонка за мой палец, просто как утопающий за соломинку. И мне стало ее жалко от этого, что она именно за меня держится, держится изо всех сил своими воробьиными пальчиками, и по этим пальцам чувствуется ясно, что это она мне одному доверяет свою драгоценную жизнь и что, честно говоря, все это купание для нее мука, и ужас, и риск, и угроза, и надо спасаться: держаться за палец старшего, сильного и смелого брата.
И когда я обо всем этом догадался, когда я понял наконец, как ей трудно, бедняге, и страшно, я сразу стал ее любить.)
Беседы:
Тема «Семья. Человек»
Расширить представления детей о семье, о родственных отношениях в семье. Систематизировать их знания о частях тела человека и их назначении.
Беседа
Дети рассказывают о семье по плану:
- Назови свое имя и отчество.
- Назови имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.
- Профессию мамы.
- Профессию папы.
- Чем занимаются бабушка и дедушка.
- Кто помогает тебе, и кому помогаешь ты.
Игровые технологии «1-2-5»
Дидактическая задача. Закреплять навык детей в согласовании числительных с существительными.
Материал. Картинки с изображением пальца, уха, носа, глаз, руки, локтя, шеи, человека, семьи, внучки, брата, сестры. Карточки с цифрами 1,2,3.
Ход игры
Педагог называет слово и показывает карточку с цифрой. Дети в соответствии с показанной цифрой согласовывают числительное с существительным.
«Собери предложение»
Дидактическая задача. Формировать умение детей согласовывать слова в предложении.
Материал. Не требуется.
Игровое действие. Составление предложений.
Ход игры
Педагог предлагает из данных слов собрать предложение.
Лексический материал:
Лена, зубы, утро, чистить, каждый.
Дети, в, зарядка, сад, делать.
Сестра, смазать, лыжи, отец.
Антон, гулять, в, любой, погода.
Море, к, приехать, семья.
На, портфель, брат, стул, лежать.
«Назови имя взрослого»
Дидактическая игра. Развивать мышление, память, речь детей.
Игровое действие. Называние.
Игровое правило. Говорит тот, кому брошен мяч.
Материал. Мяч.
Ход игры
Педагог дает образец. Затем называет имя и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, называет имя взрослого.
Лексический материал: Маша, Даша, Таня, Оля, Галя, Наташа, Валя, Вася, Ира, Ваня, Коля, Настя, Паша, Вова, Саша.
Беседы, чтение:
«Что сказала бы мама, если…»
Общение в ходе самостоятельной деятельности
Задачи
- Развивать стремление радовать старших хорошими поступками (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»).
- Совершенствовать речь как средство общения, поощрять самостоятельность суждений. Развивать интерес к художественной литературе (образовательная область «речевое развитие»).
- Формирование умение передавать в рисунке сюжет произведения (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
Предварительная работа. Наблюдение за взаимоотношениями детей и родителей.
Материалы. Бумага, цветные карандаши.
Методика проведения.
Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Что сказала бы мама»
Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
— Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
Вдруг Федя сказал:
— Что-то здесь пчёл много!
— Правда, здесь пчёл много,- сказал и Ваня.- Всё время гудят.
— Эй, ребята,- закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
Ребята, отступай! скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
Ребята! крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— И нас пчёлы закусают.
Надо его отца позвать,- сказал Федя. — Вот пойдём мимо их дома — его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, — сказала она — и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!
— Мне ничего, — сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
— Ну и хорош! — сказала бабушка. — Это кто же тебя так разукрасил?
— Пчёлы,- ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит — перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!
Затем обсуждает с детьми его содержание: «Представьте себя на месте Вани. Как бы вы поступили в такой ситуации? Что сказала бы ваша мама, если бы вы поступили так же, как Ваня? Что сказала бы мама, если бы вы поступили так же, как Федя с Гринькой?».
Педагог поощряет развернутые и аргументированные ответы детей.
По окончании беседы воспитатель предлагает детям нарисовать иллюстрации к рассказу.
«Мой дедушка»
Общение в ходе самостоятельной деятельности
Задачи
- Углублять представления детей о членах семьи. Воспитывать уважительное отношение к окружающим (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»).
- Формировать умение рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажатием на него. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
- Развивать умение поддерживать беседу. Развивать интерес к художественной литературе (образовательная область «речевое развитие»).
