Круглый стол «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»
учебно-методический материал

Бондарева Инна Владимировна

Круглый стол для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy-stol-podderzhka-initsiativy-i-samostyatelnosti.docx88.92 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»

Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю вас принять участие в работе нашего круглого стола тема «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности».

Для создания положительного настроя предлагаю вам поиграть.

1.        Ритуал приветствия:

«Легенда своего имени»

Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.

Каждый участник должен подобрать прилагательное на первую букву своего имени: например: Катя – красивая, Марьяна - милая.

Что мы знаем уважаемые коллеги о детской самостоятельности. Мы знаем не так много, но и не так мало.

Прочитайте про себя высказывание Л.С. Выготского «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнять в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Давайте обсудим, о чем говорит эта цитата. (высказывания педагогов).

Согласны ли вы, что здесь сказаны две вещи: ребенок действуют под руководством взрослого и его действия инициируются взрослым на первоначальном этапе, при этом деятельность разворачивается во времени, и каждый раз ребенок приобретает что-то новое. Делает это новое основой для своей самостоятельной деятельности т.е. начинает ориентироваться в этом достаточно хорошо и более того то, что он умеет делать очень хорошо становится базой и основой на которую ложатся действия взрослого, чтобы продвинуть ребенка к решению новых и неизвестных для него задач.

Теперь посмотрим требования ФГОС ДО, который является для нас определяющим и направляет в организации образовательной деятельности. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Согласно стандарту в ДОУ для создания социальной ситуации развития детей предполагают:

-поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Давайте посмотрим, какие целевые ориентиры, определяемыми ФГОС, говорят о сформированности инициативы  и самостоятельности детей:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,

общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Игра - ассоциация «Что такое инициатива?», «Что такое самостоятельность?»

Цель: усиление познавательной активности педагогов, определение формулировки понятия.

Участники по кругу дают определение понятия «инициатива- это…»

«Самостоятельность – это…» Определение:

Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком

– либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях. Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Важно   не    путать    инициативность    с    самостоятельностью,    хотя    эти понятия очень близкие. Самостоятельность   ребенка   -   это   осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его   с   места   в   несколько   раз тяжелее. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к        изменениям        и        движению.  

Говоря    об    инициативности,    необходимо    отметить,    что     данное определение часто связывают   с   импульсивностью.   Отличие   заключается   в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли,

Как можно формировать инициативность и самостоятельность детей?        Выскажите свои предположения. (высказывания педагогов)

Спасибо мы с вами накидали основные направления, по которым будем двигаться. Инициатива и самостоятельность может формироваться только в процессе детской деятельности. Наша задача организовать образовательный процесс так чтобы дети действительно работали в тех направлениях, которые заданы этими видами детской деятельности. Эти же виды деятельности позволяют активно продвигаться и в образовательных областях, которые тоже обозначены ФГОС. Другими словами образовательные области это некие педагогические цели и содержание, которые бы мы хотели, чтобы ребенок овладел в той или иной степени, а та деятельность которая предлагается стандартом это те форм работы которые позволяют нам решать познавательные задачи с высокой степенью эффективности при этом организовать образовательный процесс так чтобы ребенок был максимально самостоятельным.

Мы хотим с вами обсудить каковы этапы развития самостоятельности. На слайде представлены данные этапы.

Первый этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.

Второй этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.

Третий этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.

Постарайтесь проанализировать роль педагога на каждом из этих этапов.

Мы видим, что на первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком решаются только в совместной деятельности многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.

Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи

Третий этап - творческий. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.

Из практики вы знаете, что все это происходит не одномоментно. Как вы считаете каким возрастных группам характерен каждый этап.

  1. этап- 3-4 года
  2. этап-4-5 и 5-6 лет
  3. этап – 6-7 лет

Вот так схематично строится работа по формированию самостоятельности.

Коллеги, какие виды или направления детской инициативы можете выделить?

  • творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
  • коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
  • познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.

Как может проявляться инициатива и самостоятельность детей в основных видах деятельности?

Варианты ответов:

-познавательно-исследовательская деятельность,

-коллекционирование,

-игра с правилами,

-уборка игрушек,

-застегивание пуговиц,

-выполняет прямые указания взрослого,

-задание по образцу,

-сюжетно- ролевая игра,

-коммуникативная игра,

-игра – импровизация,

-моделирование,

-конструирование,

-музыкальная,

-двигательная,

-просмотр телепередачи

Инициатива ребенка состоит из трех составляющих

Инициатива ребенка

        

внутренний побуждающий        принятие ребенком        руководящая роль ребенка мотив к новой деятельности        самостоятельности решений        в каких-либо действиях

Рассмотрим первую составляющую: и тут участие взрослого очень велико, т.к. взрослый активно участвует в создании этого мотива постепенно выращивая у ребенка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что –то интересное для себя.

Дальше инициатива ребенка она конечно осуществляется путем создания ситуации когда он вынужден принимать самостоятельные решения. Сначала это маленькие самостоятельные решения , чем старше ребенок, тем больше задача, тем больше самостоятельности в принятии решения. И наконец, мы разворачиваем деятельность так, чтобы от первого этапа, где мы демонстрируем ребенку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребенок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль.

Теперь я предлагаю вам заполнит следующую таблицу.

Совместная деятельность педагога и ребенка, целью которой является создание внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности

Тип деятельности

Действия взрослого

Действия детей

НОД

Совместная деятельность

взрослого и ребенка

Самостоятельная

деятельность детей

При организации НОД педагог знает, чем будут заниматься дети, перед ним стоят цель и задачи, которые он должен реализовать в ходе НОД. Но педагог должен понимать, что есть цели ребенка и он должен организовать так образовательный процесс, чтобы цели педагога и цели ребенка были совмещены и каждый ребенок находил свой интерес в этой деятельности. Мы должны понимать, что если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце НОД или совместной деятельности предложить детям, что можно из того что узнали использовать потом. Педагог может внести изменения в РППС, что тоже является вкладом в развитие самостоятельности и инициативы детей.

Теперь поработаем над таблицей

Совместная деятельность педагога и ребенка, целью которой является принятие ребенком самостоятельных решений.

Тип деятельности

Действия взрослого

Действия детей

НОД

Совместная деятельность

взрослого и ребенка

Самостоятельная

деятельность детей

Рассмотрим на таком примере, на НОД шел разговор о числе 5, считали например груши, после чего можно предложить изобразить цифру 5. Как можно это сделать: нарисовать, конструировать, главное чтобы была ситуация выбора.

Упражнение «Дерево успеха»

У вас на столах лежат ленточки трех цветов, давайте украсим дерево. Кто взял, что- то новое для себя – украсьте дерево зеленой лентой; кто считает, что было интересно – красной; кто считает, что было неинтересно – желтой. Мне приятно видеть, что ваши представления о формировании самостоятельности и инициативы значительно пополнились, я думаю, вы будете использовать их в своей практике.

Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.

Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельност...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.

Использование  программы “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике направленной на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоцио...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. (Ю.Б.Гиппенрейтер)....

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Султанова Белла ФаталиевнаВоспитатель ГБДОУ №59Фрунзенского района Города Санкт-ПетербургПоддержка инициативы и самостоятельности детейв специфических для них видах деятельностиПояснительная записка В...

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средствоподдержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности....

«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пр...

Использование технологии составления мудбордов в качестве эффективного средства поддержки инициативы и творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

В рамках реализации ФГОС ДО пристальное внимание уделяется работе ДОО по достижению целей и задач социального развития детей. Если мы обратимся к ФГОС ДО, то убедимся в том, что позитивная социализаци...