Проект «В каждом ребенке - солнце». Выявление и развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ..
проект (старшая группа)

Баландина Наталья Михайловна

        Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. И очень важно, чтобы рядом с ребенком оказались те, кто  ему  в этом  поможет, чтобы рядом оказался человек - педагог, который сможет  помочь  каждому ребенку поверить в себя, свою индивидуальность, раскрыться и реализовать свое «Я». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kazhdyy_rebenok_-_solntse.docx57.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад№76 «Виктория»

города Смоленска

               УТВЕРЖДАЮ

Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска

_______________Н.В. Сафонова

приказ от 31.08.2021 № 327од

ПРИНЯТО

на педагогическом совете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска

протокол от 31.08.20122№ 1

                                                                  

                                              ПРОЕКТ

                «В КАЖДОМ  РЕБЕНКЕ – СОЛНЦЕ».

Выявление и развитие  творческого потенциала  у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

.


                         автор: музыкальный руководитель Баландина Н.М.

                                              ПРОЕКТ

                «В КАЖДОМ  РЕБЕНКЕ – СОЛНЦЕ».

Тема:  выявление и развитие  творческого потенциала  у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Основания для разработки проекта -  Закон РФ «Об образовании»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритетное направление: поддержка талантливых детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден  приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155(зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный  №30384.

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная президентом РФ 03.04.2012г

Направленность проекта  -- создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом

Вид проекта: развивающий

Реализация проекта:  с  октября 2021 г. –  май. 2022 г.

Участники:    дети старшей  группы,  воспитатели,   музыкальный руководитель, родители.

Количественный состав – 23 человека

     

      Актуальность проекта

                       « В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему  светить»

                                                                                       Сократ        

     Фраза, написанная великим древнегреческим философом, актуальна и в наши дни, особенно для тех, кто работает с детьми.

     В каждом человеке есть маленькое солнце, которое светит добром и любовью, светит своим, индивидуальным светом. И очень важно, чтобы рядом с ребенком оказались те, кто поможет этому солнцу светить, каждому человеку нужен шанс, чтобы показать своё солнце, помочь стать личностями. чтобы рядом оказался человек - педагог, который сможет  помочь ребенку поверить в себя, свою индивидуальность, раскрыться и реализовать свое «Я». Мое глубокое убеждение, что именно педагог   сможет найти те невидимые лучики индивидуальности, которые  зачастую не смогли увидеть родители. И нередко бывает, что такой лучик не один – их несколько. Любой стране нужны умные, грамотные и талантливые люди. Дети – это новое поколение, наша надежда и наше будущее.  «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

          Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности. Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов: способности выше средних, креативность, включенность в задачу.

     Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное  педагогическое  руководство  способны превратить этот природный                дар        в        выдающийся        талант.
         
Психологическое изучение музыкальной одаренности также имеет давние традиции. В этой области накоплен большой теоретический материал. До настоящего времени в отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к пониманию одаренности.  

            Невнимательное отношение общества к развитию одаренности подрастающего поколения может обернуться значительными моральными и материальными потерями. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. В связи с этим, можно сделать вывод, что данный вопрос очень актуален в наше время.

Различают следующие виды одаренности:

  • интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
  • академическая – проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
  • творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
  • художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия– высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Ху-

          дожественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в        

         любой из этих областей

  • социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесни-ков, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
  • психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

      Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности         определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

∙ уровень развития способностей;

∙ высокая степень обучаемости;

∙ творческие проявления (креативность);

∙ мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Все музыкальные способности называют творческими.

       Выдающиеся музыкальные и творческие  способности у детей обнаруживаются, как правило, до 7 лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6 – 7 лет уже обращают на себя общественное внимание.

  Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются между тремя и пятью годами, у так называемых способных (иначе – обладающих хорошими музыкальными данными) – обычно между пятью и семью годами.

      Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально –  одарённые дети характеризуются некоторыми общими чертами.

      С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В 2 – 3 года одаренные дети хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и могут писать ноты раньше, чем буквы).

      Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Как отмечают исследователи, кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким – либо иным образом. И с этим, возможно, связана их сильная потребность в музыке и музыкальных занятиях.

      Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одарённые дети в своём развитии опережают сверстников, по крайней мере, на 2 – 4 года. Другие, наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими музыкальными данными, но существенно различаются ” по качеству” (например, потребность фантазировать на инструменте). Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одарённые дети  обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они начинают читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые.

     Важно то, что музыкальные проявления одарённых детей самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает своего рода толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.

  • Цель проекта

  • способствовать развитию творческих (музыкальных) проявлений у одаренных и способных детей дошкольного возраста.

  • Задачи проекта:

  • Развитие психических процессов: музыкального восприятия, внимания, ощущений, памяти, мышления, воображения, а также развитие эмоционально - волевой сферы у детей.
  • Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких дошкольников.
  • Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти с помощью различных видов музыкальной деятельности
  • Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности.

во всех видах музыкальной деятельности

  • Формирование начала музыкальной культуры; формирование общей духовной культуры
  • Разработка методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.
  • Создание базы данных ОД в рамках Проекта.
  • Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий, проектов.
  • Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума.

  • Планируемые результаты:

  • Дети без труда различают звуки музыкальных инструментов;
  • Могут соотнести звук с настроением и эмоцией;
  •  Могут передавать настроение через ритмические движения; 
  • Проявляют самостоятельность и творческую инициативу в танце
  • Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
  • Могут самостоятельно
  • Снизиться уровень тревожности;
  •  Улучшится эмоциональный фон детей;
  • У детей увеличился интерес к музыкальному искусству;
  • Дети запоминают и воспроизводят  ритмические структуры;


Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые развивается детское творчество в движении (исполнительское и композиционное).
Раскрытие индивидуальности каждого ребенка.
Дети с желанием учатся танцевать.

     Организационные моменты: занятия проводятся 2 раза в неделю в групповой форме по 25 -  30 минут.

    Использованные инновационные технологии:

 проектный метод, позволяющий привлечь широкий круг специалистов в образовательный процесс;

 использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал на встречах в иллюстрациях;

 интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;

 здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей.

     Система принципов и подходов, применяемых при работе с детьми:

  • принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в  доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: играх, продуктивной деятельности;
  • принцип гуманистичности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
  • принцип создания непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
  • принцип творческой направленности – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
  • принцип последовательности – усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.

   Условия реализации проекта

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

        разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

        осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

        организовать групповую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

        способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

        организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

  Выраженное стремление к музыкальной и творческой  деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать,  играть на музыкальных инструментах, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества  во всех видах музыкальной деятельности.

Для определения направлений и форм  работы с детьми используются некоторые виды контроля, как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни октября 2021 г.

          Формы контроля:

  • собеседование – выявляются интересы и творческий потенциал детей;
  • прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм, певческие навыки,

навыки импровизации.

        Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала (слушание музыки, песенного, музыкально-ритмического, игрового).

          Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний в мае 2022 г.

  • итоговое выступление в группе детей, на праздничных мероприятиях.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Этапы реализации проекта:

этапы

цель

форма работы

содержание

сроки

1 этап

организационный

Изучение литературы по данной проблеме

Накопление методического материала

Определение задач реализации проекта

самообразование

самоанализ

знакомство с новыми технологиями, оценка возможности их применения в муз. воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов работы

На протяжении всего учебного года

2021 2022 г.

2 этап

диагностический

 

выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей

диагностирование детей при участии старшего воспитателя

Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей, их творческого потенциала  в ходе воспитательно -образовательного процесса

октябрь 2021 г.

3 этап

практический

Создание методических разработок для реализации проекта

Музыкальные занятия с использованием  современных технологий, в том числе здоровьесберегающих, музыкально – дидактического материала, музыкальных инструментов и атрибутов, необходимых в соответствии с тематикой  занятия или мероприятия.

Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений;

Развлечения и досуги для детей и родителей.

Музыкально-валеологические занятия.

Музыкотерапия в повседневной жизни

Музыкально-физкультурные развлечения

Самообразование

Организовать индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми

Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми

Мастер-классы, консультации, творческие площадки

октябрь-май

2021-2022 г.

4 этап

обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

перспективное планирование с учетом этих результатов

диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей

создание методических рекомендации, консультаций, пособий

Анализ, обобщение полученных результатов. предварительное подведение итогов.

Разработка методических рекомендаций. Коррекция деятельности

Май 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Условия

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны  быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Поэтому при организации предметно - развивающей среды  старалась учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Организация педагогического процесса музыкального развития старших дошкольников во многом  зависит от оснащения необходимым оборудованием.  Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ, осуществляется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги...

Музыкальный кабинет оснащён - музыкальными игрушками инструментами, музыкально - дидактическими пособиями и играми, инструментами-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

    

Помещения

Процессы

Участники

1

2

3

Музыкальный

зал

Утренняя гимнастика

Музыкальные занятия

Индивидуальные занятия

Праздники, досуги, развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Групповая комната

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа с детьми.

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Физкультурный зал

Утренняя гимнастика.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники и развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Территория детского сада

Праздники.

Развлечения.

Музыкально-физкультурные праздники

Спортивные праздники и развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

                

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Успешность реализации любого направления музыкального развития каждого ребенка зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы:

  • литературно-музыкальные гостиные,
  • театрализованные постановки;
  • беседы о влиянии музыки на всестороннее развитие дошкольников.

Это способствует повышению компетентности родителей в вопросе всестороннего музыкального развития  детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

Рекомендации родителям по воспитанию одаренных детей

  • старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;
  • старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;
  • избегайте сравнивать детей друг с другом;
  •  поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
  • поощряйте инициативу.
  • поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
  • не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
  • будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;
  • находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Показатели результативности:  

     -  развитие творческих способностей (музыкальных, двигательных);

- развитие познавательных способностей (творческого мышления и воображения, активизация процессов памяти и внимания);

- обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.

Результаты стартовой диагностики

Период

Уровни развития, единицы измерения

в %

Проявление творчества и фантазии в песенном

творчестве

Проявление творчества и фантазии в танцевальном

       творчестве

2021 г.

 октябрь

● -высокий уровень;

■ –средний уровень;

▲- низкий уровень

  -  6ч. 26%        

 ■ – 9ч. 39%

 -  8ч. 35%

  -  10ч. 43%        

 ■ – 8ч. 35%

 -  5ч. 22%

2022 г.

май

  - 5ч. 22%        

 ■ – 12ч. 52%

 -  6ч. 26%

  -  9ч. 39%        

 ■ – 9ч. 39%

 -  4ч. 22%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.

   Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

   Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

1. Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

2. Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

3. Разработать проект детского вокального кружка «Звонкие голоса»

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

5. Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

6. Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

В результате реализации данного проекта ожидаем результаты:

1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности,  реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях (праздничные программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованные в детском саду, на муниципальном  и областном уровнях.

2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала. Дети посещают кружки, организованные на базе ДОУ,  музыкальные и художественные школы, танцевальные и вокальные студии,

Список литературы

1.Абдулин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального воспитания / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева.- М.: Академия, 2004.

2.Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей / В. П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004.

3.Берлянчик М. М. Проблемы одаренности. Основы учения юного скрипача. Мышление. Технология. Творчество / М. М. Берлянчик. – М.: Музыка,1983.

4.Выготский Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2005.

5.Готсдинер А. А. Музыкальная психология / А. А. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993.

6.Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. Психология специальных способностей / Д. К. Кинарская.- М.: Таланты – XXI века, 2004.

7.Лейтес Н. С. Бывают выдающиеся дети. Семья и школа / Н. С. Лейтес –  №3, 1990.

8.Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков / Н. С. Лейтес. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

9.Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды / Н. С. Лейтес. – МПСИ, 2003.

10.Панкова О. М., Гвоздева О. В. Воспитание музыкального мышления одарённых детей / О. М. Панкова, О. В. Гвоздева. – Новосибирск, 1994.

11.Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997.

12.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М.Теплов. – М.: Педагогика, 1985.

13.Терасье Ж. К. Сверходаренные дети / Ж. К. Терасье. – М.: Наука, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...

Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...

Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.  Ц...