Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи на тему
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионы людей, отвергая неважные детали, добавляя значимые. Это делает сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Язык сказки доступен ребенку, стиль сказки понятен ему. Ребенок еще не умеет логически мыслить, а сказка требует от него рассуждений и косвенно его обучает. Сказка определяет нравственные проблемы и помогает их решать. Сказочные герои имеют определенный моральный оттенок и совершают соответственные поступки, тем самым помогая ребенку усвоить информацию, которая пригодится ему в жизни. Мышление – это основа интеллекта, хотя иногда эти два понятия объединяют. Существуют несколько типов мышления: наглядно-действенное, наглядно–образное, словесно-логическое. Наиболее ранее – наглядно-действенное мышление, когда ребенок познает мир, сталкиваясь напрямую с различными предметами. Далее развивается наглядно-образное мышление, когда для усвоения новой информации необходима наглядность. Постепенно формируется словесно-логическое мышление, когда ребенок осваивает понятия, абстрагированные от определенного предмета или его образа, а предмет или его образ замещает понятие, выраженное словом. Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому главная задача – научиться развивать у дошкольников творческое мышление. И эту задачу помогут решить любимые сказки. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощью любимых сказочных героев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка. Задания на основе знакомых сказок можно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов.
Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений с использованием знакомых сказок.
1. Изменение ситуации в знакомых сказках.
Как изменится сказка «Маша и медведь», если в этой сказке появится служебный пес Барбос?
Ответы детей:
- Барбос пойдет с Машей в лес и они, конечно, не заблудятся. Ведь у собак хороший нюх, они быстро находят дорогу домой. Маша наберет полное лукошко ягод. Принесет ягоды бабушке и дедушке. А если встретится Медведь, то Маша и Барбос пригласят его в гости на пирожки с ягодами.
-Когда Маша потеряется в лесу, бабушка и дедушка пошлют на ее поиски Барбоса. Пес быстро найдет избушку. Медведя Барбос прогонит, а Машу отведет домой.
-Барбос приведет к избушке Медведя бабушку и дедушку. Они скажут Медведю спасибо, за то, что он приютил Машеньку и не обижал ее. Попьют все вместе чаю с пирогами. И, наверное, будут дружить, ходить в гости, угощать вкусненьким, играть вместе.
-Барбос прибежит к избушке, уговорит Медведя отпустить Машу и пригласит его в гости к бабушке и дедушке. А бабушка с дедушкой подарят Медведю телевизор, чтобы он передачи интересные смотрел. Медведь тогда скучать не станет и будет людей, которые заблудились, сам домой провожать.
Как изменится сказка «Царевна-Лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?
Как изменится сказка «Три поросенка», если в этой сказке появится Буратино?
Как изменится сказка «Волк и семеро козлят», если в этой сказке появится Знайка? И т.д.
2. Я придумала начало сказок (рассказов) и предложила детям закончить их. Такую работу после предварительной подготовки можно предложить для совместной работы с родителями.
Например: «Допишите сказку – «Жил на свете щенок. Звали его …………. Почти весь день он проводил перед зеркалом.
- ……………., перестань, пожалуйста, смотреть в зеркало! – говорила ему мама.
Он её не слушал.
«Красивый я пес!» - думал …………, глядя в зеркало, и виляя хвостом. В один прекрасный день, когда ………… убежал на улицу, мама ………..
«Допишите сказку – Жили были три мальчика – трое братишек. Гуляли они как-то за городом, и вышли они совершенно неожиданно на какую-то странную дорогу – ровная, гладкая и вся коричневая.
- Из чего, интересно, сделана эта дорога?- спросил старший брат.
- Не знаю из чего, но только не из досок, - ответил средний брат.
- И на асфальт это не похоже, - добавил младший.
Гадали они, гадали, а потом решили лизнуть дорогу языком. А дорога оказалось выложена плитками шоколада. Братья не растерялись – принялись лакомиться. И не заметили, как наступил вечер. А они все уплетают шоколад. Так и съели всю дорогу. Как будто и не было вовсе дороги, ни шоколада! Как братьям найти дорогу домой?»
Или: «Приключения котенка», «Жила на свете…», «В сказочном лесу…», «Жили(а) были(а)…».
Сказка хороша тем, что всесторонне влияет на воспитание и развитие ребенка. И эти возможности необходимо использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"
Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому ...
Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское...

Статья "Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
в данной статье вы узнаете,как с помощью нетрадиционных техник рисования, развивать у ребенка мышление....

"Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
в данной статье вы узнаете,как с помощью нетрадиционных техник рисования, развивать у ребенка мышление....

Сообщение на заседании педагогического Совета №1 (из опыта работы) «Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста»
Сообщение на педсовете из опыта работы...

Сказка, как способ развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Сказка- прекрасное средство для развития мышления у детей....