Материалы. Бумага разного формата, краски, кисти, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.
Методика проведения
Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения Р. Газматова «Мой дедушка»
У меня есть дедушка,
Как зима, седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.
В день знакомства нашего —
Это не секрет —
Было мне полмесяца,
А ему сто лет.
Маленькие ласточки,
Песнями звеня,
Будят вместе с дедушкой
На заре меня.
На зарядке солнышко
Рядом видит нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами мокрая
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
И водой холодною,
Прямо из ручья,
Вместе умываемся:
Дедушка и я.
Мы берёмся за руки
С дедушкой моим,
Вдоль аула нашего
Мы гуляем с ним.
Встретится ли доктор нам,
Что лечил меня,
Иль кузнец, чьё спорится
Дело у огня,
Почтальон ли с толстою
Сумкой на ремне,
Агроном ли, скачущий
На гнедом коне, —
Кто ни повстречается
На дороге нам,
Кланяется дедушке,
Говорит: — Салам!
Я шагаю с дедушкой,
Думая о том,
Что и я, наверное,
Каждому знаком.
И с людьми здороваюсь,
Как большой, в пути.
Хорошо мне за руку
С дедушкой идти!
Во дворе и в доме я
Потрудиться рад.
Говорит мой дедушка:
— Покорми цыплят!
— Цып, цып, цып! — кричу я
Посреди двора.
— Цып, цып, цып! — кричу я.
— Завтракать пора!
В небе коршун кружится
Третий раз подряд,
Но ему, разбойнику,
Не украсть цыплят.
Ведь ружьё с патронами
Есть у нас, друзья.
И стреляет дедушка
Метко из ружья...
Для козлёнка нашего
Я нарвал травы.
Жаль, козлёнка нашего
Не видали вы.
У него пока ещё
Рожки — не рога.
И такой он белый весь,
Как зимой снега.
Хоть живёт на свете он
Месяц с небольшим,
Но уже бодается —
Не шутите с ним!
Точат волки серые
Зубы на козлят,
Но овчарки зоркие
По ночам не спят.
И в стрельбе мой дедушка
Понимает толк:
В лес уйти от выстрела
Не сумеет волк.
Про забавный случай вам
Расскажу сейчас.
Лопоухий, серенький
Ослик есть у нас.
Дедушке по пояс он,
Это ничего.
Сел однажды дедушка
В поле на него.
Ослик к дому двинулся
(Путь здесь недалёк).
Доставал подошвами
До земли седок.
Вдруг застыл как вкопанный
Ослик на пути:
«Деда длинноногого
Не хочу везти».
Доставал подошвами
До земли седок.
И сказал он весело:
— Путь здесь недалёк!
Не к лицу кататься мне
На осле верхом.
Я скорее до дому
Доберусь пешком.
И шагами быстрыми
По тропе пошёл,
А за ним обиженный
Побежал осёл.
Ну, а мне на ослике
Разъезжать верхом,
Право, больше нравится,
Чем ходить пешком.
Много знает дедушка
Былей-небылиц:
Про луну и солнышко,
Про зверей и птиц.
Я вопросы разные
Задаю ему:
— Где?
— Зачем?
— А скоро ли?
— Сколько?
— Почему?
Мне на всё мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет.
Он лошадкой сделаться
Может для того,
Чтобы покатался я
На плечах его.
А когда мой дедушка
Сядет на коня,
То сажает дедушка
На седло меня.
Сядем на качели мы —
Двое смельчаков —
И взлетаем радостно
Выше облаков.
Ведь у нас по улице
Ходят облака.
И ручьи к нам прыгают
Прямо с ледника.
Дедушка работает,
Словно молодой,
Поливает яблони
Ключевой водой.
Я в сарай за лестницей,
Верьте, не пойду,
Чтоб сорвать созревшее
Яблоко в саду,
Потому что дедушка
Быстро и легко
Может вмиг поднять меня
Очень высоко.
Мы лезгинку с дедушкой
Любим танцевать.
Если мне приходится
Первым начинать,
То, прищурив ласково
Добрые глаза,
Бьёт в ладоши дедушка
И кричит: —Арсса!
А запляшет дедушка,
Тонкий, как лоза, —
Я в ладоши хлопаю
И кричу: — Арсса!
