Открытое занятие педагога-психолога в старшей группе «Путешествие в страну эмоций»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oz_emotsii.docx | 43.49 КБ |
po_mestu_trebovaniya_4.pdf | 512.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
Открытое занятие
педагога-психолога
«Путешествие в страну эмоций»
Подготовила:
Запорожская А.С.
Химки 2021
Конспект НОД педагога-психолога.
Тема: «Путешествие в страну эмоций».
Субъект: дети старшей группы (5-6 лет).
Количество детей - 6-8 человек.
Форма занятия: подгрупповое.
Цель –закрепление знаний детей по теме «Эмоции».
Задачи:
- Способствовать сохранению эмоционального благополучия детей, созданию возможности для самовыражения. (Психогимнастика «Облака»).
- Способствовать развитию слухового внимания, контроля над своими действиями, двигательной активности. (Упражнение «Волшебный танец»).
- Способствовать развитию связной речи: побуждать отвечать полным ответом, обосновывать свой выбор. (Упражнение «Настроение Погоды»).
- Способствовать развитию способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с состояниями природы. (Упражнение «Настроение погоды»).
- Учить различать эмоциональное состояние, находить пару. (Дидактическая игра «Театр настроений»).
- Способствовать мышечному расслаблению всех частей тела, снятию напряжения после физических и эмоциональных нагрузок. (Релаксация «Песня мамы-кошки»).
- Формировать способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Дидактическая игра «Кубик настроений»).
- Развивать способность различать эмоциональные состояния, сравнивать из с музыкальными настроениями. (Игра «Музыкальное настроение»).
- Способствовать развитию логического мышления, побуждать к поиску выхода из проблемной ситуации. (Загадки, провокации).
- Воспитывать чувство групповой сплоченности. (Упражнение «Пирог положительных эмоций»).
Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое».
Вид детской деятельности, лежащей в основе совместной деятельности – игра.
Методы и приёмы, используемые в НОД:
Словесный: беседа-обсуждение, вопросы к детям, загадки;
Наглядный: рассматривание картинок (слайды), пиктограмм;
Практический: дидактическая игра с «кубиком настроений» и «Театр настроений», деятельность с пиктограммами, психогимнастика, релаксация, «Пирог положительных эмоций», упражнение «Башня дружбы», музыкальная подвижная игра, «Волшебный танец».
Форма – фронтальная, индивидуальная и работа парами.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий, творческий.
Ресурсы: использование мультимедийного оборудования (ПК, демонстрационный экран, ноутбук, колонки); интернет-источник; затраченное на подготовку время; материальные затраты (приобретение материала для изготовления молнии, облачка, картинок эмоций, «сюрприза» для детей.
Занятие строилось в соответствии со следующими принципами: принцип природосообразности, интеграции, комплексности, тематического планирования, принцип максимальной активности детей, принцип индивидуального подхода к детям, принцип игровой подачи материала, здоровъесбережения.
Предварительная работа.
- Познакомила детей с новой игрой «Пирог положительных эмоций».
- Тематические занятия на тему «Эмоции» (отдельное занятие по каждой эмоции).
Используемые материалы: презентация занятия, экран, колонки, 6 наборов пиктограмм с изображением эмоциональных состояний и 6 тарелочек, браслеты разных цветов, конверт с письмом, плоскостные изображения молнии, облачка, зонт, объемное солнце, керамические грибы, ваза с цветами, плед для релаксации (имитация корзинки), «кубик-навигатор», «кубик настроения», набор карточек из «Театра настроений», «Солнышко» из конфет, разные игры и раскраски (для остальных детей).
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
1. Вводная часть | Цель: - заинтересовать детей в предстоящей деятельности, настроить на положительное общение. | ||
Организационный момент Вхождение в образовательную ситуацию. Мотивационный момент. Мотивация детей на предстоящую деятельность. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. | Все дети находятся в группе. Психолог входит с конвертом. Психолог открывает конверт и читает текст. Психолог надевает детям на запястье браслеты разных цветов. И читает письмо дальше. Психолог вместе с детьми отправляются в музыкальный зал. | Психолог: - Здравствуйте, дети! Мне сегодня пришло какое-то письмо и я захотела прочитать его вместе с вами. Откроем его? - «Дорогие дети! Пишут вам жители страны эмоций. В нашей стране все эмоции перессорились друг с другом. Каждая эмоция считает, что она главная! Помогите, пожалуйста нам разобраться, кто у нас самый главный! А чтобы вы смогли добраться до нас, мы посылаем вам браслеты – это билетики на волшебный паровоз». - « Сегодня действуют только желтые билеты. Поэтому у кого билетики других цветов – тем детям мы посылаем интересные игры и задания. У кого билетики желтого цвета – встаньте паровозиком и мы отправимся в путь». | - Здравствуйте!
