Использование технологии составления мудбордов в качестве эффективного средства поддержки инициативы и творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
материал
В рамках реализации ФГОС ДО пристальное внимание уделяется работе ДОО по достижению целей и задач социального развития детей. Если мы обратимся к ФГОС ДО, то убедимся в том, что позитивная социализация является и целью, и результатом, и процессом образовательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии составления мудбордов в качестве эффективного средства поддержки инициативы и творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
В рамках реализации ФГОС ДО пристальное внимание уделяется работе ДОО по достижению целей и задач социального развития детей. Если мы обратимся к ФГОС ДО, то убедимся в том, что позитивная социализация является и целью, и результатом, и процессом образовательной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия, открывающие возможности для позитивной социализации воспитанников: обеспечение эмоционального благополучия; сотрудничество детей и взрослых в различных видах деятельности; поддержка инициативы детей; индивидуализация образовательной деятельности; создание развивающей предметно-пространственной среды, единого образовательного пространства «ДОО – семья»
Однм из способов обогащения процесса социализации детей дошкольного возраста, является создание и использование мудбордов в образовательной деятельности с детьми. Мудборды не имеют прямого отношения к обучению детей дошкольного возраста. Их используют преимущественно дизайнеры, архитекторы, организаторы мероприятий. Однако мы, воспитатели, чтобы повысить познавательный интерес детей, заимствуем из других сфер многие современные тенденции, трансформируем их и используем как образовательные технологии. Таким образом, я поставила перед собой цель:
- Изучение технологии составления мудбордов и внедрение их в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста для поддержки их инициативы и развития творчества в различных видах деятельности.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
•создавать условия для поддержки детской инициативы и творчества детей при составлении мудбордов;
•стимулировать дошкольников на активный поиск знаний в процессе реализации проекта и тематической недели;
•способствовать принятию детьми собственных решений при выборе способов и необходимых материалов при составлении мудбордов;
•предоставлять детям возможность для самовыражения через осуществление права выбора и выхода из проблемной ситуации;
•содействовать освоению социальных отношений, этических норм, социально-одобряемых образцов поведения;
•формировать коммуникативные умения дошкольников (договариваться, слушать, аргументировать);
•развивать внимательность к изменениям настроения, эмоционального состояния других детей, самостоятельность в разрешении возникающих трудностей;
•повышать уровень информационной компетентности родителей по использованию технологии мудбордов в образовательной деятельности с детьми и по вопросам развития инициативности, творчества и самостоятельности дошкольников.
Термин «мудборд» пришел к нам из мира дизайна, и в дословном переводе означает «Доска настроения». На этой доске умещается всё, что вдохновляет: фотографии, открытки, наклейки, иллюстрации, фразы - это создает настроение, пробуждает вдохновение, вызывает ассоциации и мотивирует достигать поставленные цели
Создание мудбордов помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к установлению ассоциаций, причинно-следственных связей, отображению полученных знаний с использованием символов и знаков и т.д. Мудборд помогает детям выстраивать последовательность элементов в рамках выбранной темы, запоминать логические и ассоциативные цепочки между событиями и понятиями. В своей практике я также использовала мудборды для фиксации результатов, полученных в ходе решения проблемы и изучения темы.
Мудборд можно использовать как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в рамках реализации проектов, поэтапно добавляя информацию, изображения, ассоциирующиеся с промежуточными выводами, так и в рамках тематических недель по различным направлениям.
Для стимулирования дошкольников на активный поиск знаний решила применить технологию мудбордов в ходе реализации проекта в средней группе «Полезны ли конфетки нашим деткам?». Тема оказалась очень близкой и интересной детям. При проведении модели трех вопросов выяснила, какие знания есть у дошкольников по данной теме. Сами дети, используя приготовленные картинки, разместили их на ватмане. Так, они наглядно увидели, что знают о конфетах. Выяснилось, что знаний недостаточно. Совместно решили, используя разные источники узнавать новую информацию о конфетах и фиксировать ее на мудборде. Во время реализации основного этапа проекта использовала разные виды деятельности: непосредственно-образовательную деятельность, игры-эксперименты, ситуативный разговор с медсестрой, продуктивные виды творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация), составление и распространение детьми в детском саду модели «Умные правила конфетоежкам» и другие.
