МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России через сказки Александра Сергеевича Пушкина"
методическая разработка (подготовительная группа)
Одной из характеристик сказок является их роль и значимость в процессе воспитания подрастающего поколения. В сказках представлены ситуации из жизни, содержится глубокая нравственная мораль; они дают знания о культуре родного народа, его ценностях, традициях и обычаях, обучая дошкольников, обогащая и развивая их интеллект. Читая и обсуждая сказки, ребята постигают морально-этические ценности своего народа. Сопереживая героям сказок, они учатся добру, взаимопониманию, уважению к другим людям. В этом и многом другом заключается большой воспитательный потенциал сказок.
Для реализации задач по формированию гражданской идентичности, уважению к историческому и культурному наследию России мы используем сказки русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
В.Я. Пропп, известный отечественный филолог, не раз посвящал страницы своих фундаментальных работ анализу произведений А.С. Пушкина: «В истории русской художественной культуры Пушкин был первым человеком, который от простой крестьянки стал записывать сказки с полным пониманием всей красоты народной сказки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 27.88 КБ |
Приложение к методической разработке | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №79 ГОРОДА ТЮМЕНИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Формирование гражданской идентичности,
уважения к историческому и культурному наследию России
через сказки Александра Сергеевича Пушкина
СОСТАВИТЕЛИ:
Вера Константиновна Бусыгина, старший воспитатель
Ольга Николаевна Жило инструктор по физическому воспитанию
г.Тюмень
2023 г.
Одной из ведущих функций современного дошкольного образования это - обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами (Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г.№ 1028)
Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, и основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.
Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которыми связана эта принадлежность. Гражданская идентичность тесно связана с потребностью в установлении связей с другими людьми и включает в себя не только осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности, но и восприятие значимости этой общности, представление о принципах и основах данного объединения, принятие поведенческой модели гражданина, осознание целей и мотивов деятельности, представление о характере взаимоотношений граждан между собой.
Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы:
1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
2) самоназвание гражданской общности;
3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.
Самый доступный способ донесения информации в дошкольном возрасте — это сказка. Отечественный филолог В.П. Аникин во многих своих работах подчеркивал огромное значение сказочных образов для воспитания подрастающего поколения.
Одной из характеристик сказок является их роль и значимость в процессе воспитания подрастающего поколения. В сказках представлены ситуации из жизни, содержится глубокая нравственная мораль; они дают знания о культуре родного народа, его ценностях, традициях и обычаях, обучая дошкольников, обогащая и развивая их интеллект. Читая и обсуждая сказки, ребята постигают морально-этические ценности своего народа. Сопереживая героям сказок, они учатся добру, взаимопониманию, уважению к другим людям. В этом и многом другом заключается большой воспитательный потенциал сказок.
Для реализации задач по формированию гражданской идентичности, уважению к историческому и культурному наследию России мы используем сказки русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
В.Я. Пропп, известный отечественный филолог, не раз посвящал страницы своих фундаментальных работ анализу произведений А.С. Пушкина: «В истории русской художественной культуры Пушкин был первым человеком, который от простой крестьянки стал записывать сказки с полным пониманием всей красоты народной сказки».
Цель: формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России через сказки Александра Сергеевича Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
- Учить понимать мораль сказки, знакомить с человеческими чертами характера: трудолюбие, терпеливость, верность, стойкость, мужество, гостеприимство, отзывчивость.
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
Развивающие:
- Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
- Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.
- Воспитывать желание сохранять культуру своей Родины.
- Воспитывать гордость за Россию.
Методы и формы работы: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, выставка книг, детских рисунков на темы произведений А. С. Пушкина, строительство снежных построек на участках, экскурсия в библиотеку, спортивно-познавательное развлечение.
Этапы работы:
Мероприятия | Участники | Результат | |
1. | Изучение творчества А.С.Пушкина | ||
1.1. | Чтение сказок («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный...», «Сказка о золотом петушке») | Педагоги, дети подготовительных групп | Воспитание чувства гордость за родное прошлое. Формирование традиционной системы ценностей, представление об истинных жизненных приоритетах, нравственной опоре каждого человека, сохраненной в народной духовности и законах сосуществования. Формирование умения вдумчиво работать с текстом произведения, анализировать последовательность событий и причинно-следственные связи в сюжете сказки, размышлять над прочитанным, высказывать собственные суждения, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщения, использовать в своей речи новые слова. |
1.2. | Экскурсия в библиотеку «Творческая гостиная «У лукоморья дуб зеленый…» (Приложение 1) | Педагоги, дети подготовительных групп, родители, сотрудники библиотеки | Закрепление знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Развитие эстетического вкуса, творческих способностей. Воспитание любови к книге, приобщение детей к словесному искусству. Определение фигуры А.С.Пушкина, великой исторической личностью, интегрирующим символом гражданской идентичности. |
2. | Практическая деятельность | ||
2.1 | Выставка рисунков «Пушкин XXI века» (Приложение 2) | Педагоги, дети подготовительных групп, родители | Углубление знаний о творческом наследии А.С.Пушкина, повышение уровня художественного образования, развитие творческого потенциала, а также всестороннего эстетического воспитания. |
2.2 | Оформление прогулочных участков снежными фигурами по мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина: «Царевна Лебедь», «Золотая рыбка» и др. (Приложение 3) | Педагоги, дети подготовительных групп, родители | Обеспечение целостности педагогического процесса и создания окружающего пространства, удовлетворяющего потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка. Расширение двигательного пространства для оптимизации двигательной активности детей. |
2.3. | Проведение спортивно-познавательного развлечения «Русский характер» (Приложение 4) | Педагоги, дети подготовительных групп |
Источники используемой литературы:
- Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 5. - С. 42-45.
- Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителя / В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —336 c.
- Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – Л.: ЛГУ, 1984. – 332 с.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Academia, 1928.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_идентичность
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) с использованием ИКТ по теме "Знаешь ли ты сказки Александра Сергеевича Пушкина?"
Цель:Закрепить у детей навыки диалоговой речи.Задачи:1. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.2. Развитие навыков общения и обмена информацией в рамках проводимого за...
Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.
Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Литературно-музыкальная композиция по сказкам Александра Сергеевича Пушкина «Сказка за сказкой»
Мишина Татьяна Александровна Воспитатель МКДОУ детский сад «Теремок» ...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина»
Предлагаем вам отправиться в страну, где живут сказки А.С.Пушкина...
Сценарий досуга, посвященный сказкам Александра Сергеевича Пушкина в старшей и подготовительной группах
Литературный досуг для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, посвященный творчеству поэта А.С. Пушкину...
Презентация для родителей по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
laquo;Сказка о царе Салтане»: интересные факты. 6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина традиционно отмечается Пушкинский день – праздник поэзии и русского языка.Предлаг...