- Да, откроем! - У меня красная ленточка! - А у меня зеленая! и т.д. |
2 часть – основная | Цель – закрепление детьми понятий о различных эмоциональных состояниях. | ||
Приветствие. Упражнение «Башня дружбы». Цель – способствовать сплочению детского коллектива. Психогимнастика. Цель - сохранение эмоционального благополучия ребенка; создание возможности для самовыражения. Упражнение «Веселый танец». Цель – развитие слухового внимания, контроля над своими действиями, двигательной активности. Задание «Настроение природы». Цель – развитие способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с состояниями природы; способности объяснить свой выбор. Развитие связной речи. Провокация. Цель – развивать логическое мышление, побуждать находить выход из проблемной ситуации. Дидактическая игра «Театр настроений». Цель – расширение представлений о выражении мимики лица; усовершенствование навыков собирания целого из частей; развитие зрительного восприятия, внимания, моторики пальцев рук. Релаксация. Цель - способствовать мышечному расслаблению всех частей тела, снятию напряжения после физических и эмоциональных нагрузок. Дидактическая игра «Кубик настроений». Цель – продолжать учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, жестов. Игра «Музыкальное настроение». Цель – развитие способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с музыкальными настроениями; способности объяснить свой выбор. Провокация. Цель – развивать логическое мышление, побуждать находить выход из проблемной ситуации. | В зале дети видят гостей. Вместе с психологом дети строят «Башню дружбы» и здороваются! Психолог обращает внимание детей на экран. На нем картинка с облаками. Слайд 1. Дети с психологом создают круг и выполняют движения по тексту. Ребенок бросает кубик, а психолог читает на нем загадку. Подходят к солнышку. Психолог достает из-за «Солнышка» изображение Веселинки. Психолог включает веселую музыку и начинает изображать танцевальные движения. Второй ребенок кидает кубик. Дети ищут в зале зонтик и находят за ним изображение Грустинки. Психолог раздает детям смайлики, изображающими различные эмоциональные состояния. Затем включает слайд с изображением разной погоды. Слайд 2. Психолог дает высказаться каждому ребенку. Психолог намеренно дает неправильный ответ. Контроль за осанкой детей. Третий ребенок кидает кубик. Дети находят молнию. Психолог достает из-за «Молнии» изображение Злинки. Психолог раздает детям картинки с изображением мальчика и собаки в разных эмоциональных состояниях. психолог контролирует действия детей. Четвертый ребенок кидает кубик. Дети находят молнию. Подходят к облачку. Психолог достает из-за «Облачка» изображение Спокунчика. Психолог вместе с детьми ложатся на покрывало. Включается нежная спокойная мелодия. Пятый ребенок кидает кубик. Дети находят в зале гриб. Подходят к нему. Психолог достает из-за «Грибочка» изображение Удивлинки. Тут же выпадает Кубик Настроений. Психолог контролирует действия детей. Шестой ребенок кидает кубик. Дети находят в зале вазу с цветами – а в ней изображение Пуглинки. Психолог включает подборку музыкальных произведений. На одной из мелодий намеренно неправильно определяет настроение музыки. | - Кажется, мы добрались до страны Эмоций! Посмотрите, здесь гости! Я предлагаю вам построить башню дружбы и дружно со всеми поздороваться! - Крепкая получилась башня? Тогда дружно скажем «Здрав-ствуй-те»! - Посмотрите, дети, а в стране настроений сегодня облачно! - посмотрите, все облачки разные! Послушайте, что я расскажу! Встаньте удобно в круг, чтобы я вас видела и повторяйте за мной движения. По небу плыли облака, - Дети, а где же жители страны эмоций, вы не видите их? Кажется, они решили поиграть с нами в прятки. Поищем их? А поможет нам в поисках – «кубик-навигатор». Тут написано: Ты весь мир обогреваешь А вот и первая жительница! Вы узнали ее? - Верно. Веселинка хочет с вами потанцевать волшебный танец! А волшебным он называется потому что танцевать у нас будет только та часть тела, которую я назову. Готовы? Тогда начнем! - танцуют руки! - а теперь – ноги! - а сейчас – голова! - глазки! - губки! - брови! Молодцы! У вас получился очень веселый танец! Скажите, а мы можем прожить без радости? Для чего нам нужна эта эмоция? - А теперь пора найти другого жителя этой страны. Обратимся к нашему навигатору. Послушайте следующую загадку. Если в тучах горизонт, Если дождик моросит - А это кто? - Грустинка говорит, что в этой стране настроение есть не только у жителей, но и у погоды. Да только забыла погода – когда и какое настроение у нее бывает. - Поможете напомнить? Подойдите к столам – на них вы видите пиктограммы с изображением разных настроений. Вы будете смотреть на картинку и поднимать подходящую пиктограмму. - Посмотрите на первую картинку – какая погода здесь изображена? На какое настроение похожа она? Чем хочется заняться в такую погоду? - а у этой погоды какое настроение? Почему вы так решили? На какого человека она похожа? и т.