Познавательно-творческий проект «В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом"
проект (младшая группа)
«В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом»
Вид проекта:
по доминирующей деятельности: Познавательно-творческий
по количеству участников: групповой
по продолжительности: среднесрочный ( 01.03.2022-31.03.2022гг.):
Заявитель: дети младшей группы
Пояснительная записка
Проблема
Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
- Актуальность темы (пояснение):
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.
Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» вызовет большие затруднения. Начав ее изучение , выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший.
Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов»:
Что мы знаем? |
|
Что мы хотим узнать? |
|
С помощью чего узнаем? | Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья». Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье; Формировать обобщающее понятие «Семья». Вовлечь родителей в работу над проектом: |
Цель проекта : Формирование у детей первоначальных представлений о семье.
Задачи
- Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
- Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
- Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.
Методы и формы работы:
-Беседы, направленные на реализацию задач проекта
-Тематические занятия. Изменяются только: содержание, объем познавательного материала и сложность, длительность изучения. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематических рисунков)
-выставки, презентации, чтение художественной литературы, рассматривание и рассматривание картин и иллюстраций
Целевые ориентиры
- Ребенок знает свою фамилию, имя, пол, возраст.
- Узнает дом, квартиру, в которой живет.
- Знает членов своей семьи и ближайших родственников.
- Разговаривает со взрослым о членах своей семьи.
- Отвечает на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий.
1 Этап: Подготовительный.
- Сбор и анализ литературы по данной теме
- Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта
- Подборка иллюстративного материала.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, упражнений по теме.
II этап – основной: (примерная форма оформления)
День недели, дата | Содержание организованной образовательной деятельности в рамках проекта (Совместная работа педагога с детьми) | Свободная творческая деятельность детей | ||
| «Это моя семья» |
| ||
Понедельник
| «ХЭР. Рисование» Тема: «Нарисуйте, кто что хочет красивое» Цель: Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть и выделять красивые предметы, явления. Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Цветные карандаши, альбомные листы на каждого ребенка Литература: Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 65. | Беседа «Кто живет в моей семье» Д/и «Назови ласково» Подвижные игры: «Грустно – весело» «Найди свое место»,
| ||
Вторник
| развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Кукла Катя, фотоальбом с семейными фото детей группы. Литература: О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема:3 стр.21 | Беседы «Какая у меня мама?» Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. «Что мама делает дома? Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.
| ||
Среда
Лепка/аппликация | «ХЭР. Аппликация» Ладошка (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных силуэтов предметов) Цель:Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; сочетать аппликацию с рисованием. Учить громко и четко произносить слова потешки, сопровождая их соответствующими тексту действиями. Воспитывать отзывчивость и доброту Интеграция ОО: : познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Половинка альбомного листа, цветная бумага, вырезанный из белой бумаги круг размером чуть меньше детской ладошки, простой карандаш, фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. Литература: Колдина.. Занятие 21. Стр 34 | Рассматривание сюжетной картины «Семья», семейных фотографий Аппликация «Красивое платье для мамы».
| ||
Четверг
Конструирование | Котенок. Конструирование из полосок бумаги. Цель: приобщать к искусству конструирования из бумаги, формировать интерес к этому виду деятельности. Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Цветная бумага, клей, кисть для клея, клеенка-подкладка. Литература: (Накопительная папка)
| Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье; Подвижная игра «С кочки на кочку», | ||
Пятница
Речевое развитие.Чтение художественной литературы. | Речевое развитие. Чтение художественной литературы. «Косточка» Л.Н.Толстой Цель: Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье. Интеграция ОО: : познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: . Произведение Л.Н.Толстого «Косточка» Литература: Л.Н. Толстой «Рассказы»
| Беседа «Я и мой папа» (познакомить с профессией папы;
| ||
| «Нам мама улыбается» |
| ||
Понедельник
Рисование | «ХЭР. Рисование» Тема: Занятие 26. Бусы из макарон (Рисование поролоновым тампоном. Гуашь) Цель: Учить детей аккуратно закрашивать объемные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. Закреплять умение анализировать и понимать содержание стихотворения. Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Макаронные изделия, кусочки поролона, гуашь, нитки,клеенка-подкладка Литература: Д. Н. Колдина «Рисование для детей 3-4 лет» стр.22
| Беседа с детьми о бабушках и дедушках (расширять словарь прилагательных: молодой – старый, добрый, весёлый, красивая, добрая) Д/и «Отгадай, о ком я говорю» | ||
Вторник
ФЦКМ | «СКМ. ФЦКМ» Игра-ситуация Тема:«Поздравим маму» Цель: Формировать у детей целостное представление образа матери – хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека. Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Сумка почтальона, телеграммы. Литература: Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности стр.33
| Изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек. Оформление выставки «С праздником!» (выполнение поделок детьми, родителей с детьми).
