Консультация для воспитателей на тему: «Сказка как способ развития мышления дошкольника ».
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей на тему: «Сказка как способ развития мышления дошкольника ». | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Сказка как способ развития мышления дошкольника ».
Воспитатель: Хидирова З.Б.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение» .
Д.Родари.
Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.
Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Проблема развития речи дошкольников
была и остаётся в центре внимания и педагогов и психологов.
Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Развитие связной речи детей».
Из всех существующих приемов обучения рассказыванию - один из современных является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Сказка... Дивная, добрая волшебница, незаменимая помощница. Ты завораживаешь маленького человечка днём, чтобы угомонить его, ласково и бережно убаюкиваешь на ночь, удивляешь и оставляешь память на всю последующую жизнь, заставляешь тревожиться и сострадать, учишь добру, ограждаешь от зла.
Значение русских народных сказок в развитии связной речи дошкольников трудно
переоценить. Они уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребёнку, как никакая другая форма искусства. Сказка для ребёнка_ это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий,
превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека
волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую
судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те герои, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений,
эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко.
Вот в этом случаи хорошо использовать метод моделирования, разработанный Л.А. Венгером, Д.Б. Алькониным, Н.А. Ветлуцкой, в его основе лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением или каким нибудь другим условным знаком. (предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры). Наглядная модель выступает в качестве плана. Не нужно опасаться, что использование символико- моделирующих средств делает мыслительные процессы ребёнка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребёнком разных
структур языка.
Использование метода моделирования сказок в процессе обучения детей рассказыванию предложено авторами программы «Развитие».
Технология программы «Развитие» дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения непосредственно - образовательной деятельности, которая носит нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т.е. может работать в режиме проектирования.
Развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, литературно-художественной и т.д. Этот метод эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес на протяжении всего занятия.
А он способствует активной мыслительной деятельности, устойчивого внимания.
Использования метода позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Прежде чем приступить к работе с использованием метода моделирования, я определила, на каком уровне находятся дети моей группы и выбрала конкретные способы реализации материала.
Наметила последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.
Цели и задачи, которые я ставила в своей работе с детьми:
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей,
обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию
прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость,
память при отборе заместителей;
- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения
персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру
персонажа сказки;
- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и
отдельных эпизодов.
Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы.
1 .Знакомство со сказкой.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности;
ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие
звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной
речи.
Это направление включает в себя следующие виды работы:
а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении
историй;
б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д. Специальные игры и
упражнения по использованию синонимов и антонимов.(«Скажи по другому», «Скажи наоборот»).
в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по
содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
3. развитие умственных способностей – задания на развитие мышления
и воображения:
1) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей );
2) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный
план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить
и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.
Существует 3 вида моделирования сказки:
1) сериационный;
2) двигательный;
3) временно-пространственный.
Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи.
Наиболее существенные стороны и свойства обьекта.
Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, я начала с простого – сериационного вида моделирования сказок.
Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям сказок: «Репка» и «Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр.
Сказка «Теремок» - небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимической выразительности. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепили зайца, лису, волка, медведя. Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики. Дети отмечали, чем они похожи и чем отличаются (цветом, размером). К сказке «Репка» мы отобрали для 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети быстро выложили сказку и рассказали ее без труда. В другом варианте я использовала геометрические фигурки: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирали нужные по цвету фигурки. Выкладывали и рассказывали сказку.
Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда с интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку.
Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных
.
Затем перешла к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомнили с ребятами знакомую сказку «Заюшкина избушка». По этой сказке была проведена предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки, использовали присказки:
Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела – это еще присказка.
А сказка дальше пойдет.
К сказке «Заюшкина избушка» мы взяли одинакового размера кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету заместителей, я добавляла другие цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняли свои действия.
Закрепляла с помощью карточек отдельные эпизоды сказки.
С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.
Затем взяла сказку «Заяц – хваста». Сказка для детей была новая, для многих незнакомая. Для обыгрывания этой сказки мы отобрали игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрели их, отметили особенности каждой. Сделали и отобрали разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесли их с героями сказки.
Ребята, в основном все, без труда рассказывали сказку, используя
двигательный вид моделирования.
В январе перешла к пространственному моделированию
сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), то основание,
которое являлось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагался уже более сложный признак – не наглядный, связанный с характером персонажа. Отмечала с детьми: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если злой – черным и т.д. Так, постепенно дети знакомились с «символической» культурой отраженной в сказках. Потом дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя ее структурные элементы, переходя к моделированию.
Предварительно ребенок проживал эмоционально содержание сказки, а затем уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности ее построения. Работая над сказкой « Петух и собака»,.дали каждому персонажу фигурку – заместителя, они разного цвета и формы. Еще дала рамочки для каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки.
Дети активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга. Используя модель сказки, я пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные
кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.
Детям нравится работать с моделями, они, в основном, справляются с заданием, но некоторым требуется индивидуальная работа.
Результаты работы:
Дети стали активнее использовать в речи антонимы,синонимы, сравнения, прилагательные.
На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Многие из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.
«Сказка – это активное творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка его ум, чувства, воображение, волю».
В. Сухомлинский.
В мире много сказок, грустных и смешных
И нельзя на свете нам прожить без них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование воспитателя на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
Цель:Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.Задачи:o Подбор литературы по данной теме;o Определить уровень знаний у...
Консультация для воспитателей " Значение логико - математических игр в развитии мышления детей"
В данной консультации подробно показано, как логико - математические игры помогают детям дошкольного возраста развивать мышление, овладевать разными видами учебной деятельности. Приведены примеры,в...
Консультация для воспитателей на тему: "Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников"
Игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Многие отечественные и зарубежные психологи считали, что никто не раз...
Консультация для педагогов и родителей «Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников»
Что такое коллекцианирование? Что можно коллекцианировать с детьми? Как оно помагает развивать креативность с детства? Всё это можно узнать, ознакомившись с нашей консультацией....
Консультация для родителей "Ребусы и филворды – увлекательный способ развития мышления"
quot;Ребусы и филворды – увлекательный способ развития мышления"...
Консультация для воспитателей. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему: «Конструирование как средство развития мышления у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей на тему: «Конструирование как средство развития мышления у детей дошкольного возраста»...