Сообщение на заседании педагогического Совета №1 (из опыта работы) «Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста»
материал на тему
Сообщение на педсовете из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsovete_no1.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
на заседании педагогического Совета №1
(из опыта работы)
«Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории Иванова М.В.
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионы людей, отвергая неважные детали, добавляя значимые.
Это делает сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Язык сказки доступен ребенку, стиль сказки понятен ему. Ребенок еще не умеет логически мыслить, а сказка требует от него рассуждений и косвенно его обучает. Сказка определяет нравственные проблемы и помогает их решать.
Сказочные герои имеют определенный моральный оттенок и совершают соответственные поступки, тем самым помогая ребенку усвоить информацию, которая пригодится ему в жизни.
Мышление – это основа интеллекта, хотя иногда эти два понятия объединяют. Существуют несколько типов мышления: наглядно-действенное, наглядно–образное, словесно-логическое. Наиболее ранее – наглядно-действенное мышление, когда ребенок познает мир, сталкиваясь напрямую с различными предметами. Далее развивается наглядно-образное мышление, когда для усвоения новой информации необходима наглядность.
Постепенно формируется словесно-логическое мышление, когда ребенок осваивает понятия, абстрагированные от определенного предмета или его образа, а предмет или его образ замещает понятие, выраженное словом. Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность.
Поэтому главная задача – научиться развивать у дошкольников творческое мышление. И эту задачу помогут решить любимые сказки. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощью любимых сказочных героев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка. Задания на основе знакомых сказок можно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов.
Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений с использованием знакомых сказок.
1. Изменение ситуации в знакомых сказках.
Как изменится сказка «Маша и медведь», если в этой сказке появится служебный пес Барбос?
Ответы детей:
- Барбос пойдет с Машей в лес и они, конечно, не заблудятся. Ведь у собак хороший нюх, они быстро находят дорогу домой. Маша наберет полное лукошко ягод. Принесет ягоды бабушке и дедушке. А если встретится Медведь, то Маша и Барбос пригласят его в гости на пирожки с ягодами.
-Когда Маша потеряется в лесу, бабушка и дедушка пошлют на ее поиски Барбоса. Пес быстро найдет избушку. Медведя Барбос прогонит, а Машу отведет домой.
-Барбос приведет к избушке Медведя бабушку и дедушку. Они скажут Медведю спасибо, за то, что он приютил Машеньку и не обижал ее. Попьют все вместе чаю с пирогами. И, наверное, будут дружить, ходить в гости, угощать вкусненьким, играть вместе.
-Барбос прибежит к избушке, уговорит Медведя отпустить Машу и пригласит его в гости к бабушке и дедушке. А бабушка с дедушкой подарят Медведю телевизор, чтобы он передачи интересные смотрел. Медведь тогда скучать не станет и будет людей, которые заблудились, сам домой провожать.
Как изменится сказка «Царевна-Лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?
Как изменится сказка «Три поросенка», если в этой сказке появится Буратино?
Как изменится сказка «Волк и семеро козлят», если в этой сказке появится Знайка? И т.д.
2. Я придумала начало сказок (рассказов) и предложила детям закончить их. Такую работу после предварительной подготовки можно предложить для совместной работы с родителями.
Например: «Допишите сказку – «Жил на свете щенок. Звали его …………. Почти весь день он проводил перед зеркалом.
- ……………., перестань, пожалуйста, смотреть в зеркало! – говорила ему мама.
Он её не слушал.
«Красивый я пес!» - думал …………, глядя в зеркало, и виляя хвостом. В один прекрасный день, когда ………… убежал на улицу, мама ……..
3. «Допишите сказку – Жили были три мальчика – трое братишек. Гуляли они как-то за городом, и вышли они совершенно неожиданно на какую-то странную дорогу – ровная, гладкая и вся коричневая.
- Из чего, интересно, сделана эта дорога?- спросил старший брат.
- Не знаю из чего, но только не из досок, - ответил средний брат.
- И на асфальт это не похоже, - добавил младший.
Гадали они, гадали, а потом решили лизнуть дорогу языком. А дорога оказалось выложена плитками шоколада. Братья не растерялись – принялись лакомиться. И не заметили, как наступил вечер. А они все уплетают шоколад. Так и съели всю дорогу. Как будто и не было вовсе дороги, ни шоколада!
большого лебедя. Она сходила в магазин и купила не только хлеб, но и вкусный торт. Когда мама и папа пришли в работы, все пили чай с тортом. Бабушка хвалила Олю. Всем понравилась ее поделка. Папа сказал, что как только отключили электричество, Оля сразу выросла.
«Чудесный день».
…Оля поскучала немного и вышла на улицу. А там ребята в разные игры играют. Оля тоже захотела поиграть, но ни одного правила игры не знала. Подошел к ней Мальчик Ваня и все объяснил. Оля тоже стала играть вместе с ребятами до самого вечера. Так ей гулять понравилось, что Оля пожалела, что день закончился.
- Я еще бабушке не помогла, с мамой не почитала, с папой не поговорила,- грустно подумала Оля.
С тех пор Оля смотрит телевизор только один час в день, а то всех дел не успеет переделать.
Летом папа и Петя приехали к бабушке в деревню. Погода стояла чудесная! После недолгих сборов папа и Петя пошли в лес за грибами.
Папе почему-то грибы попадались, а Петя никак не мог их найти. Он и палкой листву разгребал, и по пням стучал, даже рычать пробовал. Но ничего не помогало.
А тут еще споткнулся Петя, упал на еловую шишку, больно стукнувшись коленкой.
- Пап, ну зачем эти шишки нужны?!- проворчал Петя. Только лес засоряют, да ходить мешают.
-Что ты, Петя, шишки-то волшебные! Загляни-ка под чешуйку. Видишь семечко? В каждом маленьком семечке спрятано могучее дерево! В лесу, Петя, много чудесного и интересного, только ты внимательно присмотрись.
Стал Петя внимательно присматриваться да приглядываться. И, правда…
Наступила осень. На большой развесистой яблоне созрели яблоки. Когда ветер стихал, яблоки тихонько переговаривались между собой.
-Мы хотим стать душистым вареньем,- мечтали краснобокие соседки, висевшие на самой нижней ветке.
-А я непременно превращусь в сладкий яблочный сок, - хвасталось большое круглое яблоко.
-На праздничном столе мы будем самым вкусным угощением,- говорили самые спелые яблоки.
Однажды в сад пришли люди. Они стали бережно срывать яблоки и укладывать их в плетеные корзины.
Вскоре все яблоки были собраны. Осталось только одно. Оно висело на самом верху, среди густой листвы, и никто его не заметил. Яблоку было очень грустно и одиноко, оно готово было расплакаться густым яблочным соком. Как вдруг!..
5.Можно предложить детям придумать свою сказку, взяв за основу уже знакомую.
Предварительно нужно вспомнить сюжет выбранной за основу сказки и предложить детям (на выбор) несколько ситуаций и героев.
Так, взяв за основу сказку «Репка», используя фигурки из киндер-сюрпризов, совместно с детьми мы придумали сказку «Лесная яблоня».
Героями сказки дети выбрали Медведя, Волка, Лису, Зайца, Белку и Ежика.
Распределяли роли и озвучивали своих героев сами ребята. Такое задание так понравилось детям, что они проигрывали сказку самостоятельно после занятия, меняясь ролями, изменяя реплики и ситуацию.
Например:
Собрались на лесной опушке звери про лесные новости узнать. Вдруг видят – бежит Ежик, а на колючках несет спелые яблоки.
Медведь: Где ты, Ежик, такие яблоки взял?
Ежик: Я в деревню бегал. Там в саду много яблок.
Заяц: Очень мне яблочка хочется! В деревню бежать страшно, там собаки! А у нас в лесу не растут яблони.
Лиса: Давайте посадим у нас на поляне яблоньку!
Так и решили звери. Ежик угостил их спелым яблочком. Звери яблоко съели, а семечко в землю посадили.
Медведь: Я ямку копал.
Лиса: Я семечко сажала.
Волк: Я воду из речки носил.
Зайка. А я семечко поливал.
Белка. Я землю рыхлила.
Скоро выросла на полянка высокая яблонька. А к осени созрели на яблоньке спелые яблоки.
Стали звери думать о том, как урожай собрать. Пусть Белка за яблоками лезет.
Белка: Я яблоки сорву, да на землю брошу. Они разобьются.
Волк: Я по деревья лазить не умею.
Заяц. А я боюсь.
Лиса: Медведю нельзя на яблоню лезть. Он большой. Все ветки поломает.
Медведь: А Лиса самая хитрая. Я ее на ветку посажу, а она самые спелые яблоки сама съест.
Подумали звери и решили. Лиса заберется на спину Волку, Волк
встанет на плечи Медведю. Белка яблочко сорвет, Лисе отдаст. Лиса передаст Волку, Волк протянет Медведю, Медведь Зайцу в лапки положит. А Заяц яблоки в корзинку соберет.
Собрали звери урожай. Сами досыта наелись, Ежика угостили. Да еще, и варенья яблочного на зиму наварили. (Заготовили яблочного сока, напекли пирожков с яблоками, испекли яблочную шарлотку, уложили яблоки на хранение медведю в берлогу и т.д.)
В процессе многократного прочтения сказок дети привыкают к тому, что Волк обязательно злой, Лиса – хитрая, Заяц – трусливый и добрый.
Детям интересно слушать и рассказывать сказку «по-новому». За основу можно взять хорошо знакомый сюжет, а главных героев наделить противоположными качествами. Заяц может стать храбрым и хитрым, Волк - умным и добрым, Лиса – скромной и глупой, и т.д.
6.Для развития у ребенка мышления, воображения фантазии можно предложить перенести героев знакомой сказки в новую ситуацию.
Например.
Героев сказки «Теремок» поселить в многоэтажный дом, героев сказки «Гуси-лебеди»- в детский сад, героев сказки «Маша и медведь» - в большой город.
Обстоятельства могут быть невероятными, фантастическими (Заяц построил не лубяную избушку – самолет, а Лиса всего лишь самокат).
Конечно, такие задания должны выполняться при контроле педагогов (взрослых), чтобы они не превращались в болезненное фантазирование. Увлекательным и интересным методом, является «Перевирание сказок».
«Перевираемая» сказка должна быть максимально знакома ребенку.
Например.
Катится Колобок по лесной опушке, а навстречу ему слон…Жила-была девочка и звали ее Желтая Шапочка.
Маленький сказочник сразу поправит, что шапочка была красной, а Колобок повстречал Медведя. Детям, конечно, хочется услышать знакомый сюжет, но и новые правила их тоже заинтересуют. Перевирание сказок заставляет ребенка сосредоточиться для исправления ошибок, развивает внимание, мышление, превращая занятия в увлекательную игру. Стоит только разумно перевирать сюжет сказки, поменяв лишь отдельных героев или действия.
Для большей самостоятельности при придумывании сказок (рассказов) и в выборе героев, ситуаций, сюжетов можно использовать элементы песочной терапии.
Для такой работы я использую большую подборку предметов из киндер-сюрпризов.
В «песочнице» можно построить город (остров, сказочную страну, посадить волшебный лес). Добраться туда можно на самолете (корабле, ковре-самолете, на драконе). Сказочных героев и сюжет из предложенного мной разнообразия выбирают сами дети. Они с удовольствием работают на таких занятиях.
Сказка хороша тем, что всесторонне влияет на воспитание и развитие ребенка. И эти возможности необходимо использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"
Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому ...
Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"
Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....
Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей....
Выступление на педагогическом совете по теме «Использование Палочек Кюизенера для активизации логического мышления детей дошкольного возраста»
Методика работы палочками Х. Кюизенера....
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...
Обобщение педагогического опыта работы на тему: " Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста"
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие...