Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: Создание условий для гармонизации эмоциональной сферы детей, развития социальных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_emotsiy.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательная деятельность в старшей группе
«Путешествие в страну эмоций»
Введение
Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции являются показателем состояния ребенка. Зачастую дети находятся в плену эмоций, поскольку не могут управлять ими. Это приводит к импульсивности поведений, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому в работе педагога-психолога особое место занимает эмоционально-волевое развитие детей. Профилактика психосоматических заболеваний, знакомство детей с базовыми эмоциями, помощь в формировании эмоциональной децентрации — важнейшие задачи в нашей деятельности.
В процессе коррекционно-развивающей работы дети учатся осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать свои эмоции, тем самым развивая уверенность в себе.
Цель: Создание условий для гармонизации эмоциональной сферы детей, развития социальных эмоций.
Задачи:
- Развивать умение узнавать эмоциональные состояния по внешним проявлениям.
- Способствовать накоплению положительного эмоционального опыта.
- Помочь ребенку правильно отрегулировать имеющиеся отрицательные эмоции, препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
- Развивать творческие способности (фантазию, воображение).
Методические приемы:
- Использование игр;
- Выражение своего эмоционального состояния через рисование, лепку из соленого теста;
- Рефлексия.
Материалы и оборудование:
- Четыре шкатулки с пиктограммами (схемы лиц эмоциональных состояний).
- Фотографии, изображающие различные эмоциональные состояния.
- Ворота с колокольчиками.
- Технические средства.
- Краски.
- Соленое тесто.
- «Веселые конфеты» (фантики - пиктограммы радости и веселия).
- «Снежные мольберты» (картон темного цвета с поверхностью посыпанной мукой).
Ход деятельности:
Зал оформлен в стиле выставки эмоций. Звучит тихая, спокойная музыка. Дети входят в зал. Их встречает Хранитель Эмоций (психолог, переодетый в костюм волшебника)
Он читает стих «По небу плыли облака» см. прил. №1
Хранитель Эмоций: Ребята, я приглашаю Вас в волшебную и загадочную страну наших эмоций. Но, чтобы в путь нам отправиться – нужно потренироваться.
Игра «Тренируем эмоции»
Попросите ребенка
нахмуриться, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница;
улыбнуться, как: кот на солнце; само солнце; как Буратино; как хитрая лиса;
как радостный ребенок; как будто ты увидел чудо;
позлиться, как: ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту;
как человек, которого ударили;
испугаться, как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, удививший волка; котенок, на которого лает собака;
устать, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.
Хранитель Эмоций:
Молодцы! Хорошо справились с заданием. Вперед!
Дети подходят к воротам с колокольчиками
Хранитель Эмоций:
Ребята, чтобы ворота распахнулись, нужно произнести заветные слова.
Дети встают в круг, руки опущены.
Дети:
Что за чудо – чудеса
Вот тебе моя рука, Каждый протягивает поочереди
руку соседу справа и слева
Вот ладошка правая, вот ладошка левая! Берутся за руки.
Скажем вам, не тая: это все мои друзья! Произносят хором, стоя в кругу
Раздается звон колокольчиков, и ворота открываются.
Хранитель Эмоций: Путь свободен! Добро пожаловать!
Дети проходят в ворота и их взору открывается разноцветная радуга.
Хранитель Эмоций: Ребята – это радуга эмоций и настроений. Она необычная. Посмотрите есть все цвета: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный. Каждая эмоция имеет свой цвет. Вот у меня рисунок с какого эмоцией? Какой мы выберем цвет?
Дети рассуждают, дают ответы. На стене висит заготовка радуги, на которую прикрепляют эмоцию к соответствующему цвету (Приложение 3).
Хранитель Эмоций: У меня для вас есть сюрприз.
Достает из-под воздушного полога четыре шкатулки.
Хранитель Эмоций: В этих шкатулках лежат эмоции, только вот беда: шкатулки на подписаны, придется нам угадывать – в какой шкатулке какая эмоция! А поможет нам в этом музыка!
Открывает первую шкатулку, слышится флейта (печальная мелодия, например русская народная песня «Степь да степь кругом…»).
Хранитель Эмоций: Отгадайте, какая же эмоция тут живет?
Дети: Грусть.
Хранитель Эмоций вынимает сделанную заранее на занятиях с детьми пиктограмму эмоции грусти (Приложение 2).
Хранитель Эмоций: Как верно вы, ребята, угадали! Только слышите - грустная мелодия опять звучит! Кто же так грустно играет на флейте?
Открывается занавес – сидит девочка Маша с флейтой и плачет.
Хранитель Эмоций: Сидит девочка скучает,
А всяк ее поучает.
Дети подбегают к девочке по одному:
- Займись делом, порисуй мелом! (ребенок с мелком)
- Возьми лопатку, вскопай грядку! (ребенок с лопаткой)
- Позвони Косте, позови в гости! (ребенок с телефоном)
- Попрыгай девчушка, не сиди как старушка! (ребенок с прыгалками)
Маша: Оставьте меня в покое,
У меня настроенье такое!
Хранитель Эмоций: Ребята, давайте тогда поиграем, ведь мы – то знаем, что игра – лучшее средство от грусти и печали. А Маша, может быть, захочет к нам присоединиться и тогда наверняка развеселится!
Игра «Море эмоций».
Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, удивленная (виноватая, радостная, грустная, заинтересованная) фигура на месте замри!
Маша: Спасибо, ребята, развеселили вы меня!
Хранитель Эмоций: Мы с ребятами давно заметили, что если тебе грустно, то надо о своей грусти рассказать другу, маме или папе, и они тебе обязательно помогут. А мы помогли тебе нашей игрой! Хорошо мы поиграли, ребята, можно посидеть, отдохнуть, а я пока открою вторую шкатулку.
Открывает вторую шкатулку, слышится мелодия «Разноцветные стекляшки»
Хранитель Эмоций: Какая эмоция тут живет?
Дети: удивление.
Вынимает пиктограмму эмоции удивления (приложение 2).
Хранитель Эмоций: Ребята, а что может вызвать удивление?
Дети рассуждают, высказывают свои мнения.
Хранитель Эмоций: Правильно. А еще можно удивить сюрпризом. И вот сегодня мы сделаем игрушку – сюрприз из теста своими руками.
Дети подходят к столу, на котором лежит соленое тесто, кисти, краски, формочки.
Хранитель Эмоций: Выберите формочку, с помощью который вы хотите сделать сюрприз, возьмите гуашь любого цвета. Скатайте шарик из кусочка теста. Сделайте в нем небольшое углубление. Возьмите пальчиком гуашь и заполните это углубление, теперь зажмите два края и начинайте мять тесто, пока оно полностью не закрасится. Раскатайте тесто с помощью скалки и формочкой выдавите фигурку. Остатки теста аккуратно уберите с помощью стека. Теперь фигурку можно украсить тестом других цветов.
Дети изготавливают фигурки из соленого теста.
Хранитель Эмоций: Посмотрите, какие получились замечательные игрушки. Таким подарком можно удивить кого – угодно!
Хранитель Эмоций открывает шкатулку, слышится гневная музыка.
Хранитель Эмоций: Ребята, отгадайте, какая же эмоция здесь живет?
Дети: Гнев.
Вынимается пиктограмма эмоции гнева (Приложение 2).
Хранитель Эмоций: Как верно вы, ребята, угадали!
Упражнение с воздушным шариком на совладение с гневом.
Ох, с гневом – то осторожно надо обращаться! Сейчас дети покажут вам с помощью воздушных шариков, как это сделать.
Представьте, что воздушный шарик – это вы сами, а воздух в этом шарике – гнев, который в эту минуту вас так и переполняет. Что будет, если весь свой гнев, не раздумывая, сразу выпустить?
Надутый, но незавязанный шарик ребенок сразу выпускает из рук.
Как вел себя шарик?