д. - Я считаю, что у этой погоды веселое настроение! - Оказывается, вы прекрасно определяете настроение погоды! - Что означает эта картинка? Покажите так же! Мы можем прожить без эмоции грусти? Она нужна нам? Снова обратимся к навигатору. Слушайте: Летит огненная стрела, - А вы узнали как зовут эту девочку? - Представляете, ребята, все жители страны эмоций переругались между собой – каждая эмоция считает себя главной! Вот и Злинка до того рассердилась, что со злости перемешала и перепутала фотографии жителей и их питомцев! - Попробуем собрать перепутанные фотографии? Тогда вам нужно соблюдать такие правила: Вам нужно будет найти хозяина собаке – какое настроение у хозяина – такое же и у его собаки. - Отвернитесь из круга. -Какое настроение у мальчика? А у собаки? И т.д. - Как ты думаешь, почему у него такое настроение? - Мы можем прожить без Э. злости?
Фотографии разобрали – снова к навигатору! Слушайте следующую загадку. Кучерявые барашки - И у него есть кошка – такая же спокойная, как и он сам. Она хочет промурлыкать вам свою песенку. Хотите ее послушать? - Для этого мы удобно ляжем головой в центр, расслабимся и представим, что мы – маленькие котята лежим в уютной корзинке. А мама-кошка мурлычет нам свою песню. Песня мамы – кошки. Наигрался мой котёнок – Милый, ласковый ребёнок. Вот свернулся он в комочек – Нежный, мягонький клубочек. Ему снится сон волшебный: Небо, солнце и река… А в воде прозрачной, чистой Проплывают облака, Серебрятся спинкой рыбки… На губах у нас улыбки… Мама лапкой по спине Гладила, ласкала И котёнку своему песню напевала: - Мяу – мяу, мур – мур - мур, Милый мой котёнок! Как же я тебя люблю, Милый мой ребёнок! Глазки ты сейчас открой И со мною песню спой: «Мяу»! - Понравилась вам песня мамы-кошки? А как кошка пела своим котятам песню? - Скажите, нужна ли нам эмоция спокойствия? А для чего? - Вы немного отдохнули – обратимся к нашему помощнику. Теперь слушайте следующую загадку. Мы вчера в лесок зашли, (Грибок) - А кто же здесь спрятался? Ой, и она что-то выронила от удивления! Это же Кубик Настроения! Кажется, она тоже предлагает с ней поиграть! - Правила игры такие: нужно бросить кубик и показать своей мимикой, жестами то настроение – какое выпало. А остальные дети угадывают. Что вы изображаете. - Что ж, с Удивлинкой поиграли. Нужна ли нам эмоция удивления? Когда она может нам пригодиться? - Снова нам поможет «Кубик-навигатор». Очищают воздух, - А здесь Пуглинка. Она очень любит музыку! Она даже спряталась в около пианино! Пуглинка тоже приготовила для вас игру. Вы уже знаете, что разное настроение может быть не только у людей, животных, погоды. А как вы думаете, может быть настроение у музыки? Сейчас мы проверим, как вы определите музыкальное настроение. Правило игры такое – вы послушаете музыку– какое настроение у музыки – к жителю с таким же настроением вы и подбежите. Если это будет веселая музыка – рядом с какой картинкой вы встанете? А если сердитая? - А я считаю, что это веселая мелодия! - Вы молодцы, правильно определили настроение мелодий. - А скажите, нужна ли нам такая эмоция как страх? А когда она нам пригодится? | - Да! Здрав-ствуй-те! Прикладываюто одну, то другую руку ко лбу и всматриваются в небо. Щурятся. Улыбаются. Смеются. Машут рукой облачку. Изображают грусть на лице. Показывают рукой вдаль. Собирают «слезинки» с глаз. Мотают головой. Изображают гнев на лице. Грозят кулаком. Изображают страх на лице. Дуют на облако. Изображают удивление на лице. «Гладят» незримое облачко. «Зовут» рукой. Качают головой. Дети осматриваются вокруг. - Нет! - Да! - Это солнце! Дети ищут солнце. - Это Веселинка! - Да! Дети выполняют танцевальные движения в соответствии с инструкцией. - Нет! Ответы детей. - Это зонтик! Дети ищут в зале зонтик. - Грустинка!
- Поможем! - Дождливая, пасмурная! - На грустное! Дети поднимают «грустные» смайлики. и т.д. - Нет, грустное! - Мы все правильно сделали! - Да/ нет. Ответы детей. - Молния! - Злинка! - Да! Дети встают в круг(спиной внутрь круга). Рассматривают полученную картинку. Дети встают парами. - Веселое! - Тоже веселое! Ответы детей. - Облака! - Спокунчик! - Да! Сворачиваются в комок. Закрывают глаза. Улыбаются. Психолог нежно поглаживает каждого ребенка по спине. Открывают глаза. - Мяу! Мяу! - Да! Нежно, ласково, спокойно. - Да! Ответы детей. - Это гриб! - Это Удивлинка. - Это кубик! Дети по очереди бросают кубик и показывают эмоцию. Остальные угадывают. - Да! Ответы детей. - Это цветы! - А вот и Пуглинка! - Может! - Рядом с Веселинкой! - Со злинкой! Дети действуют в соответствии с инструкцией. - Нет, это грустная! - Да! Ответы детей. |
3 часть – заключительная | Цель: создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы, вызвать чувство удовлетворения. | ||
Рефлексия Цель - Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Прощание. Упражнение «Пирог положительных эмоций». Цель - снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, воспитание чувства групповой сплоченности. Плавный выход детей из НОД. | . Встают в круг. Психолог достает «Сюрприз» и показывает детям. Строят вместе с психологом башню дружбы. Строятся паровозиком и возвращаются в группу. | - Дети, вы поиграли с несколькими эмоциями. Что вам запомнилось больше всего? - Какая эмоция у вас самая любимая? - Вспомните, зачем нас звали в гости жители этой страны? - какая же эмоция, по вашему мнению, самая главная? - Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные - И все-таки все эмоции нам нужны! Значит, все они главные! - Я считаю, что теперь эмоции помирятся и будут жить дружно! - А теперь, я предлагаю вам испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся. Встаем в круг. Повторяйте за мной. Взяли мы щепотку смеха, Удивления на ложке, - Вкусный пирог получился? - Подошло к концу наше приключение. И все эмоции дают вам наставление: Быть добрым, без каприз, И дарят вам сюрприз! Пора нам возвращаться – Осталось попрощаться! - А построим на прощанье башню дружбы! Билетики на волшебный паровозик у вас есть занимаем места– Поехали! | Ответы детей. - Разобраться, какая эмоция самая главная и нужная! Дети высказывают свое мнение. Выполняют движения по тексту. «Угощают» гостей. - Да! Строят их рук башню. - До-сви-да-ни-я! Строятся паровозиком. - Ту-Ту! |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну эмоций»
Конспект НОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну эмоций»...
Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в страну сказок"
Итоговое занятие с детьми старшей группы по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слоге и слове. На занятии используются элементы сказочной терапии. Все задания ребята выполняют, помогая героям сказок пре...
Конспект открытого занятия интегрированной деятельности старшей группы" Путешествие в страну здоровья"
В этом занятии я ставила цель, донести до детей зачем делать зарядку, как стать сильным,откуда берутся болезни.Научить формировать умение заботиться о своем здоровье.Развивать мелкую моторику пал...
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы "Путешествие в страну "Эмоций"
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.Развивать саморегуляцию воспитанников через прос...
Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в страну эмоций»
Программное содержание: 1.Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, «языка красок» (желтый, оранжевый – веселое, красный- хорошее, бодрое; зеленый- лень, равнодушие; синий- пок...
Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».
Цель: Создание условий для гармонизации эмоциональной сферы детей, развития социальных эмоций....
Конспект по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну эмоций»
- продолжать формировать умение выражать свои чувства.- расширять представление об эмоциях радость, грусть, злость, страх, удивление.- понимать чувства свои и других людей, способствовать...