Возле старой мельницы
На рассвете дня
В горной речке плавать он
Научил меня.
И теперь мы с дедушкой
По волнам реки
Часто летом плаваем
Наперегонки...
Смастерил он дудочку
Мне из тростника.
Любят мою дудочку
Поле и река.
Любит мою дудочку
В роще соловей.
Вечерами часто он
Подпевает ей.
А когда дождёмся мы
С дедушкой зимы,
То на санках под гору
С ним промчимся мы.
Голубыми искрами
Заклубится снег.
Эхо вмиг откликнется
На весёлый смех.
Если же сердиться
Стану на мороз,
Потирая варежкой
Покрасневший нос,
Тихо скажет дедушка:
— Прячься, воробей! —
И меня укутает
Буркою своей.
Так орлёнка малого
В скалах перед сном
Мать-орлица ласково
Прячет под крылом.
Блещут звёзды вечером,
Дремлет сад в снегу.
Мы садимся с дедушкой
Ближе к очагу.
Он читает книжки мне —
Ведь читать я сам
Не могу пока ещё
Даже по слогам.
Вот какой мой дедушка!
В майский праздник он
Был на сбор ребятами
В школу приглашён.
Вовремя пришёл он,
Не подвёл ребят.
Стал под знамя красное
Пионеротряд.
И, держа равнение,
Все ребята тут
Пионерский дедушке
Отдали салют.
А когда торжественный
Запылал костёр,
Рассказал мой дедушка,
Старый житель гор,
Как с другими горцами
В давнем феврале
Он в гостях у Ленина
Побывал в Кремле.
Как дарил, волнуясь, он
Бурку Ильичу...
Быть таким, как дедушка,
Очень я хочу!
Приезжайте в гости к нам
По горам крутым —
Сами познакомитесь
С дедушкой моим!
В ходе беседы воспитатель выясняет у детей, за что мальчик любит своего дедушку. Выслушав ответы, просит их рассказать о своих дедушках, о том, как они проводят с ними время, чем занимаются, о чём разговаривают (педагог записывает рассказы детей).
Воспитатель предлагает детям нарисовать портреты своих дедушек. Дети самостоятельно подбирают формат бумаги и изобразительный материал.
В ходе работы педагог напоминает детям приемы рисования, следит, чтобы при рисовании контура они не нажимали сильно на простой карандаш.
По окончании работы воспитатель с детьми рассматривает портреты, предоставляет им возможность обменяться впечатлениями. Затем все рисунки объединяются в альбом «Мой дедушка», и воспитатель записывает в него рассказы детей.
«Моя бабушка»
Общение в ходе самостоятельной деятельности
Задачи
- Углублять представления детей о семье. Воспитывать уважительное отношение к старшим. Расширять представления об изменении позиции человека в связи с взрослением (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»).
- Способствовать умению слушать стихотворение. Развивать умение поддерживать беседу (образовательная область «речевое развитие»).
Материалы. Картинки, иллюстрирующие этапы взросления человека: маленькая девочка, школьница, подросток, мама, бабушка.
Методика проведения.
Воспитатель читает детям стихотворение А. Плещеева «Внучка»
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.
Воспитатель спрашивает у детей о том, можно ли всегда оставаться маленьким. Выслушивает рассуждения дошкольников и говорит, что в течении жизни люди меняются.
Предлагает детям разложить по порядку картинки, иллюстрирующие этапы взросления человека.
Педагог интересуется у детей, что им известно о детстве их бабушек. Выслушивает ответы детей, которые могут ответить на этот вопрос, и советует остальным ребятам поинтересоваться, какими были их бабушки, когда были маленькими. Через некоторое время педагог возвращается к этому разговору и спрашивает детей о том, что нового они узнали о своих бабушках.
«Дружная семья»
Общение в ходе самостоятельной деятельности
Задачи
- Воспитывать желание помогать людям (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»).
- Закреплять умение петь коллективно без музыкального сопровождения (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).
- Развивать интерес к художественной литературе. Продолжать развивать умение детей содержательно и эмоционально рассказывать об интересных событиях (образовательная область «речевое развитие»).
Методика проведения.
Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Бабушкины дела»
Ночью шумел буран. Страшно гудело и завывало в трубе. Жёсткий снег взвивался вихрем и ударялся о стены.
Таня спала в горнице, около маленькой печки.