| ||
Четверг
Конструирование | Конструирование из бумаги(конуса) «Собачка» Цель: развивать умение делать разные поделки, воспитывать любовь к животным. Интеграция ОО: ОО художественное творчество, ОО чтение художественной литературы, ОО познание. Оборудование: Цветная бумага, клей, заготовки из цветной бумаги в виде конуса. Литература: (Накопительная папка) | Беседа «домашние животные» Цель: -воспитывать заботливое отношение к животным. | ||
Пятница
Речевое развитие. Чтение художественной литературы. | Речевое развитие. Чтение художественной литературы. «Старый дед и внучек» Л.Толстой
Цель: Познакомить с произведением Л.Толстого«Старый дед и внучек» Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Оборудование: предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек». Литература:
| Чтение стихов о маме, бабушке,папе. | ||
| «Семейные традиции» |
| ||
Понедельник
Рисование | «ХЭР. Рисование» Забор возле дома (Рисование кистью.Гуашь) Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление. Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Альбомный лист, на котором нарисована избушка, гуашь, кисть, баночка с водой. Литература: Д.Н.Колдина стр.36
| «Назови как тебя дома ласково называют?» | ||
Вторник
ФЦКМ | «СКМ. ФЦКМ» «Няня моет посуду» Цель: Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения. Учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы» Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование:Кукла Катя, фотографии Литература: О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным» Тема: 23. Стр.45 | Беседа «Выходной день в моей семье» Подвижная игра«Кролики», | ||
Среда
Лепка/аппликация |
| Беседа «День рожденья» Цель: ознакомить детей со смыслом праздника « День рождение» и с творчеством А. Барто, а так же правилами поведения на праздниках. | ||
Четверг
Конструирование | Конструирование из бумаги «Мимоза» Цель:Закреплять умение детей отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Интеграция ОО: ОО художественное творчество, ОО чтение художественной литературы, ОО познание. Оборудование: Цветная бумага, клей, салфетки. Литература: (Накопительная папка)
| С\Р игра:«День рождения Степашки».Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
| ||
Пятница
Чтение художественной литературы. | Речевое развитие. Чтение сказок о русских богатырях Цель:расширять кругозор детей; познакомить с героями былин, их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании. Интеграция ОО: ОО художественное творчество, ОО чтение художественной литературы, ОО познание. Оборудование: Предметные картинки Литература:(Накопительная папка)
| Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
| ||
| «Помогаем взрослым» |
| ||
Понедельник
Рисование | «ХЭР. Рисование» Тема: «Разноцветные платочки сушатся» Цель: Учить детей рисовать предметы квадратной формы. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения в одном направлении -сверху вниз. Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное Оборудование: ½ альбомного листа, цветные карандаши. Литература:Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» Тема: 72, стр.93
|
беседа«Как мы отдыхаем» | ||
Вторник
ФЦКМ | «СКМ. ФЦКМ» Игра-ситуация Тема «Мама пришла с работы» Цель: Ознакомление со спецификой игры, развитие понятия, что такое семья, взаимоотношения в семье. Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное Оборудование: куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности. Мебель: столы, стулья, кровати разных размеров, стиральные наборы. Утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды. Сумочки, одежда для ряженья: шляпки, галстуки, косынки, пелеринки. Бытовые приборы (игрушечные):пылесос. Литература: Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности стр.16
| Беседа «Как я помогаю дома» Беседа «Огород на окне»
| ||
Среда
Лепка/аппликация | «ХЭР. Аппликация» «Салфетка» Цель: Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно. Интеграция: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное Оборудование:Образец салфетки. Бумажные квадраты со стороной 12см., бумажные кружки диаметром 2см. клей, кисти для клея, салфетки. Литература: Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» Тема: 68, стр.90
| Подвижная игра «Птички в гнездышках». | ||
Четверг
Конструирование | Тема: «Большие и маленькие дома для кукол» Цель: Учить детей изменять конструкцию постройки в длину и ширину. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку, разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное Оборудование: Строительный материал: кирпичики, призмы, перекрытия. Куклы на каждого ребёнка для обыгрывания. Схемы построек. Литература: (Накопительная папка)
| Игра «Чистюля» Цель: Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.«Чистюля» — игра, правила которой таковы: необходимо дать время на то, чтобы ребенок огляделся в комнате и запомнил как можно большее размещение предметов. После чего, малыш уходит в другую комнату, а родитель вносит изменение в расположение некоторых вещей. Зайдя обратно, ребенку следует угадать, что же поменялось в комнате.
| ||
Пятница
Чтение художественной литературы | Речевое развитие. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» Цель: познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас?»;- познакомить с профессиями Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: почтовая бандероль, книга С. Михалкова «А что у вас?», иллюстрации с изображением представителей разных профессий. Литература: Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»
| Дидактическая игра «Кто скорее уберет?»Цель:Воспитывать чувство уважения к труду взрослых; | ||
| «Книжкина неделя» |
| ||
Понедельник
Рисование | «ХЭР. Рисование» Тема: «Книжки-малышки» Цель: Учить формообразующим движениям рисования 4-угольных форм непрерывным движением руки слева направо, сверху вниз. Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Альбомные листы, карандаши. Литература:Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» Тема: 67, стр.90 | Чтение сказок: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», | ||
Вторник
ФЦКМ |
«СКМ. ФЦКМ» Игра-ситуация «Короб со сказками» Цель: активизировать речь детей в процессе решения проблемных ситуаций; закреплять в речи знания о лесе, лесных животных; активизировать и обогащать словарный запас;продолжать знакомить с характерными особенностями времени года весна; Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: коробка «Лес» (наполнитель – цветной рис, манка, весенние деревья, кусты, цветы белого, желтого и голубого цвета, веточки, фигурки диких животных и девочки, домик, корзинка); д/и «Мамы и малыши», картинки с изображением диких животных, музыкальная запись «Шум леса». Литература: Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности стр.83
|
Е. А. Благинина Мать; Вот какая мама; Наш дедушка; Научу обуваться и братца.
