Круглый стол «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»
учебно-методический материал
Круглый стол для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy-stol-podderzhka-initsiativy-i-samostyatelnosti.docx | 88.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»
Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю вас принять участие в работе нашего круглого стола тема «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности».
Для создания положительного настроя предлагаю вам поиграть.
1. Ритуал приветствия:
«Легенда своего имени»
Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.
Каждый участник должен подобрать прилагательное на первую букву своего имени: например: Катя – красивая, Марьяна - милая.
Что мы знаем уважаемые коллеги о детской самостоятельности. Мы знаем не так много, но и не так мало.
Прочитайте про себя высказывание Л.С. Выготского «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнять в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Давайте обсудим, о чем говорит эта цитата. (высказывания педагогов).
Согласны ли вы, что здесь сказаны две вещи: ребенок действуют под руководством взрослого и его действия инициируются взрослым на первоначальном этапе, при этом деятельность разворачивается во времени, и каждый раз ребенок приобретает что-то новое. Делает это новое основой для своей самостоятельной деятельности т.е. начинает ориентироваться в этом достаточно хорошо и более того то, что он умеет делать очень хорошо становится базой и основой на которую ложатся действия взрослого, чтобы продвинуть ребенка к решению новых и неизвестных для него задач.
Теперь посмотрим требования ФГОС ДО, который является для нас определяющим и направляет в организации образовательной деятельности. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Согласно стандарту в ДОУ для создания социальной ситуации развития детей предполагают:
-поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Давайте посмотрим, какие целевые ориентиры, определяемыми ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Игра - ассоциация «Что такое инициатива?», «Что такое самостоятельность?»
Цель: усиление познавательной активности педагогов, определение формулировки понятия.
Участники по кругу дают определение понятия «инициатива- это…»
«Самостоятельность – это…» Определение:
Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком
– либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях. Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли,
Как можно формировать инициативность и самостоятельность детей? Выскажите свои предположения. (высказывания педагогов)
Спасибо мы с вами накидали основные направления, по которым будем двигаться. Инициатива и самостоятельность может формироваться только в процессе детской деятельности. Наша задача организовать образовательный процесс так чтобы дети действительно работали в тех направлениях, которые заданы этими видами детской деятельности. Эти же виды деятельности позволяют активно продвигаться и в образовательных областях, которые тоже обозначены ФГОС. Другими словами образовательные области это некие педагогические цели и содержание, которые бы мы хотели, чтобы ребенок овладел в той или иной степени, а та деятельность которая предлагается стандартом это те форм работы которые позволяют нам решать познавательные задачи с высокой степенью эффективности при этом организовать образовательный процесс так чтобы ребенок был максимально самостоятельным.
Мы хотим с вами обсудить каковы этапы развития самостоятельности. На слайде представлены данные этапы.
Первый этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.
Второй этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.
Третий этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.
Постарайтесь проанализировать роль педагога на каждом из этих этапов.
Мы видим, что на первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком решаются только в совместной деятельности многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.
Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи
Третий этап - творческий. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.
Из практики вы знаете, что все это происходит не одномоментно. Как вы считаете каким возрастных группам характерен каждый этап.
- этап- 3-4 года
- этап-4-5 и 5-6 лет
- этап – 6-7 лет
Вот так схематично строится работа по формированию самостоятельности.
Коллеги, какие виды или направления детской инициативы можете выделить?
- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
- инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.
Как может проявляться инициатива и самостоятельность детей в основных видах деятельности?
Варианты ответов:
-познавательно-исследовательская деятельность,
-коллекционирование,
-игра с правилами,
-уборка игрушек,
-застегивание пуговиц,
-выполняет прямые указания взрослого,
-задание по образцу,
-сюжетно- ролевая игра,
-коммуникативная игра,
-игра – импровизация,
-моделирование,
-конструирование,
-музыкальная,
-двигательная,
-просмотр телепередачи
Инициатива ребенка состоит из трех составляющих
Инициатива ребенка
внутренний побуждающий принятие ребенком руководящая роль ребенка мотив к новой деятельности самостоятельности решений в каких-либо действиях
Рассмотрим первую составляющую: и тут участие взрослого очень велико, т.к. взрослый активно участвует в создании этого мотива постепенно выращивая у ребенка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что –то интересное для себя.
Дальше инициатива ребенка она конечно осуществляется путем создания ситуации когда он вынужден принимать самостоятельные решения. Сначала это маленькие самостоятельные решения , чем старше ребенок, тем больше задача, тем больше самостоятельности в принятии решения. И наконец, мы разворачиваем деятельность так, чтобы от первого этапа, где мы демонстрируем ребенку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребенок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль.
Теперь я предлагаю вам заполнит следующую таблицу.
Совместная деятельность педагога и ребенка, целью которой является создание внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности
Тип деятельности | Действия взрослого | Действия детей |
НОД | ||
Совместная деятельность взрослого и ребенка | ||
Самостоятельная деятельность детей |
При организации НОД педагог знает, чем будут заниматься дети, перед ним стоят цель и задачи, которые он должен реализовать в ходе НОД. Но педагог должен понимать, что есть цели ребенка и он должен организовать так образовательный процесс, чтобы цели педагога и цели ребенка были совмещены и каждый ребенок находил свой интерес в этой деятельности. Мы должны понимать, что если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце НОД или совместной деятельности предложить детям, что можно из того что узнали использовать потом. Педагог может внести изменения в РППС, что тоже является вкладом в развитие самостоятельности и инициативы детей.
Теперь поработаем над таблицей
Совместная деятельность педагога и ребенка, целью которой является принятие ребенком самостоятельных решений.
Тип деятельности | Действия взрослого | Действия детей |
НОД |
Совместная деятельность взрослого и ребенка | ||
Самостоятельная деятельность детей |
Рассмотрим на таком примере, на НОД шел разговор о числе 5, считали например груши, после чего можно предложить изобразить цифру 5. Как можно это сделать: нарисовать, конструировать, главное чтобы была ситуация выбора.
Упражнение «Дерево успеха»
У вас на столах лежат ленточки трех цветов, давайте украсим дерево. Кто взял, что- то новое для себя – украсьте дерево зеленой лентой; кто считает, что было интересно – красной; кто считает, что было неинтересно – желтой. Мне приятно видеть, что ваши представления о формировании самостоятельности и инициативы значительно пополнились, я думаю, вы будете использовать их в своей практике.
Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельност...
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Использование программы “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике направленной на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоцио...
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. (Ю.Б.Гиппенрейтер)....
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Султанова Белла ФаталиевнаВоспитатель ГБДОУ №59Фрунзенского района Города Санкт-ПетербургПоддержка инициативы и самостоятельности детейв специфических для них видах деятельностиПояснительная записка В...
Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средствоподдержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности....
«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пр...
Использование технологии составления мудбордов в качестве эффективного средства поддержки инициативы и творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
В рамках реализации ФГОС ДО пристальное внимание уделяется работе ДОО по достижению целей и задач социального развития детей. Если мы обратимся к ФГОС ДО, то убедимся в том, что позитивная социализаци...