Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему: ««В гости к сказкам за знаниями»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей  старшего дошкольного возраста на тему: ««В гости к сказкам за знаниями»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное                   учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка»

г. Минеральные Воды

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей  старшего дошкольного возраста на тему: ««В гости к сказкам за знаниями»

Воспитатель логопедической группы

МКДОУ д/с №73 «Искорка»: Горбачева М.Ю.

г. Минеральные Воды

2023г.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой.  Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Если взрослые  вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Поэтому специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности их психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

 Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Такие знания могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:  

научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными  – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.  

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей  старшей старшего дошкольного возраста на тему: ««В гости к сказкам за знаниями»

Цель:  создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. 

Задачи: 

1.        научить         детей         на         основе         сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию; объяснить термин «бартер».

 2.        показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам; 

развивать  внимание, мыслительные операции, речь

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность. 

Оборудование,         дидактический         материал:         сказки         «Муха-Цокотуха»         и  «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и  демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок». 

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер

Предварительная работа: занятия по воспитанию у детей элементарных понятий  экономии и пополнение словарного запаса детей словами «экономно», «экономично». 

Методика и технология проведения мероприятия 

Данное занятие для детей старшего дошкольного возраста. В реализации         занятия         используются         игровые,         наглядные,         словесные методические приемы, методы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность воспитанников. 

Ход мероприятия 

         Воспитатель: 

На столе стоят книги: «Муха-Цокотуха» и  «Золотой ключик». 

Воспитатель: 

(Слайд 1). Ребята, здравствуйте! Хотите отправиться в сказку? Тогда давайте закроем глаза. Раз, два, три – двери в сказку отвари. 

 Педагог открывает первую книгу.

 Отгадайте загадку: 

Покупала самовар,

А спасал ее комар. (Слайд 2). 

Да, это Муха-Цокотуха из сказки К.И. Чуковского. Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. 

Ребята, а вы помните, что же дальше произошло? Правильно, Муха на базаре купила  самовар. А что она заплатила  за самовар?  Она заплатила денежку. А что было дальше? Она пригласила гостей, и они все дружно пили чай. 

Правильно сделала Муха-Цокотуха, потратив денежку? 

(Слайд 3). Игра «Хочу и надо».  

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».  

Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображённый на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.  

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле. 

Физкультминутка «Колобок». (Слайд 4). 

Дети делают круг и приседают на корточки, «лиса» – в центре круга. Игроки перекатывают мяч – «колобок» друг другу так, чтобы он убегал от лисы. 

Воспитатель: 

А теперь закройте глаза и представьте себе прекрасный Театр кукол. Открываем глаза. Путь открыт. Пойдёмте. Перед детьми Театр кукол.

(Слайд 5).

Навстречу спешит злой Карабас-Барабас: 

Хотите посмотреть представление моих кукол? А денежки у вас есть?  

А как же вы купите билеты? Давай, Карабас-Барабас, произведём бартер. 

Какой такой бартер?  

Драматизация 

Собрались соседи на базаре. Один торговал мёдом, другой малиновым вареньем, третий мукой, четвёртый крупой. Ещё один яблоками, а сосед грушами. (Открыть салфетки с демонстрационным материалом). Жара, покупателей нет, торговля не идёт, цены на товар не сбавляют. Давайте, ребята, им поможем быстрее разобраться со своим товаром и уехать домой.

1) Вы представьте себе: стоят торговцы у одного бочонок с мёдом, а у другого бочонок с малиновым вареньем. Что делать, чтобы скорее продать? 

(Заслушать ответы детей).  

Воспитатель подводит итог: 

 Правильно, ребята, можно сбросить цену; поменяться бочонками — это, дети, называется бартер - повторите; уйти ни с чем.  

2.А вот эти двое торгуют крупой. Один мешок полный, а другой нет – цену установить не могут. Давайте поможем им разобраться. (Ответы детей). Правильно вы рассудили, этот мешок стоит дороже, т.к. он больше, а этот дешевле, потому что он меньше. 

3.А вот здесь на прилавке у одного яблочки красивые, наливные, крепкие, да ещё и зимний сорт. А у другого груши загляденье ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что сделать? Как продать? (Ответы детей). 

Воспитатель подводит итог: 

Да, дети, груши могут испортиться, поэтому цену надо снизить, а то вообще за них ничего не получишь. Правильно, яблоки можно продать подороже они ещё могут сохраниться.  

Ребята, вы знаете поговорки о бережливости, экономии? 

Скупой платит дважды. 

Делу время – потехе час. 

Не садись не в свои сани. 

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. 

(Ответы детей).  

Подвожу итог второй части занятия. 

Продашь подешевле – быстро разойдётся товар, будешь цену держать – товар залежится, испортится это называется рынком, рыночными отношениями. На рынке цены можно регулировать.  

 По окончании игры воспитатель говорит: 

- Карабас-Барабас,         тебе         понравилась         игра?         

- Да,         понравилась. Давай произведём бартер: мы тебе игру, а ты нам билеты в театр кукол.

- Происходит бартер, и дети проходят в театр.

Навстречу к ребятам выходит Мальвина: 

-Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли к нам  в гости. Теперь вы знаете, что такое «бартер», что значит «быть экономным». -Давайте поможем Буратино справиться с заданием. 

Воспитатель вспоминает вместе с детьми сказку про Буратино. Как Буратино распорядился деньгами? Правильно ли он сделал? Что получилось в результате? (Ответ). Правило от Буратино. 

 (Слайд 6). 

Воспитатель: 

А теперь, дети, наше путешествие в страну сказок заканчивается. Что вы сегодня нового узнали? (Ответ). 

(Слайд 7). Вы сегодня поднялись еще на одну ступеньку по лесенке знаний. 

До свидания! 

Важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

 Через образовательную деятельность в МКДОУ с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучают дошкольников: что такое деньги, какие они бывают; что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»; что такое карманные деньги. как планировать свои расходы.

Таким образом, можем сделать вывод, что создание условий и практическая деятельность положительно влияет на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников, что позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они бережнее относятся не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по-новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону меняются взаимоотношения со сверстниками.

Список источников и литературы для педагогов: 

Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6. 

Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. 

Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. 

– С.42. 

Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. 

Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012. – 106 с. 

Коннова З.П., Малышева И.В., Пенькова Л.А., Пыркова С.В. Развитие игровой активности дошкольников. – Сфера. – 2010. 

Электронные ресурсы для педагогов: 

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:   www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.   

Дети         и         деньги         [Электронный         ресурс].         -         Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.   

Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.   

Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.   

Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.   

Список литературы для детей

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста: на тему: "В гостях у сказки"

Цель: Развитие речевых навыков детей младшего дошкольного возраста.Задачи: Развивать  умение отгадывать названия русских народных сказок, по загадке и наглядной картинке сказки; передавать образ ...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Конспект занятия по финансовой грамотности во второй младшей группе на тему «В гости к Мухе-Цокотухе»

СП детский сад "Красная Шапочка" ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" с. Большая Глушица        Конспект занятия по финансовой грамотности во второй младш...

Конспект викторины по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на тему «Азбука финансов»

Цель: формирование начальных представлений о финансовой грамотности, знакомство с денежными знаками.Задачи:- раскрыть понятия « деньги», «монета», « купюра»;-формир...

Занятие по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста Тема: «В поисках золотого ключика».

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на тему «Приключения с Буратино»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на тему «Приключения с Буратино». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста...