Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»
проект (подготовительная группа) на тему
Актуальность
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tolerantnost.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»
Педагогический проект на тему:
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»
Выполнила:
Усова Ирина Викторовна
педагог-психолог
ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение
« Детский сад « Родничок»
г.о. Новокуйбышевск
Новокуйбышевск, 2014 год
Актуальность
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Под толерантностью исследователи понимают:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантности у старших дошкольников в условиях ДОУ».
Проект позволит организовать новое приоритетное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и реализовать систему мероприятий с детьми и родителями в данном направлении.
Педагогическими условиями формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении станут:
1.Создание толерантного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
2.Организация условий по подготовке педагогов, специалистов соответствующая целям и задачам толерантного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
5. Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольного образовательного учреждения специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.
Новизна заключается в формировании толерантности у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в группе; организации специально разработанного цикла познавательных занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы и сказок по теме.
Цель проекта: Формирование основ толерантности у дошкольника.
Задачи:
1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;
2.Пополнение материальной и методической базы ДОУ;
3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья;
5. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
6. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
7. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Для детей | Для педагогов | Для родителей |
Воспитательные: -Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями; -Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных ситуаций; Развивающие: Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми; Обучающие: Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек». | -Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть сущность понятия «толерантность»; -Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста. - Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста; -Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей – дошкольников; -Разработать ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности; -Определить педагогическую эффективность реализованных проектов; | -Выявить уровень толерантности родителей -Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно: -Подготовка совместно с детьми фото проектов. -Участие в совместных мероприятиях -На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей. |
Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта: ноябрь 2014 года – май 2015 года.
Тип проекта: долгосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.
Материально-техническое оснащение:
- Кабинет психолога для занятий с детьми;
- Компьютер; магнитофон;
- Проектор для презентации
Планируемые результаты
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Мы разные, но мы вместе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.
Стратегия достижения поставленной цели и задач
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
Реализация проекта в образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие
В основу содержания проекта легла системность со всеми представителями детский сад-семья-ребенок:
– работа с детьми,
– работа с семьей воспитанников ДОУ,
- работа родителей с детьми,
- работа с педагогическим коллективом.
I этап: Подготовительный
1.Разработать план работы по формированию толерантности на 2013-2014 учебный год | Воспитатели, специалисты, |
2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности | Воспитатели, специалисты |
3. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира | Воспитатели, родители |
4. Составить список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения | Воспитатели, педагог-психолог |
5. Разработать собрание для родителей и тренинг с педагогами | Педагог-психолог |
6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением | Воспитатели, педагог-психолог |
7. Сформировать картотеку игр и упражнений «Уроки добра», «Уроки общения» | Педагог-психолог |
8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности | Воспитатели |
9. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности | Воспитатели, специалисты |
10. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников | Воспитатели, педагог-психолог |
II этап: Реализация проекта
Дата | Темы | Мероприятия | Ответственный |
В течение года | Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе, Организация информационного пространства среди родителей | 1.Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов 2.Приобретение картин художников мира 3.Создание картотеки подвижных игр народов мира 4.Создание альбомов об обычаях и традициях народов России | Воспитатели, родители, специалисты |
1 этап – сентябрь- октябрь 2014 года 2 этап – ноябрь- декабрь 2014 года | Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса | 1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. 2.Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. 3.Анкетирование педагогов для самооценки толерантности, опросник « Черты терпимой личности» 4. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам. Дети: - имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»; - имеют представление о том, как поступать в конкретном случае; - имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе. Родители: -умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка; - умение безконфликтного общения. | Педагог-психолог |
Ноябрь | 1.«Игры народов мира» 2. Семинар – тренинг с педагогами | 1.Спортивное развлечение 2.Подвижные игры на прогулке 3. Семинар – тренинг по теме «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности педагога- воспитателя» | Инструктор по физкультуре, Воспитатели, Педагог-психолог |
Декабрь | «Новогодние обычаи стран и народов мира» | 1.Настольные и напольные игры 2.Мультимедиа-презентации по темам; сюжетные игры; 3.Творческие рассказы по теме | воспитатели |
Январь 2015 | 1. «Моя страна» «Символика нашей страны» 2.«Мой город» 3.«Русские народные праздники и традиции» | 1.Фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе 2.Рассматривание альбомов неделя зимних игр и забав 3.Чтение русских народных закличек, песенок, потешек | Педагоги группы Музыкальный руководитель |
Февраль | 1.«Моя родословная» 2.«Наши защитники» | 1.Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов» 2. Творческие игры; Сюжетные игры; 3.Мини-проекты о своей семье; 4.Выставки фотовыставка любимых мест в городе | Педагоги группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог |
Март | 1.Родительское собрание, посвященное дню толерантности; 2. Развлечение «Хоровод дружбы» 3. «Семейные династии» | 1. Родительское собрание, посвященное дню толерантности « Толерантность - путь к миру» 2. Встречи с членами семьи 3. «Семейные династии» | Педагог-психолог, родители, педагоги, музыкальный руководитель |
Апрель | «День Земли» | 1.Развлечения по теме; 2.Выпуск сборник стихов о Земле; 3.Выставка детского рисунка «Мы – дети планеты Земля» | Воспитатели |
Май | 1.«День Победы» 2. «День семьи» | 1.Беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей; 2.Музыкальное развлечение « День Победы» 3. Конкурс рисунков к Дню победы; 4.Праздник ко Дню семьи 5. Чтение и заучивание стихотворений о символе России «Генеалогическое древо моей семьи» | Воспитатели, Музыкальный руководитель, родители |
В течение года | Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста | 1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности; 2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»; 3. Создание и выставки семейных альбомов; 4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»; 5. Просмотр видеофильмов « Мы –другие»; 6.Оформление информационных стендов для родителей. | Педагоги группы Пеагог-психолог Муз.руководитель Физ.инструктор |
Июнь | Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ | 1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме; 2. Участив в семинарах, конференциях; 3. Создание фонда видео- аудиоматериалов; 4. Создание картотек: - игры народов мира - сказки народов мира - национальные традиции; 5. Публикация наработок в СМИ; 6. Создание методического пособия. | Педагог-психолог, педагоги группы, специалисты |
Август | Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста | 1. Анкетирование родителей и педагогов по выявлению уровня сформированности толерантного отношения; 2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей. 3. Отчет педагога о проделанной работе | Педагог-психолог, педагоги группы |
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности
с 12 по 16 ноября
Чтение сказок народов мира в течение недели.
12 ноября выпуск памяток для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей»
Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности»
13 ноября «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп
14 ноября Семинар-тренинг с пед.коллективом» (педагог-психолог)
15 ноября Спортивный праздник «Игры разных народов»
(инструктор физкультуры)
Выставка детских рисунков «Мои друзья»
18 ноября Спектакль для детей всех возрастов.
Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием (национальные сладости) «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители)
Основные формы работы:
1. Работа с воспитанниками ДОУ:
Важным условием для успешности реализации проекта является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов и приемов, использования национального регионального компонента. В связи этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие виды деятельности ребенка:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.
3. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
4.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Этюды и упражнения направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.
5.Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
7.Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
В качестве основных методов и приемов работы использовались:
- Беседа на моральные темы
- Чтение и последующий анализ художественных произведений
- Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
- Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
- Слушание и пение детских песен
- Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
- Рисование на заданную тему
- Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
- Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера .
- Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).
2. С родителями воспитанников ДОУ
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
1. Проведение родительского собрания с участием детей « Толерантность-путь к миру»;
2. Круглый стол.
3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру, папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей»;
4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
3. Работа родителей с детьми
1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;
2. Изготовление генеалогических дерев;
3. Конкурс совместных рисунков.
Формы работы с воспитателями
1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);
2. Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности воспитателя»
3. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;
4. Консультирование воспитателей по проблеме формирования толерантности.
III этап: Заключительный
1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста
2. Презентация проекта на собрании педагогов.
В результате реализации проекта будет:
1.Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.
2.В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
3.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. У детей будут развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Оценка результатов
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Теоретическая и практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» , картотека «Уроки общения», картотека игр народов мира и подобрана картотека по психогимнастике. Работа с детьми проводилась поэтапно.
Данный проект не только развивает у дошкольников к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности:
- Терпимость к чужим мнениям.
- Сотрудничество.
- Отказ от причинения вреда кому-либо.
- Дружелюбие.
- Чуткость и заботу.
- Доверие.
- Доброжелательность.
- Умение владеть собой и не осуждать других.
- Гуманизм.
- Любознательность. .
- Чувство юмора.
- Умение слушать собеседника.
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь
Список используемой литературы
- Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
- Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
- Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред.Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
- Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
- Закон «Об образовании» 2013 г.
- Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль
- “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
- Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
- Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
- Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
- Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с
Электронные ресурсы
- Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями www.nerungri.edu.ru
- Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
- Материалы интернет-ресурса www.tolerance.ru
Приложение 1
Бланк-опросник для воспитателей «Черты терпимой личности»
Колонка А Колонка В
1. Дружелюбие
2. Умение прощать обидчика
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Способность помочь товарищу в трудную минуту
8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя
9. Умение контролировать свои слова и поступки
10. Доброжелательность
11. Любовь к животным
12. Любовь к людям
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность сочувствовать другому человеку
Приложение 2
АНКЕТА НА ВЫЯЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ
В какой степени каждое из перечисленных ниже качеств присуще вам?
№ | Критерии нравственной воспитанности | Присуще в большей степени | Присуще в некоторой степени | Не пресуще |
1 | Уважение к другим людям | |||
2 | Терпимость к представителям другой национальности | |||
3 | Агрессивность по отношению к представителям другой национальности | |||
4 | Справедливое отношение ко всем людям | |||
5 | Сострадание | |||
6 | Конфликтность | |||
7 | Ответственность | |||
8 | Свобода в принятии решений | |||
9 | Честность | |||
10 | Самоуважение | |||
11 | Гражданская сознательность | |||
12 | Участие в общественно-полезном труде |
Каждый пункт анкеты содержит три варианта ответов. Необходимо выбрать тот вариант, который наиболее точно отражает вашу позицию.
За каждый ответ «очень» запишите 4 балла;
«не особенно» - по 1 баллу;
«ни в коем случае» - 0 баллов.
Более 50 баллов. Вас не отнесешь к числу спокойных и уравновешенных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие вас люди.
От 12 до 49 баллов. Вас можно отнести к самой распространенной категории людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 баллов и менее. Вы весьма уравновешенный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны в нем не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко вывести из равновесия.
МЕТОДИКА «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ» (Ф. Фидлер)
Одной из самых известных методик для оценки психологического климата в коллективе – методика Ф. Фидлера. В таблице приводится10 пар слов, противоположных по смыслу, например: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие. Ответ по каждой из 10 характеристик оценивается по шкале от 1 до 8 баллов. Сотрудники отмечают в таблице, какой балл соответствует каждой характеристике. Например, для первой характеристики 1 балл будет соответствовать крайней степени дружелюбия в коллективе, а 8 – напротив, крайней враждебности. Баллы, полученные по всем 10 характеристикам, суммируются. Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 баллов (положительная оценка) до 80 баллов (отрицательная оценка) и характеризует степень благоприятности и неблагоприятности атмосферы в коллективе.
№ | Характеристика атмосферы в коллективе | Баллы | Характеристика атмосферы в коллективе | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Дружелюбие | Враждебность | ||||||||
2 | Согласие | Несогласие | ||||||||
3 | Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||||||||
4 | Продуктивность | Непродуктивность | ||||||||
5 | Теплота | Холодность | ||||||||
6 | Сотрудничество | Рассогласованность | ||||||||
7 | Взаимоподдержка | Недоброжелательность | ||||||||
8 | Увлеченность | Равнодушие | ||||||||
9 | Занимательность | Скука | ||||||||
10 | Успешность | Безуспешность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста»
Цель данного проекта: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций....
Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".
Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
Педагогический проект «Воспитание столового этикета у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проект«Воспитание столового этикетау детей старшего дошкольного возраста» Екатеринбург 2015Тема проекта: «Воспитание столового этикета у детей с...
Педагогический проект на тему: «Грибы, ягоды» для старшего дошкольного возраста.
Целеполагание.Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и ...
педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...