Семинар для воспитателей «Готовность детей к школе»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться». 2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар "Готовность детей к школе".

1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».

2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)

3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:

морфофункциональный (психофизиологический);

социальный;

психологический.

Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.

Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.

Социальная готовность ребенка к школе

Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.

Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:

умение выстраивать отношения со взрослыми;

умение взаимодействовать со взрослыми;

принятие помощи взрослого;

умение взаимодействовать со сверстниками;

умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;

умение самостоятельно принимать решения;

умение сдерживать и контролировать свое поведение.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:

мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);

интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);

эмоционально-волевая сфера.

Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает : наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.

5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные, которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»

(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);

-«Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»

(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);

- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»

(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).

6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.

БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ

ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ

ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ

ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИй БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ

ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ

ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ

БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ

Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.

Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.

Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость (контролировать свое поведение).

- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.

Семинар "Готовность детей к школе".

Ход семинара

1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».

2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)

3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:

морфофункциональный (психофизиологический);

социальный;

психологический.

Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.

Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.

Социальная готовность ребенка к школе

Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.

Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:

умение выстраивать отношения со взрослыми;

умение взаимодействовать со взрослыми;

принятие помощи взрослого;

умение взаимодействовать со сверстниками;

умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;

умение самостоятельно принимать решения;

умение сдерживать и контролировать свое поведение.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:

мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);

интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);

эмоционально-волевая сфера.

Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает : наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.

5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные, которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»

(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);

-«Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»

(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);

- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»

(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).

6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.

БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ

ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ

ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ

ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИй БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ

ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ

ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ

БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ

Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.

Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.

Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость (контролировать свое поведение).

- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.

Семинар "Готовность детей к школе".

Ход семинара

1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».

2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)

3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:

морфофункциональный (психофизиологический);

социальный;

психологический.

Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.

Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.

Социальная готовность ребенка к школе

Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.

Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:

умение выстраивать отношения со взрослыми;

умение взаимодействовать со взрослыми;

принятие помощи взрослого;

умение взаимодействовать со сверстниками;

умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;

умение самостоятельно принимать решения;

умение сдерживать и контролировать свое поведение.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:

мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);

интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);

эмоционально-волевая сфера.

Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает : наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.

5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные, которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»

(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);

-«Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»

(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);

- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»

(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).

6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.

БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ

ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ

ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ

ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИй БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ

ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ

ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ

БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ

Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.

Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.

Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость (контролировать свое поведение).

- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Готовность детей к школе"

Семинар-практикум разрабротан для родителей детей подготовительной к школе группы с целью выявления знаний родителей о 4 компонентах готовности детей к школе (мотивационный, интеллектуальный, коммуник...

Семинар - практикум "Речевая готовность ребенка к школе"

Материал для родительского собрания...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Консультация для воспитателей "Готовность детей к школе"

Для воспитателей при подготовке докладов....

Семинар-практикум для родителей " Готовность детей к школе. Как провести лето с пользой".

Материалы для семинара-практикума для педагога -психолога ДОУ....