– Мама, кто это стучится? – спросила она сквозь сон.
А мать ответила:
– Спи, спи. Это дедко Морозко веселится на улице.
Наступило утро, а дед-мороз всё ещё не унимался. После завтрака Таня взялась было за полушубок, но бабушка сказала:
– На улице свету белого не видно – сиди дома!
Таня подошла к окну, поглядела в узенькую чистую проталинку. Ох, что творится! Белая вьюга несётся вдоль деревни, снежные вихри взвиваются вверх, и ничего больше не видно – ни дворов, ни берёз, ни леса…
– Так весь день и сидеть дома? – сказала Таня. – А что дома делать?
– Дел в доме сколько хочешь найдётся, – ответила бабушка. – У меня вот дела ещё до свету начались: печку истопила, обед сварила, завтраком вас всех накормила… А сейчас давай за работу вместе приниматься: я буду кринки мыть, а ты чашки со стола убирай. Только, смотри, потихоньку, не разбей.
Таня налила горячей воды в самое глубокое блюдце. Много воды налила, до самых краёв.
– Бабушка, смотри-ка, у меня здесь пруд получился! – сказала она.
Но бабушке было некогда – она тёрла кринки мочалкой, отскребала у горлышка жёсткие пенки и не слушала Таню.
Таня взяла одну чашку – синюю с цветочками – и окунула в воду. Вода из блюдца полилась через край, побежала ручьём по столу и на пол.
– Что это там? – спросила бабушка.
– Ничего, – ответила Таня. – Это пруд из берегов вышел!
Таня вымыла чашку синюю с цветочками и взяла другую, с ягодками. А когда стала мыть дедушкин стакан, то воды оказалось очень мало. Таня поворачивала стакан с боку на бок, он гремел, звенел и будто сердился.
– Ну и ладно, обойдёшься так, – сказала Таня и стала вытирать стакан.
Вытерла, поставила – что же это такое? Стакан стоял мутный, весь в молочных полосах.
– Бабушка, – сказала Таня, – а стакан никак не моется!
Бабушка тем временем уже перемыла кринки, сполоснула водой и поставила в печку просушиться и прожариться.
– Ну, что тут у тебя? – сказала она. – Реки и озёра? Давай-ка я тебе помогу.
Бабушка налила в миску чистой воды.
Вдвоём с Таней они сполоснули чашки, а дедушкин стакан вымыли так, что он весь заблестел. Потом поставили посуду в шкаф, а клеёнку на столе вытерли сухо-насухо.
– Ну, вот и всё, – сказала Таня, – вот и дела кончились!
– По-твоему, кончились, а по-моему, начинаются, – сказала бабушка. – Я вот пойду половики вытрясу, а ты бери веник, пол выметай. Да сначала водой побрызгай!
Бабушка собрала с полу пёстрые дорожки, оделась и вышла из избы. А Таня зачерпнула из ведра кружку воды и начала брызгать по всему полу.
– Дождик идёт! – кричала она. – Эй, прячьтесь все – дождик идёт!
Брызги разлетались по всей избе – и на стены попало, и на лавки попало, и на сундук попало… И по всему полу, по белым половицам запестрели тёмные капли.
А потом Таня взяла веник и стала подметать. Она так размахивала веником, что весь сор вихрем взлетал кверху.
Бабушка вошла с половиками.
– Тише, тише! – сказала она. – Разве так метут!
И показала, как надо мести: тихо, ровно и сор не расшвыривать. Так они вместе подмели пол и постелили пёстрые дорожки. Чисто стало в избе!
– Вот и всё! – сказала Таня.
– Нет, не всё, – сказала бабушка, – сейчас пойдём гусей кормить.
Она насыпала в бадейку мякины, намяла туда картошки, облила всё горячей водой, замесила. Потом обе покрылись большими платками и пошли во двор.
Гуси уже стояли около своей кормушки и ждали. Увидев бабушку с ведром, они сразу закричали на разные голоса. Таня даже уши заткнула:
– Ой, теги, не подмазаны телеги! Замолчите!
Но они всё кричали и кивали головами, пока бабушка не дала им корму. А как только дала корму, так они уткнулись в кормушку и умолкли.
Куры тоже прибежали, но подойти боялись. Гуси шипели на них: не подходи, ущипну!
