Знакомство с символами и формирование понятий как способ развития мышления
статья по развитию речи на тему
Символ, как понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с бесконечным количеством предметов и объектов. Если бы каждому из них мы стремились дать отдельное название, то язык общения из-за огромного числа слов был бы недоступен для человеческого сознания. Поэтому слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания о предметах и объектах, не пользуясь органами чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_simvolami_i_formirovanie_ponyatiy_kak_sposob_razvitiya_myshleniya.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с символами и формирование понятий как способ развития мышления.
Наша жизнь полна символов, к которым мы давно привыкли и даже не замечаем: буквы, цифры, дорожные знаки, эмблемы автомобилей, логотипы, различные обозначения на упаковках, на географических картах и символика цветов, растений и животных в искусстве.
Символ – это закодированный условный знак, который выражает определенный смысл, образ, указывающий на значение других, как правило, многочисленных образов. К примеру, столы бывают письменными, кухонными, журнальными и обеденными. Они могут различаться по цвету, форме, величине и материалу. Но объединять все эти образы в один будет картинка-символ с условным черно-белым изображением стола. Такой символ будет обозначать любой стол, независимо от его внешних особенностей.
Для ребенка полутора-двух лет, у которого преобладает наглядно-действенное мышление, а символическое ещё не сформировано, такая картинка-символ будет ассоциироваться только с конкретным, изображенным предметом.
В возрасте четырех-пяти лет ребенок уже способен к логическим ассоциациям, к обобщениям в рамках близких понятий, и это говорит о том, что можно начинать знакомство с символами.
Символ, как понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с бесконечным количеством предметов и объектов. Если бы каждому из них мы стремились дать отдельное название, то язык общения из-за огромного числа слов был бы недоступен для человеческого сознания. Поэтому слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания о предметах и объектах, не пользуясь органами чувств. Трёхлетнему малышу взрослый уже сможет объяснить, не прибегая к наглядности, что кинотеатр – это большая комната, где на стене висит большой экран, как телевизор, и показывают кино.
Понятия представляют собой высший уровень сформированности как мышления, так и речи; а окончательно понятийное мышление формируется у ребёнка только в подростковом возрасте. Образование понятий – результат сложной, длительной, активной умственной и практической деятельности человека.
Формирование понятий у ребенка включает три основных этапа:
- Образование неупорядоченного множества предметов, обозначаемого одним словом (еда, мамино, чужое, плохое).
- Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков (может двигаться, нужно для человека, находиться над землей, работает при помощи электричества, сделано из дерева).
- Образование настоящих понятий на основе выделения существенных признаков, а затем объединения их в соответствующее целостное определение (явления природы, времена года, воздушный транспорт, дикие животные, органы чувств и прочее)
Таким образом, общность символов и соответствующих понятий очевидна. В связи с чем можно предположить, что символы являются зрительным аналогом определенных знакомых ребенку понятий. Использование символов в процессе игры позволяет материализовать некоторые интеллектуальные действия и, вследствие этого, более успешно совершенствовать у дошкольника основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и абстракцию.
Игры с символами способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, речи и воображения ребёнка старшего дошкольного возраста.
Игра 1. Лишний символ.
Взрослый распределяет символы на полоске с квадратами таким образом, чтобы «лишний» символ лежал на квадрате с изображением улыбающегося солнышка. Ребёнок находит «лишний» символ и убирает его с полоски, подробно объяснив свой выбор. Если действия верны, то ребёнок обнаружит под символом изображение улыбающегося солнышка.
Примеры: автобус, самолет, автомобиль, велосипед;
кошка, собака, корова, голубь;
стол, стул, настенная полка, диван;
глаз, рука, нос, рот;
ромашка, василек, морковь, тюльпан.
Игра 2. Запомни символы.
Взрослый кладет перед ребенком полоску с квадратами и закрывает их 6-8 любыми символами. Ребёнок рассматривает и старается запомнить эти символы в течение 30 секунд. Взрослый переворачивает карточки изображением вниз и предлагает ребёнку вспомнить и назвать порядок расположения символов.
Если ребёнок называет правильно все восемь символов, это свидетельствует о высоком уровне кратковременной зрительной памяти.
Игра 3. Подбери слова.
Взрослый кладет перед ребёнком 4 символа и предлагает подобрать к каждому из четырех символов не менее четырех слов (признаков или действий). Если ребёнок справился с заданием, символ остается лежать изображением вверх, если нет – переворачивается изображением вниз, чтобы стимулировать желание подобрать большее количество слов.
Примеры: кошка – маленькая, пушистая, ласковая, рыжая, игривая;
дождь – барабанит, идёт, капает, стучит по крыше, льёт.
Игра 4. Дополни ряд.
Взрослый раскладывает перед ребёнком на столе все символы и предлагает разделить их на две группы, к примеру «живое - неживое», «созданные природой – сделанные человеком». В свою очередь, в каждой из двух групп символы можно разделить на две подгруппы: маленькие объекты – большие объекты. Кроме того, сортировка символов может производиться по признакам, выделенным самостоятельно каждым ребёнком или взрослым: то, что можно увидеть в доме – то, чего в доме не увидишь.
Важно обговорить название каждого символа до начала классификации.
Игра 5. Самое длинное предложение.
Взрослый раскладывает перед ребёнком все символы и предлагает выбрать несколько из них (от четырех до десяти). Ребёнок выкладывает выбранные символы в горизонтальный ряд и составляет длинное предложение, используя названия символов.
Пример: женщина, кастрюля, полка, вода, гриб, морковь, миска, мальчик, девочка.
Предложение – Мама (женщина) взяла кастрюлю, которая стояла на полке и налила в неё воды, положила грибы, лук, морковь, сварила суп и налила его в миски для сына (мальчика) и дочери (девочки).
Взрослый обращает внимание ребёнка на количество использованных символов и соответствующих им слов, старается вызвать у ребёнка желание составить более длинное предложение.
Игра 6. Объясни понятие.
Взрослый в произвольном порядке распределяет на полоске с квадратами четыре символа и переворачивает их изображением вниз. Ребёнок открывает карточки по одной и объясняет соответствующее понятие в доступной ему форме. Если ребёнок дал полное и верное определение, символ остается лежать изображением вверх, если не справился с заданием – карточка вновь переворачивается изображением вниз.
Пример: скрипка – это музыкальный инструмент. Сама скрипка сделана из дерева. На ней натянуты струны. Чтобы скрипка звучала, по струнам надо водить смычком. Смычок – это такая палочка, на которой натянута струна.
Игра 7. Общий признак.
Взрослый кладёт на игровое поле, представленное в виде домика с окнами, четыре-восемь символов, для которых ребёнку следует подобрать и назвать общий признак. Изображение дома является символом объединения и интегрирования.
Примеры: свеча, лампа, фонарик, солнце, луна – дают свет;
стул, полка, стол, гитара, скрипка, пианино, кисточка – сделаны из дерева;
солнце, мяч, ромашка, дорожный знак, яблоко – круглые.
С помощью данных игр у детей старшего дошкольного возраста формируются понятия – одна из высших форм мысленного обобщения, а также способность к логическим связям и операциям. Игры-упражнения с символами способствуют переходу мышления ребёнка на более высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"
Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому ...
Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей....
Сообщение на заседании педагогического Совета №1 (из опыта работы) «Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста»
Сообщение на педсовете из опыта работы...
"Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение личного опыта педагогической деятельности)...
Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и м...
"Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Русские народные сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей дошкольного возраста. Над сказкой «трудились» с давних времен люди, отвергая неважные детали, добавляя зна...
Консультация для воспитателей на тему: «Сказка как способ развития мышления дошкольника ».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22480387","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...