| ||
Среда
Лепка/аппликация | «ХЭР. Лепка » Тема 63: «Неваляшка» Цель: Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. Вызвать стремление украшать предмет мелкими деталями. Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Игрушка неваляшка. Пластилин, доски, палочки для обозначения деталей (на каждого ребенка) Литература: Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» Тема: 63, стр.87
| Дидактические игры «Узнай произведение по отрывку», «Узнай сказку по иллюстрации». | ||
Четверг
Конструирование | Изготовление закладок для книг Цель: учить детей склеивать из цветной бумаги детали для изготовления закладки из картона и цветной бумаги; Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: Картон, цветная бумага, подготовленные шаблоны, клей, цветные ленточки. Литература: Накопительная папка. | Ремонт "заболевших" книг в книжном уголке "Книжкина больница" | ||
Пятница
Чтение художественной литературы | Речевое развитие. Татьяна Агибалова В семейном кругу Что может быть семьи дороже? Цель: познакомить детей со стихами Татьяны Агибаловой В семейном кругу Что может быть семьи дороже? Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Оборудование: презентация «Дружная семья» Литература: Стихотворения Татьяны Агибаловой В семейном кругу Что может быть семьи дороже?
| Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» |
Работа с родителями:
| 1. Консультация «Рисование нетрадиционными способами» |
2. Рекомендации родителям «Конструктивная деятельность детей»
| |
3. Консультация для родителей на тему «Роль книги в жизни ребенка» |
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды:
« Центр-Театр»
| К занятиям приобрели куклы бибабо. Пальчиковый театр Создали условия для игры в театр: декорации, сказочные атрибуты, маски, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря.
|
|
|
III этап – заключительный (презентационный): подведение итогов работы по проекту.
Видеоролик «Что такое семья?»
Выставки поделок « Семейные фантазии»
«Генеалогическое древо»
Кукольный театр « Теремок»
Отчет по проекту оформить презентацией
2. Приложения к проекту
Конспекты занятий
Подбор художественного слова, пословиц по теме проекта.
Информационная папка «Пословицы о семье»
Подбор стихотворений об имени ребенка.
Информационная папка «Хорошо там и тут, где по имени зовут»
1)Критерии оценки результатов по диагностике……
Оценка уровня развития:
1 – 1,5 балл – низкий уровень (большинство компонентов недостаточно развиты);
1,6 – 2,5 балла – уровень ниже среднего (отдельные компоненты не развиты);
2,6 – 3,5 балла – средний уровень (соответствует возрасту);
3,6 - 4 балла – высокий уровень (одаренный ребенок).
Педагогическая диагностика детей
2).Информационное обеспечение проекта
3).Методическое обеспечение проекта (использованная литература).
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа.- М.: Мозайка-Синтез,2014.-80с.
Колдина Д.Н. Аппликация с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.
Колдина Д.Н. Лепка с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.
Колдина Д.Н. Рисование с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. -М.: Мозайка-Синтез,2015.-112с.:цв.вкл.
4) Накопительный материал
конспекты
5) Продукт реализации проекта
Видеоролик «Что такое семья?»
Выставка поделок « Семейные фантазии»
Кукольный театр « Теремок»
Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «В семейном кругу» (средняя, старшая группа)
1. Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....
«В семейном кругу мы с вами растем, основа основ - родительский дом»
Вид проекта:по доминирующей деятельности: Познавательно-творческийпо количеству участников: групповой по продолжительности: среднесрочный ( 01.03.2017-31.03.2017гг.):...
Тема проекта: «В семейном кругу, играя, растем»
Долгосрочный проект (1 год)Участники проекта - дети средней, старшей и подготовительной группы, родители, педагоги, врач;Доминирующая в проекте деятельность - игровая, творческая, познавательная, Соде...
Конспект открытого занятия на тему: «В семейном кругу мы с вами растем».
Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга....
В семейном кругу, мы с вами растем. Основа основ - родительский дом.
В течение тематической недели «Моя семья» была», организована совместная работа педагогов, детей и родителей по формированию представлений у младших дошкольников о своей семье,...
«Организация проектной деятельности в ДОУ» на тему «В семейном кругу мы с вами растем» в старшей группе.
Среднесрочный детско-родительский комплексный проект с заданным практическим результатом для детей 5-6 лет....
Паспорт детско-родительского познавательно творческого образовательного проекта: «Зимы очарование».
Познавательно творческий образовательный проект: «Зимы очарование».Вид проекта: познавательно творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети второй младшей группы, педаг...
- Мне нравится (1)