Тогда бабушка принесла горстку овса и посыпала курам в сторонке, чтобы гуси не видели.
– Ну, вот всех и накормили! – сказала Таня.
Но в это время из коровника раздался негромкий, как бы скучающий голос:
«М-му-уу…»
А потом из овчарника:
«Б-бя-а…»
Но бабушка сказала:
– Рано, рано запросили! Ещё полудня нет!
И пошла в избу. А Таня вперёд побежала. Бабушка вымыла руки, взяла гребень и веретено и уселась прясть кудельку. А Таня стала раздёргивать шерсть – тонко-тонко, по волоконышку.
– Вот спрядёшь кудельку, и работа вся. Да, бабушка? – спросила она.
– Спряду кудельку и скотине сенца дам, – ответила бабушка. – А потом обедать собирать – дед из лесу с дровами приедет, мать из риги придёт. Они сегодня всей бригадой в риге лён мнут… Ну, после обеда кудельку спряду, а там и убираться надо: скотину поить, скотину кормить, корову доить, за водой идти… А там уж и вечер – в горнице печку топить, картошку варить на ужин…
После обеда явилась Алёнка – вся в снегу! Таня обрадовалась.
– Что ж ты не шла так долго?
– Я вьюги боялась. И то едва добежала. А ты на улице была?
– А когда мне! Я всё бабушке помогала!
Подружки уселись играть в куклы. А когда стемнело, залезли на лежанку и принялись рассказывать друг другу сказки. Бабушка входила, выходила, гремела вёдрами, а Таня и забыла, что она ей собиралась целый день помогать.
И только вечером вспомнила, когда Алёнка ушла:
– Бабушка, а что ещё делать надо?
– А ещё сейчас полезу в подпол, картошки наберу на завтра, капусты достану.
– Бабушка, и я с тобой! Я тоже буду картошку набирать!
Бабушка зажгла лампу, взяла корзинку и полезла в подпол. И Таня с ней. В подполе было очень интересно. В одном углу лежал целый ворох картошки, в другом – брюква и свёкла, в третьем стояли пузатые кадки с капустой и огурцами.
Таня тоже хотела набирать картошку. Но бабушка сказала:
– Не грязни руки. Лучше выбери себе брюковку.
Таня выбрала брюкву, посмотрела, а у неё бочок погрызенный.
– Бабушка, смотри-ка! Кто-то брюкву обгрыз!
– Это мыши, – сказала бабушка. – Вот негодные!
Таня живо оглянулась:
– А где они живут?
– Да где-нибудь тут, в норочках.
В это время сверху спрыгнул в подпол кот Михей. И сразу пошёл лазить по углам. Глаза у него в темноте светились, как зелёные огоньки.
– Вот Михей знает, где мыши живут, – сказала бабушка. – Он уж их проучит!
Бабушка набрала в корзину картошки, положила из кадки капусты в миску, взяла морковку для щей.
– Ну, полезем? – сказала она.
– Сейчас, бабушка, – ответила Таня, – только подожди – я себе огурчик достану.
Таня приподнялась на цыпочки и достала из кадки большой солёный огурец. А когда увидела, что бабушка уже ногу на ступеньку поставила, то ей вдруг стало страшно в тёмном и тихом подполе.
– Подожди, подожди! – закричала она. – Чур, я первая вылезу!
Таня и бабушка вылезли. А кот в подполе остался – мышей искать.
– Вот мы и управились. Да, бабушка? – сказала Таня.
Но в это время загремела дверь на крыльце, заскрипели морозные шаги – в избу вошла мать.
– Ох, вьюга все глаза залепила! – сказала она отряхиваясь. – Еле дошли из риги!
Снова загремела дверь – пришёл дедушка.
– Ну и ну, погодка! Бабка, давай ужинать – прозяб совсем!
– Накрывай на стол, Таня, – сказала бабушка, – будем ужин собирать.
– Ой, бабушка! – сказала Таня. – А когда же твоим делам конец?
Бабушка улыбнулась и ответила:
– Моим делам конца не бывает!
После чтения спрашивает детей о том, чем занимались целый день Таня и её бабушка.
Выслушивает ответы детей и спрашивает, что они делают вместе со своими родителями. В ходе беседы подводит к тому, что в дружной семье все помогают друг другу: дети помогают взрослым, а взрослые – детям. По окончании беседы предлагает детям спеть песню о дружбе (по желанию детей).
