Самообразование
материал (старшая группа)
Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022-23g.docx | 85.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие мелкой моторики рук через дидактическую игру».
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчётности:
• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
• Провести анкетирование родителей.
• Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дорисовка (по принципу симметрии)
• лабиринты
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
Этапы работы:
I Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
II — Внедрение в практику.
III— Представление опыта работы по теме.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста».
5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так
важно её развивать?».
6. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов) .
6. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ».
7. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Наблюдения за детьми, диагностика | Будут пальчики дружить | |||||
1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге) "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме 3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа 4. Пальчиковая гимнастика " Шарик" | 1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков. 2. Упражнение с массажными мячиками "Орех" 3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа 4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек" 5. Игры с мозаикой | |||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Овощи и фрукты | Птицы осенью | |||||
1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина 2."Сложи картинку" из 4 частей 3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу 4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь 5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке | 1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток 2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов 3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки 4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке" 6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин" | 1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц 2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов 3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку" 4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки) | 1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке) 2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок) 3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох | |||
НОЯБРЬ | ||||||
Труд людей в природе | Одежда и обувь | |||||
1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток) 2. "Нарисуй на песке лопату, молоток" 3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги 4. Пальчиковая игра "Строим стенку" |
1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями. 2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток 3. Работа с тактильной дощечкой из спичек |
1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви 2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию 3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками 4. Рисование горошков на платье
|
1.Разложи пуговицы по цвету 2. Работа со шнуровками 3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы 4.пальчиковая игра "Ладошки" | |||
ДЕКАБРЬ | ||||||
Город | Транспорт | Дикие животные зимой | Зима, зимний лес | |||
1. Строим дом из кубиков 2.Выкладывание дома из геометрических фигур 3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне 4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки" |
1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков 2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру 3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины 4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя |
1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных 2. Работа с тактильными дощечками 3."Новогодний подарок для белочки" Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь |
1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты 2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера 3."Снежная баба" -лепка из пластилина
| |||
ЯНВАРЬ | ||||||
Дикие животные и их детеныши | Птицы зимой | |||||
1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги, детям надо определить где мама, где детеныш 2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек 3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха 4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками |
1."Собери семью" наложи трафарет на контур 2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем 3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку 4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы" |
1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги 2. работа с тактильными дощечками 3."Угощение для птиц" - сортировка семян 4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Семья | Профессии | |||||
1. Пальчиковая игра "Моя семья" 2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу 3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок 4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне
|
1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке 2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы" 3. "Научим дочку шнуровать ботинки" 4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек 5. Самомассаж ладоней |
1. "Построим бом из кубиков" 2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий 3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги 4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету" |
1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем" 2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина 3."Собери машину" из геометрических фигур 4."Разрезные картинки из 4 частей" | |||
МАРТ | ||||||
Праздник мам | Начало весны | Игрушки | ||||
1. Изготовление подарка для мамы (Из шариков из салфеток) 2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя |
1."Следы от капели" рисуем точки на манке 2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге 3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу. 4.Пальчиковая гимнастика "Дождик" |
1.Собери пирамидку 2."Мячи для котят" лепка из пластилина 3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных 4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну |
1. Штриховка и обводка по контуру игрушек 2. Пальчиковый театр "Репка" 3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь 4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы | |||
АПРЕЛЬ | ||||||
Одежда | Дикие и домашние животные | Птицы весной | Растительный мир | |||
1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали" 2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток 3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний 4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку
|
1."Собери картинку из 4 частей" 2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги" 3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек 4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж" | 1."Червячки для грачей" лепка из пластилина 2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты 3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой 4. Пальчиковая гимнастика "Червячки" |
1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки 2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек 3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину 4. Пальчиковые игры, разученные раннее
| |||
МАЙ | ||||||
Труд весной на даче | Мы подросли и повзрослели | |||||
1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена 2."Закрути бутылочки" 3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе 4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур |
1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех" 2."Строим дачный дом" из конструктора 3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре 4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц |
1.Пальчиковый театр "Колобок" 2. Игры и упражнения, изученные ранее 3.Шнуровки, липучки 4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками 5. Заключительное наблюдение за детьми |
Приложение № 1
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
ОЧКИ Бабушка очки надела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. | ||
ФЛАЖОК Я в руке - флажок держу Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. | ||
ЛОДКА Лодочка плывет по речке, По воде бегут колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). ПАРОХОД Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. | ||
СТУЛ Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз. | ||
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Зайка в зеркальце глядит Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. | ||
СТОЛ У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. | ||
ГРАБЛИ Листья падают в саду, Я их граблями смету. Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя. | ||
СКВОРЕЧНИК Скворец в скворечнике живет Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
(МАОУ Прогимназия «Созвездие»)
Самообразование по теме:
«Развитие мелкой моторики рук через дидактическую игру»
(за 2021 – 2022 учебный год)
средняя «А» группа «Звездочки»
Воспитатель:
Фатаува Г.З.
г. Пыть-Ях, 2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...