Семинар-практикум для родителей "Готовность детей к школе"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Остапченко Ольга Владимировна

Семинар-практикум разрабротан для родителей детей подготовительной к школе группы с целью выявления знаний родителей о 4 компонентах готовности детей к школе (мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, волевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_k_shkole_moy.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕНАР – ПРАКТИКУМ

Критерии готовности детей к школе

 Воспитатель: Уважаемые родители, здравствуйте. ….

Разминка « Устами ребенка»

Воспитатель: Уважаемые родители, предлагаю  Вам  послушать  объяснение  детей,  и угадать о чем идет речь.

( включаем аудиозапись с объяснениями детей - школа, портфель, учитель, тетрадь, звонок, перемена)

Воспитатель: По ответам вы догадались, что сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе.

Обратите внимание – на  розданную информацию о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Факторы успешной подготовки и  адаптации к школе

1.Физическое здоровье к школе.

2. Развитый интеллект ребенка.

3. Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение ребенка считать и писать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Воспитатель:  Задание родителям. Выберите  три самых главных на ваш взгляд  важных факторов. Пронумеруйте их по степени значимости  ( родители объясняют свой выбор).

Воспитатель: Все эти факторы,  безусловно , важны для успешной подготовки и адаптации к школе.  Сегодня  мы поговорим не столько об интеллектуальном развитие сколько,  о душевной, психологической готовности к школе, от которого зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли  здоровыми и успешно учились. Но всегда ли  мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребенка. Год за годом мы убеждаемся в том, что многие  дети могли бы хорошо учиться, а некоторые  - и очень хорошо,  если бы…. Хотели. Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Воспитатель: Все , зависит от нас с вами с каким багажом отправятся наши дети в удивительную страну Знаний ( воспитатель достает из портфеля мотивационную готовность и т.д.)

Первое составляющее: мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться.

Иногда источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Уважаемые родители, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать  такие стереотипы воспитания.

 « Ты наверное будешь двоечником»

( Могут вызвать чувства тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу)

« Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником »

( Крах  родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит,  уверенности  в себе и не желание ходить в школу)

«Попробуй мне только еще сделать ошибки в письменных заданиях»

( У ребенка под тяжестью постоянной угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям и нежелание учиться)

« Вот пойдешь в школу, там тебе  будет не веселья….»,

(Могут вызвать чувства тревоги, утрату желания идти в школу)

Воспитатель: Итак : не исказите веру ребенка в себя как в будущего первоклассника ни страхом, ни «Розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое интересное дело  - с верой в свои возможности и готовностью испытать себя

(портфель)

 интеллектуальная  готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти, воображения,  наличие определенного запаса знаний и умений

     Воспитатель: Предлагаю вам игровое упражнение с мячом. Ведущий бросает мяч, произнося     каждый раз,  начало предложения: « В моем понимании хорошо учиться – это…..»

  Воспитатель: Позвольте представить вашему вниманию памятку

Как помочь ребёнку учиться?

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте его делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Избегайте неодобрительного оценивания, находите слова поддержки, чаще хвалите за настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

8. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд: радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с собственным ребенком.

                Успехов вам и – большой веры в себя и собственного ребенка!

портфель)

 

коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю

Воспитатель: Уважаемые родители предлагаю послушать стихотворение Ирины Токмачевой

                                                                  ССОРА

Ты меня заобижала

А скажи -  зачем

Леденец в руке зажала.

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек.

Крошечку просил,

Осторожно уголочек

 Я бы откусил,

Ну и что ж,

 Что он английский этот леденец

Был тебе я другом близким.

Все. Теперь конец

.Ты меня заобижала.

Уходи. Пора,

Лучше б кошка забежала

Просто со двора,

Молока бы ей из кружки

В блюдце б я налил.

О тебе, плохой подружке,

Сразу бы забыл.

Воспитатель: Подумайте, как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями? Как вы помогаете ему в это? ( ответы родителей)

портфель)

 волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения.

Не все уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка . Для успешной учебы ребенок должен «включить» волю – ему понадобиться подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задание и т д. Волю можно тренировать в игре,   хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила, а также подвижные  например игра «Зеркало».  Предлагаю поиграть (родители повторяют движения за воспитателем, затем правила изменяются родители выполняют ,голосовые команды педагога)

Воспитатель: спасибо, напоминаю занятия зарядкой по утрам в строго определенное время, выполнения различных заданий, доведенных до конца также способствуют  развитию волевых качеств, но помните, что структуры головного мозга, отвечающие за произвольное поведение формируется как раз к семи годом.

(стук в дверь, появляется Бабушка и Красная шапочка)

 Просмотр сценки.

Воспитатель: Уважаемые родители, готовя ребенка к обучению в школе не забывайте и  о физическом здоровье , Подводя итог всему выше сказанному, мы составили модель психологической готовности ребенка к школе ( показ модели – ребенок)

. Воспитатель: это горящая свеча – символ душевной теплоты, с которой мы заботимся о самом дорогом, что у нас есть на свете, о наших детях. Я предлагаю передавать эту свечу друг другу со словами: « Я помогу своему ребенку успешно адаптироваться к школе……»

(воспитатель раздает «модель психологической готовности к школе» и благодарит за внимание)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Играя, готовимся к школе"

Данное мероприятие поможет педагогам повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников....

Семинар практикум для родителей «Я готов к школе?»

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте...

Семинар-практикум для родителей "Я готов к школе?"

Семинар-практикум для родителей детей подготовительной группы. Родителям предложены в игровой форме различные методы и приёмы по формированию у детей навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а...

Семинар-практикум для родителей «ГОТОВИМ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ИГР»

Цель:·       Повысить педагогический уровень  родителей по вопросу подготовки дошкольников 6-7 лет к школе при помощи игр....

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Семинар-практикум для родителей " Готовность детей к школе. Как провести лето с пользой".

Материалы для семинара-практикума для педагога -психолога ДОУ....