Игры
«Семейное лото» (стр.34)
Цель: научиться читать слоги и подбирать к ним слова, развивать внимание.
Материал. Альбомные листы, простой карандаш, линейка, фломастеры, картинки с изображением различных предметов, мешочек из ткани.
Альбомные листы разделите на небольшие одинаковые прямоугольники, напишите на каждом слог-слияние (например. ГА, ГУ, ГИ, ГЕ).
Подберите предметные картинки, названия которых начинаются на слоги, написанные на карточках. Лучше всего, если вы подберете к каждому слогу по несколько картинок.
Например:
слог МА – машина, малина, маки,
слог КО – котёнок, корабль.
Ход игры
Разложите на столе карточки со слогами и картинки, предложите ребенку найти к каждому слогу соответствующую картинку. Пусть он назовет то, что изображено на картинке, а затем закроет слог картинкой.
Когда ребёнок разберётся в правилах, можно подключить к игре всю семью. Правила очень простые. Каждый выбирает себе карточку со слогами. Один становиться ведущим и, вынимая предметную картинку из мешочка, спрашивает: «Кто возьмёт..?» (называет предмет, изображённый на картинке). Тот, у кого есть на карточке соответствующий картинке слог, забирает её и закрывает ею слог. Победителям является первый, кто закроет все слоги на карточке.
Когда ребёнок будет легко читать слоги-слияния, можно написать на карточках наряду с ними и обратные слоги, в которых первой является гласная буква,
Например:
УТ, АР, ЯБ,
К таким слогам тоже подберите картинке: УТ – утка. АР – арбуз, ЯБ – яблоко.
«Мамин помощник»
Цель: научится осмысленному чтению слов, развивать мышление.
Материал. Альбомные листы, ножницы, фломастеры, полиэтиленовый пакет, предметные картинки, клей.
Из альбомных листов вырежьте небольшие карточки, напишите на них названия продуктов: АПЕЛЬСИН, МАНДАРИН, ЛИМОН, МЯСО, МОЛОКО, СНЕЖОК, СЫР, ШОКОЛАД, МАРМЕЛАД, ЯБЛОКО, ХЛЕБ, БУЛКА.
Возьмите целые альбомные листы и напишите на них: ХОЛОДИЛЬНИК, КОНФЕТНИЦА, ХЛЕБНИЦА, ВАЗА ДЛЯ ФРУКТОВ.
Для каждого листа подберите соответствующую картинку и подклейте рядом с надписью.
Ход игры
Карточки положите в полиэтиленовый пакет и предложите ребёнку игру: вы пришли из магазина, принесли продукты, а ему следует помочь вам разложить их по местам.
Выдавайте малышу по одной карточке, пусть он прочитает, что на ней написано, а затем положит на соответствующий альбомный лист.
В результате продукты должны распределиться следующим образом:
ХОЛОДИЛЬНИК – мясо, молоко, снежок, сыр;
КОНФЕТНИЦА –шоколад, мармелад;
ВАЗА ДЛЯ ФРУКТОВ – апельсин, мандарин, лимон, яблоко;
ХЛЕБНИЦА – хлеб, булка.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом»
Вид проекта:по доминирующей деятельности: Познавательно-творческийпо количеству участников: групповой по продолжительности: среднесрочный ( 01.03.2017-31.03.2017гг.):...
Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе по теме: «Четыре стихии природы»
В данном маиериале размещены материалы для проведения проекта для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия на тему: «В семейном кругу мы с вами растем».
Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга....
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности и конструированию на тему «Подарки для Снегурочки и лесных зверей» для детей старшей группы детского сада
изготавление шкатулки на основе объёмной конструкции прямоугольной формы из строительного материала (деревянные палочки) и украшение ее узором используя гуашь....
Познавательно-творческий проект «В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом"
...
Проектная деятельность в детском саду Проект по воспитанию нравственного и патриотического воспитания детей в старшей группе "Кто такие защитники Отечества?"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Олонский детский сад» Проект по воспитанию нравственного и патриотического воспитания детей...
В семейном кругу, мы с вами растем. Основа основ - родительский дом.
В течение тематической недели «Моя семья» была», организована совместная работа педагогов, детей и родителей по формированию представлений у младших дошкольников о своей семье,...