«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»
консультация
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.
Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу необходимо поддерживать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka_detskoy_initsiativy_i_samostoyatelnosti_v_raznyh_vidah_deyatelnosti.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поддержка инициативы и самостоятельности детей
в специфических для них видах деятельности»
(консультация для педагогов)
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.
Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу необходимо поддерживать.
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения
1.1. Развитие самостоятельности
Этапы развития самостоятельности: I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания. | На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи. |
II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает | Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает |
уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. | задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи. |
III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. | Третий этап - творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач. |
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:
- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
- умение ставить цель деятельности;
- осуществление элементарного планирования деятельности;
- реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной
цели.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.
Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно их решает. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но и чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Итак, для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально - волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
1.2. Развитие инициативы
Инициатива ребенка состоит из трех составляющих: -побуждающий мотив к новой деятельности | Первая составляющая: тут участие взрослого очень велико, т. к. взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно выращивая у ребенка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что–то интересное для себя. |
-принятие ребёнком самостоятельности решений | Дальше инициатива ребенка, конечно, осуществляется путем создания ситуации, когда он вынужден принимать самостоятельные решения. Сначала это маленькие самостоятельные решения, и чем старше ребенок, тем больше задача, тем больше самостоятельности в принятии решения. |
-руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях | И наконец, мы разворачиваем деятельность так, чтобы от первого |
этапа, где мы демонстрируем ребенку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребенок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль.
Виды и направления детской инициативы
- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
- инициатива, как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»; давать простые задания (снимать страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
- поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить грамотно реагировать на собственные ошибки («Смотри, ошибочка!»).
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Методы и приемы, способствующие формированию самостоятельности и развитию детской инициативы
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
Методы и приемы | Аспекты развития |
Игровая деятельность. | Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы. Задача воспитателя – мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников. |
Дидактическая игра. | Позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. |
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация). | Формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. |
Трудовая деятельность. | Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться. |
Познавательно -исследовательская деятельность. | Стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей. |
Самоорганизованная деятельность. | Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. |
Игровые развивающие технологии. | Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. |
Метод «проектов». | Способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания). При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка. |
Создание и своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды. | РППС обеспечивает ребенку познавательную активность, она должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер, предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. |
Развитие коммуникативных качеств. | Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх составляющих: - развитие умения сотрудничать; - развитие умения активно слушать; - развитие умения самостоятельно высказываться; - развитие умения самостоятельно правильно перерабатывать информацию. Речевые игры и упражнения преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию. |
Приоритетные сферы деятельности развития инициативы
В 3-4 года – продуктивная деятельность;
В 4-5 лет - познавательная деятельность;
В 5-6 лет - в общение;
В 6-8 лет - образовательная деятельность.
Приемы (из опыта работы педагогов):
1.Ситуация успеха.
2.Установки.
3.Предвосхищающая положительная оценка.
4.Собственный пример.
5.Проблемное обучение (проблемная ситуация).
6.Эксперимент (исследование).
7.Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
8.Моделирование.
9.Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
10.Образно‐смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
11.Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
12.Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
13.«Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.
14. «Ритуал планирования самостоятельной деятельности» направлен на формирование умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий.
15.Прием «Три варианта». Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и просит о помощи. Воспитатель говорит: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым давая информацию к размышлению и стимулируя его к самостоятельному поиску решения.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
При организации педагог знает, чем будут заниматься дети, перед ним стоят цель и задачи, которые он должен реализовать в ходе ОД. Но педагог должен понимать, что есть цели ребенка и он должен организовать так образовательный процесс, чтобы цели педагога и цели ребенка были совмещены и каждый ребенок находил свой интерес в этой деятельности. Мы должны понимать, что, если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце ОД или совместной деятельности предложить детям, что можно из того что узнали использовать потом. Педагог может внести изменения в РППС, что тоже является вкладом в развитие самостоятельности и инициативы детей.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Таким образом, для поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности необходимо:
1. Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
2. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
3. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
4. Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
5. Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих начинаний ребенка.
6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.
7. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Содержание в открытом доступе различных элементов РППС. Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.
8. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
9. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
10. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
11. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
12. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
13. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Список литературы
1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2001.
2.Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47-49.
3.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
4.Одинцова Л.Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www.1 september.ru
5.Познавательное развитие дошкольников: системный подход. – Мурманск: МГПИ, 2012.
6.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, С. 21–27
7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
8.Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.- М.:1990. - №6. - С. 10-21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельност...
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Использование программы “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике направленной на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоцио...
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. (Ю.Б.Гиппенрейтер)....
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Султанова Белла ФаталиевнаВоспитатель ГБДОУ №59Фрунзенского района Города Санкт-ПетербургПоддержка инициативы и самостоятельности детейв специфических для них видах деятельностиПояснительная записка В...
Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средствоподдержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности....
Круглый стол «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»
Круглый стол для педагогов ДОУ...
Использование технологии составления мудбордов в качестве эффективного средства поддержки инициативы и творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
В рамках реализации ФГОС ДО пристальное внимание уделяется работе ДОО по достижению целей и задач социального развития детей. Если мы обратимся к ФГОС ДО, то убедимся в том, что позитивная социализаци...