План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему

Ишниязова Виктория Викторовна

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, вы­двигают на первый план задачу изуче­ния психологических условий, вызываю­щих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности явля­ется в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов­ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_plan_2015_goda.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________________Г.А. Абрамова

««у»«Утверждаю»        «Утверждаю»

Директор детского дома для детей дошкольного возраста

______________Н.В. Маторина

«02» сентября 2014 года

План работы по самообразованию

социального педагога

Ишниязовой Виктории Викторовны

Тема самообразования:  

«Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Мценск

2014 г.

Актуальность проблемы:

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.

Задачи самообразования:

1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.

2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.

3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению.

4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

5. Разработать рекомендации воспитателям по предупреждению агрессивного поведения.

6. Создать игротеку

Направления самообразования:

- изучение основополагающих теорий и понятий;

- изучение обновленной литературы по изучаемой проблеме;

- ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии;

- ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме.

Методы самообразования:

- изучение и анализ научной, популяционной литературы, интернет источников;

- лекции, доклады посвященные изучаемой проблеме;

- ознакомление с опытом работы других педагогов;

- анализ результатов.

Ожидаемые результаты:

- ориентирование в новой литературе;

- умение разбираться в изучаемой проблеме;

- изучение возможностей профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников;

- повышение профессиональной компетенции.

План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста

(2014-2015 учебный год)

 

Этапы

Планируемые мероприятия/работы по самообразованию

Сроки

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы;

газет, журналов;

интернет, видео, аудио информации на различных носителях.

Составление списка литературы по темам

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики;

3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики.

5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;

6. Изучение статей освещающих проблему агрессивного поведения дошкольников;

7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме;

Октябрь 2014

В течение года

2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями,

мастер-классы,

мероприятия по обмену опытом.

Составление собственной литературной подборки по изучению и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Создание медиатеки по данной проблеме.

1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов  др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации;

2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег;

3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме.

4.Изучение современных психологических методик, способов коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

5. Общение с социальными педагогами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью.

6.Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д.

7. Создание картотеки игр.

В течение года

В течение года

Январь

Февраль

В течение года

В течение года

3.

САМООТЧЕТ:

1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему;

2) Подготовка консультации для воспитателей  про изучаемой теме;

3)  Составление картотеки игр;

3) Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению).

Май 2015

 

Список литературы:

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.

3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 2000.

5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности //   Общественные науки и современность. – 1993. - №3.

6. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.

7. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 1986

8. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999

9. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб. 1996.

10. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. Питер, 2003. – 510 с.

11. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua

12. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб. 1997.

13. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.

14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.

15. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.

16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.

17. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С.10-12.

18. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992

19. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.

20. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.

21. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

22. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.

23. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.

24. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной   личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.

25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб. 1999.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.

27. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. -   №5/6.

28. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.

29. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.

30. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

31. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.

32. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

33. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-

34. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

35. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб. 1997.

36. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....

Годовой (перспективный) план работы социального педагога в детском доме для детей дошкольного возраста

Направления деятельности социального педагога в КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»:1.      Работа по защите прав ребенка.2....

План работы творческой группы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

План работы творческой группы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста...

Самообразования "Агрессивность у детей дошкольного возраста"

Актуальность проблемы. План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...