Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на тему «Приключения с Буратино»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мизгер Ирина Николаевна
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на тему «Приключения с Буратино». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_finansy.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста на тему «Приключения с Буратино»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

• развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

• помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

• способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

• формировать разумное отношение к расходованию денег;

• развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

• закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

• формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

• воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие

Ход образовательной деятельности

1. Организационная игра

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Воспитатель: А сейчас ребята отгадайте загадку.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный

Кто же это? — ...

Дети хором отвечают (Буратино)

- Ребята, слышите кто-то плачет?

(входит Буратино)

-Буратино ты почему такой грустный?

Буратино: Кот Базилио и лиса Алиса меня обманули и похитили все мои сбережения, они сказали, чтобы я закопал деньги в ямку в Стране Чудес, чтобы денег стало много, я хотел купить новую куртку папе Карло, ведь на улице холодно. Ух, они, мошенники! Нет у меня теперь никаких денег! Что же делать, как не попасть к мошенникам?

Воспитатель: Ребята, ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. Дата не случайна – именно в этот день в 1989 году была принята «Конвенция о правах ребенка», которая признала, что ребенку для всестороннего и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и взаимопонимания.

В сказках мы часто встречаемся с тем, что нарушаются права ребенка. Волк заманил Красную Шапочку к себе обманом и съел, лиса сладкими речами заманила колобка и съела, семеро козлят не послушали свою маму, открыли волку дверь и тоже пострадали за это. Нужно быть очень осторожными, внимательными и знать, как себя обезопасить. Вот

и с Буратино произошла неприятность, остался он без денег, но и среди людей тоже встречаются мошенники, которые могут вас обмануть и похитить все ваши сбережения. Итак, ребята, как мы можем защитить себя от мошенников? Давайте подумаем, все обсудим. Оставайся Буратино с нами, мы тебе поможем.

Воспитатель: Что будем делать? (дадим денег Буратино). А где мы возьмём деньги? Где берут деньги взрослые? (зарабатывают на работе). Для того чтобы помочь Буратино, мы заработаем деньги. Для того чтобы заработать деньги мы с вами отправимся в путешествие в страну «Финансов», где вам нужно будет выполнить задания. За каждое верно выполненное задание я буду давать по монетке. Заработанные деньги мы будем складывать вот в эту копилку, которую передадим Буратино. Итак, в путь!

2. Основная часть

Воспитатель: Тогда надо проверить, готовы ли мы к испытаниям.

Согласны?

Воспитатель: Что такое финансы?

Дети: деньги

Воспитатель: Для чего нужны деньги?

Дети: для покупок, для оплаты квартиры, телефон, поездку

Воспитатель: Что с ними можно делать

Дети: тратить, менять, копить.

Воспитатель: а где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается

Воспитатель: Вижу, вы знакомы с деньгами, можем отправляться. Давайте закроем глаза и скажем: «1,2,3, покружись. В стране Финансов окажись»! Вот мы и в стране Финансов.

Воспитатель: Задание №1 «Отгадай загадку»

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами....... (Кошелек)

2. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

3. И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (Зарплату).

4. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

5. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

6. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ... (Продавцы)

7. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно ... (Весы)

8. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт ... (Кассир)

Воспитатель: Молодцы и мы заработали монетки

Задание №2

Воспитатель: -Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход)

-А когда тратим? (расход)

-Хотите поиграть с мячом в «Доходы и расходы»?

Вставайте в круг. Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.

- покупка хлеба в магазине (расход)

- оплата коммунальных услуг (расход)

- папа получил отпускные (доход)

- оплата за детский сад (расход)

- покупка игрушки (расход)

- бабушка получила пенсию (доход)

- дедушка выиграл в лотерею (доход)

- поездка на курорт (расход)

- сестра получила стипендию (доход)

- поломался телевизор (расход).

Воспитатель: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно) Монетки.

Задание №3

Воспитатель. У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись. Важные потребности для жизни - это потребности «надо», а к которым мы стремимся - потребности «хочу». Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. Поможем Буратино разобраться, что важно приобрести в первую очередь, а что

можно приобрести потом.

Дидактическая игра «Хочу-надо»

Воспитатель. Ребята, прикрепляйте на мольберт под зелёный прямоугольник то, что необходимо в первую очередь, а под красный то, чего хочется, но без этого можно обойтись. (дети на магнитную доску крепят картинки, заданию)

Воспитатель. Спасибо, что помогли Буратино разобраться в желаниях, правильно определив самые важные потребности ..

Буратино: Что мне делать? Как мне быть? Как же дальше мне прожить?

Воспитатель: Начни своим трудом деньги зарабатывать!  Скажите ребята, как можно заработать деньги? (ответы детей)

Воспитатель: ребята нам на карточку за выполненные задания пришли деньги, и мы можем купить куртку для Папы Карло и помочь Буратино. А как же мы купим куртку, если все деньги на карте? Дети: воспользуемся банкоматом

Воспитатель: А кто знает, как нужно пользоваться банкоматом.

Дети: вставляем карточку, вводим ПИН-код, сумму, которую нужно снять.

Воспитатель: Ну давайте попробуем, Машенька вот тебе карточка. Маша набирает ПИН-код, вводит сумму, получает деньги.  А теперь ребята, давайте сделаем разминку.

Разминка «Покупка»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы.)

Ход поисково-исследовательской деятельности:

Воспитатель: Давайте проверим. Сейчас мы с вами пройдем в мини-лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Давайте возьмем лист бумаги, разделим его пополам – правая половина – это монеты, левая –

бумажные деньги. Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем общий вывод.

Начинаем проводить эксперименты.

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу.

Что произошло? (помялась, не помялась)

Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

ВЫВОД: монетка… (Ответы детей)

2. Эксперимент

- А теперь в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную

купюру. Взвесим на весах. Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД: Что выигрывает? Бумажная купюра

3.Эксперимент

Воспитатель: Теперь возьмите бумажную купюру в 5 рублей и 5 монеток (монетки берем по одной). Скажите, пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее? Правильно – бумажные. Ребята посмотрите на карту? Кто выиграл? Ничья! А, что значит ничья?

Одинаковое кол-во плюсиков. Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, по другим купюры. Какой мы делаем вывод, что нам нужны и купюры и монеты.

А что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

 Рефлексия.

Воспитатель: Буратино, послушай стихи, которые учат финансовой грамотности.

1 ребенок:

С экономикою нас

Начали знакомить.

И как деньги получать

И их же экономить.

2 ребенок:

Мы доход своей семьи

Вместе подсчитали,

Знаем цену всем вещам

Что нам покупали!

3 ребенок:

Будем знания получать,

Денежки накопим,

И вам, детские сады,

В будущем построим!

Воспитатель: Вот Буратино, наши ребята никогда не попадут в страну дураков, и их не обманут никакие мошенники. Мы будем и дальше учиться финансовой грамотности, приходи к нам и ты тоже все будешь знать о деньгах, научишься их зарабатывать, а не думать, что они вырастут на дереве.

Буратино: Спасибо вам, ребята. Вы помогли мне собрать денег, научили меня их зарабатывать. Я к вам еще приду на занятия и куплю Папе Карло не только куртку, но и новый стол и очаг. До свидания, ребята.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад, раз, два, три из страны Финансов нас верни. Ой, письмо от папы Карло, «Ребята, большое вам спасибо. Вы справились со всеми заданиями, научили моего Буратино, как спастись от мошенников. Он больше не попадется в лапы к лисе Алисе и коту Базилио. Я вас хочу за это поблагодарить».

(шоколадные монетки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.

План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.Тема: Выставка картин «Мир профессий»    ...

Картотека конспектов, игр по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Картотекаконспектов, игр поформированию финансовой грамотностиу детей дошкольного возраста....

Картотека конспектов, игр по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностн...

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста...

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема :"Азбука денег"

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста....