Консультация для родителей "Ребусы и филворды – увлекательный способ развития мышления"
консультация (подготовительная группа)

Мамаева Хадижат Дагировна

"Ребусы и филворды – увлекательный способ развития мышления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Ребусы и филворды – увлекательный способ развития мышления"

 

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Мир головоломок всегда интересен как маленьким, так и взрослым. Находить отгадки загадок и шарад. Одним из видов головоломок являются ребусы.

Ребус – это головоломка, в которой зашифрованные слова представляются в виде рисунков, цифр, букв, знаков препинания и других символов. В ребусах можно спрятать как обычные слова, так и словосочетания, предложения. Решение ребусов считается хорошим тренажёром для развития мышления и памяти.

Увлекательный способ развития мышления — разгадывание ребусов и их придумывание, причем процесс изобретения ребусов развивает куда больше мыслительных качеств, чем простое разгадывание.

Хороший ребус — это отличная зарядка для ума и эффективная тренировка внимания, восприятия, воображения, памяти, целеустремленности, собранности и многих других личностных качеств.

   Филворд – это одна из разновидностей кроссворда. Филворд -это задание головоломка для детей по поиску слов среди букв. Искать слова среди букв можно не только сверху вниз и справа на левом, так и снизу вверх и слева направо, главное не по диагонали.

Какая польза от разгадывания филвордов?

• Развивается внимание;

• Тренируется зрительная память;

• Обогащается словарный запас;

• Развивается интеллект и сообразительность;

• Тренируется логика.

   Все эти умения и навыки важны и необходимы для успешной учёбе в школе. Хочу обратить внимание на то, что филворды отлично тренируют технику чтения ребенка.

 

Существуют основные правила разгадывания и придумывания ребусов.

 

РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ

Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок, которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.

Если картинка перевернута вверх ногами, это значит, что слово читается «задом наперёд».

Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв - это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

 

РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ

Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.

Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.

 

РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ

Если над картинкой стоит зачёркнутая буква, а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак "=" тоже служит для замены одной из букв на другую.

Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».

Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.

Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.

Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.

Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.

Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.

Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.

Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.

Могут также использоваться и римские цифры.

Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).

Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ".

 

РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ ПОД БУКВОЙ»

Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога "В" перед или между названиями.

Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "ПЕРЕД" или "ЗА".

Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов "НА", "НАД", "ПОД".

Если какая-либо буква сложена из других букв, название читается с прибавлением "ИЗ".

Если по какой-либо букве разбросаны другие, то читают с прибавлением "ПО".

Применяются и другие способы показать букву как объект с использованием предлогов.

Если одна буква лежит около другой, прислонена к другой, то читают с прибавлением "У". Аналогично могут использоваться предлоги "С", "ОТ", "К", "ПО", и другие.

Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.

Также стрелка может расшифровываться как предлог "К".

Если какая-либо фигура или буква в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры (буквы) нужно прибавить соответствующий глагол в 3-м лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит…)

 

И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ

В ребусах возможны и другие знаки: ноты, названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» - собачка, «#» - диез, «%» - процент, «&» - амперсанд, «()» - скобки, «~» - тильда, :) - смайлик, «§» - параграф и пр.

Если при составлении ребусов используют ноты, стоит определить, на какой черте она расположена.

 

Дорогие родители!

Отправляйтесь вместе с детьми в увлекательный мир ребусов! Помогайте разгадывать, делайте сами и учите своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.

Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей....

Знакомство с символами и формирование понятий как способ развития мышления

Символ, как понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с бесконечным количеством предметов и объектов. Если бы каждому из них мы стремил...

"Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение личного опыта педагогической деятельности)...

Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и м...

Консультация для воспитателей на тему: «Сказка как способ развития мышления дошкольника ».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22480387","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...