1 ребенок: Как бешеный! Он натыкался на стены и носился как сумасшедший! Так и люди, если так будут поступать, могут обидеть кого – нибудь, да и себе набить шишки!
2 ребенок выпускает воздух из шарика постепенно, и он осторожно сдувается.
Хранитель Эмоций:
Как себя вел шарик?
2 ребенок: Мой шарик гнев выражает,
Но никого не обижает.
Хранитель Эмоций: Здорово! А сейчас мы вам покажем, как это делают жители одного лесного царства – государства.
Игра «Король – боровик»
Хоровод. В центре ребенок в шапочке гриба.
Король – Боровик:
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он ворчал и кричал
И ногами стучал.
Был король – Боровик не в духе,
Короля покусали мухи.
Дети останавливаются, и говорят Боровику:
Эй, король Боровик!
Ты ж хороший старик,
Никого не обижай –
Свои чувства выражай!
Боровик топает ногами:
Ох, я злюсь, ох, я злюсь,
Очень сильно сержусь!
Дети: Глубоко подыши (останавливаются, делают дружно два раза вдох - выдох),
Улыбнись от души! (улыбаются).
Хранитель Эмоций: Как хорошо, ребята, Боровика мы успокоили, научили его свои чувства выражать, никого не обижать. А теперь пришла пора открывать последнюю шкатулку.
Открывает шкатулку, слышится радостная музыка (песня «Русский сад»).
Хранитель Эмоций: Какая же эмоция тут живет?
Дети: Радость! Ура!!!
Хранитель Эмоций вынимает пиктограмму эмоции радости (Приложение 2).
Хранитель Эмоций: Здорово вы, ребята, умеете эмоции узнавать! Молодцы! Наше путешествие подходит к концу, но жители страны эмоций не хотят с вами расставаться. И чтобы хоть как-нибудь их утешить, предлагаю оставить на память свои автопортреты.
Дети рисуют улыбающиеся лица пальчиком на «Снежных мольбертах».
Хранитель Эмоций: Спасибо! Вы настоящие художники! Портреты получились просто замечательные! Они займут почетное место в музее эмоций. А у меня для вас подарок!
Ребенок в маске, изображающей эмоцию радости, выносит корзинку с «веселыми конфетами». Фантики – пиктограммы радости и веселья.
Хранитель Эмоций: Хочу пожелать, чтобы каждый из вас съел конфетку и улыбнулся, ведь это конфеты не простые: глазурь – радость, начинка – веселье. Будьте счастливы, до новых встреч!
Литература
- Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-волевого развития. М., 2000.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, 2004.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятие, игры. М., 1999.
- Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Минск, 1999.
- Юрченко Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Баринова Н. Ярмарка эмоций // Школьный психолог №17, 2008.
- Жигало О. Пять дружных гномов // Школьный психолог №1, 2009.
Приложение №1
По небу плыли облака,
А я на них смотрел
И два похожих облачка
Найти я захотел
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз
А что увидел я, то вам
В се расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной
- Зачем ты щуришь глазки так
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями - дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим за мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не мог я отыскать.
Н. А. Екимова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну Звукляндию"
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Путешествие в страну Звукляндию" - знакомство детей с шумовыми и музыкальными звуками, закрепление знаний о музыкальных инструментах...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну здоровья».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну здоровья».Программные задачи.1....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну МАТЕМАТИКА».
Формировать у детей элементарные математические представления,решать простые задачи; формировать умение работать в команде....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну Доброты"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему :"Путешествие в страну Доброты" Цель: Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость через...
Конспект Непосредственно организованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию"
Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию»Цель: формирование познавательных действий дошкольников.Задачи: развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать групп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну МАТЕМАТИКИ».
Формирование у детей элементарных математических представлений...
Конспект по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну эмоций»
- продолжать формировать умение выражать свои чувства.- расширять представление об эмоциях радость, грусть, злость, страх, удивление.- понимать чувства свои и других людей, способствовать...