Консультация для воспитателей "Готовность детей к школе"
консультация (подготовительная группа)
Для воспитателей при подготовке докладов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_detey_k_shkole_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Что включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»? Проблема готовности ребенка к школе была актуальной всегда. Современные исследования показали, что 40% детей приходят в школу не подготовленными. Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается, как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими аспектами.
- Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть, состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А так же ребенок при поступлении в 1- ый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных норм: правильная посадка за столом, осанка, правильная постановка ног и т.д.
- Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
А) интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
- он должен ориентироваться в пространстве, т.е. знать путь до школы и обратно, от дома до магазина и обратно и т.д.
-должны способствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления, внимания, математических способностей, мелкой моторики, понятий об окружающем мире. Память - запоминание 10-12 картинок, рассказывание по памяти стихов, скороговорок, пословиц и др., пересказывание текста из 4-5 предложений. Речь – составлять предложение из нескольких слов, понимать и объяснять смысл пословиц, составлять связной рассказ по картинке и серии картинок, различать в словах звуки и буквы. Мышление – заканчивать предложение, например «Река широкая, а ручей…», находить лишнее слово из группы слов, определять последовательность событий, что сначала, а что потом, находить несоответствие в рисунках, складывать пазлы без помощи взрослого. Внимание - заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь в течение 20-30 минут, находить сходства и отличия между предметами и картинками, уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить узор, копировать движение человека. Математические способности- цифры от 1 до 10, прямой счет от 1 до 10 и обратный от 10 до 1, ориентироваться в пространстве на листе бумаги: сверху, снизу, вправо, влево и т.д.
Мелкая моторика - правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и уметь регулировать силу их нажима при письме и рисовании, раскрашивать предметы, не выходя за контур, вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге, аккуратно выполнять аппликацию. Окружающий мир – знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, цветы, овощи, фрукты и т.д. Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свое имя, фамилию, отчество, имена своих родителей и место их работы, название своего города и домашний адрес.
Б) эмоционально – волевая готовность ребенка к школе.
Первоклассника ждет напряженный труд, ему придется спокойно сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в одном темпе со всем классом, аккуратно выполнять задания. И чтобы все это сделать необходимо волевое усилие, способность управлять своим поведением, понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения, способность ребенка выполнять задание, которое ему не по душе, но этого требует школьная программа. А для этого нужно воспитывать у будущего школьника самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Формированию эмоционально – волевых черт способствует усвоение дошкольниками понятий «хорошо - плохо», т.е. элементарных норм поведения: чувство долга и ответственность, организованность, трудолюбие. Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины.
В) Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: ребенок должен быть коммуникабельным, т.е. уметь общаться со сверстниками и взрослыми, в общении не должен проявлять агрессии, а при ссоре с другим ребенком, должен оценивать ситуацию и искать пути решения возникшей проблемы, ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников, принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения, адекватно оценивать свою работу и уметь признавать ошибки, если таковые имеются.
3) Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Так же ребенок должен стремиться к получению новых знаний, т.е. быть любознательным.
************************************************************
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо находит себе место в пространстве и времени, ориентируется в семейно-родственных отношениях, умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками, умеет подчинить себя сложившимся обстоятельствам. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста у ребенка впервые формируется « внутренняя позиция»- целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. У дошкольника появляется стремление занять новое более сложное положение в жизни и осуществлять связанную с этим деятельность. Он стремится стать школьником. При подготовке к школе, воспитатель должен, в первую очередь, оставаться для детей, понимающим педагогом и ни в коем случае не брать на себя роль учителя. Ребенок охотно делает только то, что у него получается и поэтому, его ни как нельзя считать ленивым. Постарайтесь, достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями их старших братьев и сестер. В любом случае он индивидуален. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он научится преодолевать свои ошибки, у него повысится самооценка. Воспитатель должен уметь поддержать, подсказать, а не выполнять за него задания. Любое давление со стороны взрослого, у ребенка вызывает нежелание и страх, поэтому между воспитателем и ребенком должны быть доверительные и позитивные отношения. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы – успешен в школе. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника, а ребенок 5-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. Единого рецепта для развития всех детей нет, да и быть не может, с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим больше бегать и прыгать, четвертого учить «по минуточкам» сидеть и упорно работать. Одно ясно ребенка готовить к школе нужно, и все чему вы научите ребенка сейчас, и главное чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Каждый педагог, на этапе подготовки детей к школе, должен придерживаться некоторых рекомендаций, например:
- Избегайте чрезмерных требований к ребенку;
- Предоставляйте право на ошибку;
- Не думайте за ребенка;
- Не перегружайте ребенка;
- Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог и др.)
- Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры, предметы по величине;
- Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов;
- Научите детей решать простые арифметические задачки.
Не будьте слишком требовательны к детям, а если будете наседать на ребенка с повторением звуков, букв и счета, вы можете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немного, порешать несложные примеры, помимо занятий, можно, но все это должно происходить в непринужденной, возможно, игровой форме. Кроме того дошкольникам важно читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно, уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение.
Итак, дошкольник, обладающий всеми вышеперечисленными качествами, с первого дня пребывания в школе, начнет успешное обучение. И эти качества, по моему мнению, должен в него заложить воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дети, в школу собирайтесь!"
Консультация для родителей...
Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»
консультация для родителей...
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Психологическая готовность детей к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. В консультации рассматриваются пять компоне...
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Что же означает психологическая готовность ребёнка к школе?...
Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением...
Консультация: " Речевая готовность детей к школе"
Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом ...
Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Консультация "Психологическая готовность детей к школе" Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка,независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый кла...