План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_plan_2015_goda.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Зам.директора по УВР _________________Г.А. Абрамова | ««у»«Утверждаю» «Утверждаю» Директор детского дома для детей дошкольного возраста ______________Н.В. Маторина «02» сентября 2014 года |
План работы по самообразованию
социального педагога
Ишниязовой Виктории Викторовны
Тема самообразования:
«Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Мценск
2014 г.
Актуальность проблемы:
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.
Задачи самообразования:
1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.
3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению.
4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации воспитателям по предупреждению агрессивного поведения.
6. Создать игротеку
Направления самообразования:
- изучение основополагающих теорий и понятий;
- изучение обновленной литературы по изучаемой проблеме;
- ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии;
- ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме.
Методы самообразования:
- изучение и анализ научной, популяционной литературы, интернет источников;
- лекции, доклады посвященные изучаемой проблеме;
- ознакомление с опытом работы других педагогов;
- анализ результатов.
Ожидаемые результаты:
- ориентирование в новой литературе;
- умение разбираться в изучаемой проблеме;
- изучение возможностей профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников;
- повышение профессиональной компетенции.
План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста
(2014-2015 учебный год)
№ | Этапы | Планируемые мероприятия/работы по самообразованию | Сроки |
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы; газет, журналов; интернет, видео, аудио информации на различных носителях. | Составление списка литературы по темам 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики; 3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6. Изучение статей освещающих проблему агрессивного поведения дошкольников; 7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме; | Октябрь 2014 В течение года |
2. | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом. Составление собственной литературной подборки по изучению и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Создание медиатеки по данной проблеме. | 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4.Изучение современных психологических методик, способов коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. 5. Общение с социальными педагогами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью. 6.Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д. 7. Создание картотеки игр. | В течение года В течение года Январь Февраль В течение года В течение года |
3. | САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для воспитателей про изучаемой теме; 3) Составление картотеки игр; 3) Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению). | Май 2015 |
Список литературы:
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.
3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 2000.
5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3.
6. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.
7. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 1986
8. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999
9. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб. 1996.
10. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. Питер, 2003. – 510 с.
11. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua
12. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб. 1997.
13. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.
14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.
15. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.
16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
17. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С.10-12.
18. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992
19. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
20. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.
21. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.
22. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.
23. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.
24. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.
25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб. 1999.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.
27. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6.
28. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.
29. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.
30. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
31. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.
32. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
33. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-
34. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
35. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб. 1997.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....
Годовой (перспективный) план работы социального педагога в детском доме для детей дошкольного возраста
Направления деятельности социального педагога в КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»:1. Работа по защите прав ребенка.2....
План работы творческой группы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
План работы творческой группы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста...
План работы с родителями при формировании словотворчества у детей дошкольного возраста
Перспективное планирование работы с родителями...
Самообразования "Агрессивность у детей дошкольного возраста"
Актуальность проблемы. План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»
Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...