Продуктами данного проекта стали: мастер-класс по изготовлению конфет «Полезные вкусняшки» мамы одного из воспитанников, кулинарная книга рецептов «Полезные конфетки нашим деткам», выставка совместного творчества «Чудеса из фантиков»
В процессе проведения мероприятий на мудборде появлялась новая информация. Дети сами придумывали схемы, значки, выбирали, как и где разместить картинки и фотографии. В свободное время подходили к плакату, рассматривали, делились впечатлениями друг с другом.
Создание мудборда в процессе реализации проекта помогло решить следующие задачи:
• актуализация имеющихся знаний по выбранной теме;
• выявление недостающих знаний;
• изучение новой информации;
• закрепление полученных знаний;
• поэтапное накопление информации.
Для предоставления детям максимальной возможности проявить свое творчество, самостоятельность, эмоциональный настрой, познавательные и коммуникативные умения была организована тематическая неделя в нашей группе. «Радужная неделька» прошла весело и интересно. Началась она с сюрпризного момента – прихода почтальона, и решением проблемной ситуации. Каждый день был ярким, насыщенным, цветным (цвета радуги). Дети приходили в одежде соответствующего цвета, оформляли в группе выставку игрушек и предметов. В течение дня играли в различные игры, проводили эксперименты, рисовали, танцевали, читали сказки и энциклопедии, смотрели мультфильмы и слушали песенки. А на доске в группе каждый день появлялась радужная дуга нужного цвета. Мудборд заполняли поэтапно, используя цвета радуги и фотографии.
В ходе тематической недели дошкольники узнали последовательность цветов радуги, познакомились с интересными познавательными фактами этого природного явления, с помощью мнемотаблиц легко и быстро разучили стихи про каждый цвет радуги. А создание мудборда стимулировало дальнейший рост познавательной активности и проявление инициативы, а также стало мотивацией поделиться информацией с детьми, не присутствовавшими на мероприятии.
Таким образом, в процессе создания мудбордов наблюдалась включенность детей в активную самостоятельную деятельность, что обеспечивалось разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, простотой и удобством их размещения. Имела место поддержка инициативы детей: они были главными организаторами и воплотителями идей по созданию. Мудборды стали ярким элементом развивающей предметно-развивающей среды, позволяющие организовывать успешное взаимодействие детей, педагогов и родителей. Они являются продуктом детской деятельности, отвечают требованиям для объемного запоминания информации, которая воспринимается как целостный зрительный образ и, параллельно активно обсуждается и дополняется в словесной форме. Наблюдался положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание и интерес к созданию мудбордов.
Список используемой литературы: Е. Н. Веракси «Проектная деятельность дошкольников» М. Мозайка Синтез, 2014 г., Ю. А. Гладкова, О. А. Соломенникова «Реализация содержания дошкольного образования: от условий к результату», Н. С. Степашов «Творческая инициатива в системе обучения», Л. М. Кожевникова «Карта детских инициатив».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов. тема: «Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста разнообразным видам деятельности »
laquo;Чтобы переварить знания, надопоглощать их с аппетитом»Анатоль Франц...
«Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста разнообразным видам деятельности »
Любая детская деятельность: игра, труд, образовательная, продуктивная, должна способствовать развитию детей. Для каждой детской деятельности нужен привлекательный отправной момент ...
"Поддержка инициативы и творчества детей старшего возраста в театрализованной деятельности
Отчет педагога по самообразованию...
Семинар-практикум: «Сенсорное развитие детей раннего возраста различных видах деятельности»
Само понятие сенсорика произошло от латинского слова census — чувство. Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,...
Музыкально-дидактические игры, как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика рассматривает термин «самостоятельная деятельность»...
Обучение детей дошкольного возраста различным видам метания
Обучение детей дошкольного возраста различным видам метанияМетание – движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствуе...