Проект «В каждом ребенке - солнце». Выявление и развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ..
проект (старшая группа)
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. И очень важно, чтобы рядом с ребенком оказались те, кто ему в этом поможет, чтобы рядом оказался человек - педагог, который сможет помочь каждому ребенку поверить в себя, свою индивидуальность, раскрыться и реализовать свое «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kazhdyy_rebenok_-_solntse.docx | 57.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад№76 «Виктория»
города Смоленска
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска
_______________Н.В. Сафонова
приказ от 31.08.2021 № 327од
ПРИНЯТО
на педагогическом совете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска
протокол от 31.08.20122№ 1
ПРОЕКТ
«В КАЖДОМ РЕБЕНКЕ – СОЛНЦЕ».
Выявление и развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
.
автор: музыкальный руководитель Баландина Н.М.
ПРОЕКТ
«В КАЖДОМ РЕБЕНКЕ – СОЛНЦЕ».
Тема: выявление и развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Основания для разработки проекта - Закон РФ «Об образовании»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритетное направление: поддержка талантливых детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155(зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная президентом РФ 03.04.2012г
Направленность проекта -- создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом
Вид проекта: развивающий
Реализация проекта: с октября 2021 г. – май. 2022 г.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Количественный состав – 23 человека
Актуальность проекта
« В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить»
Сократ
Фраза, написанная великим древнегреческим философом, актуальна и в наши дни, особенно для тех, кто работает с детьми.
В каждом человеке есть маленькое солнце, которое светит добром и любовью, светит своим, индивидуальным светом. И очень важно, чтобы рядом с ребенком оказались те, кто поможет этому солнцу светить, каждому человеку нужен шанс, чтобы показать своё солнце, помочь стать личностями. чтобы рядом оказался человек - педагог, который сможет помочь ребенку поверить в себя, свою индивидуальность, раскрыться и реализовать свое «Я». Мое глубокое убеждение, что именно педагог сможет найти те невидимые лучики индивидуальности, которые зачастую не смогли увидеть родители. И нередко бывает, что такой лучик не один – их несколько. Любой стране нужны умные, грамотные и талантливые люди. Дети – это новое поколение, наша надежда и наше будущее. «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности. Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов: способности выше средних, креативность, включенность в задачу.
Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.
Психологическое изучение музыкальной одаренности также имеет давние традиции. В этой области накоплен большой теоретический материал. До настоящего времени в отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к пониманию одаренности.
Невнимательное отношение общества к развитию одаренности подрастающего поколения может обернуться значительными моральными и материальными потерями. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. В связи с этим, можно сделать вывод, что данный вопрос очень актуален в наше время.
Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая – проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия– высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Ху-
дожественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в
любой из этих областей
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесни-ков, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
∙ уровень развития способностей;
∙ высокая степень обучаемости;
∙ творческие проявления (креативность);
∙ мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Все музыкальные способности называют творческими.
Выдающиеся музыкальные и творческие способности у детей обнаруживаются, как правило, до 7 лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6 – 7 лет уже обращают на себя общественное внимание.
Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются между тремя и пятью годами, у так называемых способных (иначе – обладающих хорошими музыкальными данными) – обычно между пятью и семью годами.
Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально – одарённые дети характеризуются некоторыми общими чертами.
С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В 2 – 3 года одаренные дети хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и могут писать ноты раньше, чем буквы).
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Как отмечают исследователи, кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким – либо иным образом. И с этим, возможно, связана их сильная потребность в музыке и музыкальных занятиях.
Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одарённые дети в своём развитии опережают сверстников, по крайней мере, на 2 – 4 года. Другие, наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими музыкальными данными, но существенно различаются ” по качеству” (например, потребность фантазировать на инструменте). Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одарённые дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они начинают читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые.
Важно то, что музыкальные проявления одарённых детей самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает своего рода толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.
- Цель проекта:
- способствовать развитию творческих (музыкальных) проявлений у одаренных и способных детей дошкольного возраста.
- Задачи проекта:
- Развитие психических процессов: музыкального восприятия, внимания, ощущений, памяти, мышления, воображения, а также развитие эмоционально - волевой сферы у детей.
- Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких дошкольников.
- Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти с помощью различных видов музыкальной деятельности
- Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности.
во всех видах музыкальной деятельности
- Формирование начала музыкальной культуры; формирование общей духовной культуры
- Разработка методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.
- Создание базы данных ОД в рамках Проекта.
- Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий, проектов.
- Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума.
- Планируемые результаты:
- Дети без труда различают звуки музыкальных инструментов;
- Могут соотнести звук с настроением и эмоцией;
- Могут передавать настроение через ритмические движения;
- Проявляют самостоятельность и творческую инициативу в танце
- Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
- Могут самостоятельно
- Снизиться уровень тревожности;
- Улучшится эмоциональный фон детей;
- У детей увеличился интерес к музыкальному искусству;
- Дети запоминают и воспроизводят ритмические структуры;
Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые развивается детское творчество в движении (исполнительское и композиционное).
Раскрытие индивидуальности каждого ребенка.
Дети с желанием учатся танцевать.
Организационные моменты: занятия проводятся 2 раза в неделю в групповой форме по 25 - 30 минут.
Использованные инновационные технологии:
∙ проектный метод, позволяющий привлечь широкий круг специалистов в образовательный процесс;
∙ использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал на встречах в иллюстрациях;
∙ интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
∙ здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей.
Система принципов и подходов, применяемых при работе с детьми:
- принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: играх, продуктивной деятельности;
- принцип гуманистичности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
- принцип создания непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
- принцип творческой направленности – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
- принцип последовательности – усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
Условия реализации проекта
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:
∙ разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
∙ осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
∙ организовать групповую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
∙ способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
∙ организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
Выраженное стремление к музыкальной и творческой деятельности
1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
2. Выражает желание петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, выступать на сцене
3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества во всех видах музыкальной деятельности.
Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля, как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.
Предварительный контроль проводится в первые дни октября 2021 г.
Формы контроля:
- собеседование – выявляются интересы и творческий потенциал детей;
- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм, певческие навыки,
навыки импровизации.
Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала (слушание музыки, песенного, музыкально-ритмического, игрового).
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний в мае 2022 г.
- итоговое выступление в группе детей, на праздничных мероприятиях.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Этапы реализации проекта:
этапы | цель | форма работы | содержание | сроки |
1 этап организационный | Изучение литературы по данной проблеме Накопление методического материала Определение задач реализации проекта | самообразование самоанализ знакомство с новыми технологиями, оценка возможности их применения в муз. воспитании | Определение основных источников информации и необходимых ресурсов работы | На протяжении всего учебного года 2021 2022 г. |
2 этап диагностический |
выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей | диагностирование детей при участии старшего воспитателя | Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей, их творческого потенциала в ходе воспитательно -образовательного процесса | октябрь 2021 г. |
3 этап практический | Создание методических разработок для реализации проекта | Музыкальные занятия с использованием современных технологий, в том числе здоровьесберегающих, музыкально – дидактического материала, музыкальных инструментов и атрибутов, необходимых в соответствии с тематикой занятия или мероприятия. Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений; Развлечения и досуги для детей и родителей. Музыкально-валеологические занятия. Музыкотерапия в повседневной жизни Музыкально-физкультурные развлечения Самообразование Организовать индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми | Мастер-классы, консультации, творческие площадки | октябрь-май 2021-2022 г. |
4 этап обобщающий | Исследование результатов практической деятельности перспективное планирование с учетом этих результатов | диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей создание методических рекомендации, консультаций, пособий | Анализ, обобщение полученных результатов. предварительное подведение итогов. Разработка методических рекомендаций. Коррекция деятельности | Май 2022 г. |
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Условия
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.
Поэтому при организации предметно - развивающей среды старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Организация педагогического процесса музыкального развития старших дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием. Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги...
Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками инструментами, музыкально - дидактическими пособиями и играми, инструментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.
Помещения | Процессы | Участники |
1 | 2 | 3 |
Музыкальный зал | Утренняя гимнастика Музыкальные занятия Индивидуальные занятия Праздники, досуги, развлечения | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Групповая комната | Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках. Индивидуальная работа с детьми. | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели. |
Физкультурный зал | Утренняя гимнастика. Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением. Музыкально-спортивные праздники и развлечения | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели. |
Территория детского сада | Праздники. Развлечения. Музыкально-физкультурные праздники Спортивные праздники и развлечения | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели. |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Успешность реализации любого направления музыкального развития каждого ребенка зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:
- литературно-музыкальные гостиные,
- театрализованные постановки;
- беседы о влиянии музыки на всестороннее развитие дошкольников.
Это способствует повышению компетентности родителей в вопросе всестороннего музыкального развития детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.
Рекомендации родителям по воспитанию одаренных детей
- старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;
- старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;
- избегайте сравнивать детей друг с другом;
- поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
- поощряйте инициативу.
- поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
- не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
- будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;
- находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
Показатели результативности:
- развитие творческих способностей (музыкальных, двигательных);
- развитие познавательных способностей (творческого мышления и воображения, активизация процессов памяти и внимания);
- обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.
Результаты стартовой диагностики
Период | Уровни развития, единицы измерения в % | Проявление творчества и фантазии в песенном творчестве | Проявление творчества и фантазии в танцевальном творчестве |
2021 г. октябрь | ● -высокий уровень; ■ –средний уровень; ▲- низкий уровень | ● - 6ч. 26% ■ – 9ч. 39% ▲ - 8ч. 35% | ● - 10ч. 43% ■ – 8ч. 35% ▲ - 5ч. 22% |
2022 г. май | ● - 5ч. 22% ■ – 12ч. 52% ▲ - 6ч. 26% | ● - 9ч. 39% ■ – 9ч. 39% ▲ - 4ч. 22% |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:
1. Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
2. Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
3. Разработать проект детского вокального кружка «Звонкие голоса»
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
5. Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
6. Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
В результате реализации данного проекта ожидаем результаты:
1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности, реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях (праздничные программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованные в детском саду, на муниципальном и областном уровнях.
2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала. Дети посещают кружки, организованные на базе ДОУ, музыкальные и художественные школы, танцевальные и вокальные студии,
Список литературы
1.Абдулин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального воспитания / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева.- М.: Академия, 2004.
2.Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей / В. П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3.Берлянчик М. М. Проблемы одаренности. Основы учения юного скрипача. Мышление. Технология. Творчество / М. М. Берлянчик. – М.: Музыка,1983.
4.Выготский Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2005.
5.Готсдинер А. А. Музыкальная психология / А. А. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993.
6.Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. Психология специальных способностей / Д. К. Кинарская.- М.: Таланты – XXI века, 2004.
7.Лейтес Н. С. Бывают выдающиеся дети. Семья и школа / Н. С. Лейтес – №3, 1990.
8.Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков / Н. С. Лейтес. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
9.Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды / Н. С. Лейтес. – МПСИ, 2003.
10.Панкова О. М., Гвоздева О. В. Воспитание музыкального мышления одарённых детей / О. М. Панкова, О. В. Гвоздева. – Новосибирск, 1994.
11.Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997.
12.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М.Теплов. – М.: Педагогика, 1985.
13.Терасье Ж. К. Сверходаренные дети / Ж. К. Терасье. – М.: Наука, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»
Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...
Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"
СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...
Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...
Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Ц...