Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
статья по физкультуре
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. (Ю.Б.Гиппенрейтер).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. (Ю.Б.Гиппенрейтер).
Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.[1]
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [2]
В педагогической литературе инициативность рассматривается, как качество воспитанника, направленное на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Задача педагога заключается в формировании активной, самостоятельной творческой личности, в обучении игровой и двигательной деятельности.
Ребенок дошкольного возраста хочет все знать, он неутомимый исследователь, который в любой игровой и двигательной ситуации приобретает важные качества, необходимые им в будущей жизни. Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.
Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общих целей.[3]
Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно в начале их обучать практическим навыкам. Применять не только традиционные но и нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и др. Все это можно увидеть в занятиях по «Са-Фи-Данс».[4]
Мы придерживаемся следующих направлений при организации работы, cпособы поддержки детской инициативы, в культурно практической и двигательной деятельности детей: творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная; познавательная и др.
Творческая инициатива (включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление)- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение обеспечение игрового времени и пространства; - поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности-рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи):
- поддержка детской самостоятельности в разных видах изобразительной, проектной, конструктивной деятельности;
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, как подчеркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель.
Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.
Коммуникативная инициатива (включенность ребёнка во взаимодействие со сверстникам, коммуникативная функция речи).
По мнению М.И. Лисиной прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания;
- взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности;
-между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности;
-ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации «знаемого» в «реально действующее».
В развитие коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.
Познавательная инициатива.
По отношению к деятельности: потенциальная активность, характеризующая личность со стороны готовности, стремления к деятельности;
-реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, выполняемой в данном конкретном случае. Основные показатели: энергичность, интенсивность, результативность, самостоятельность, творчество, сила воли.
По длительности и устойчивости: ситуативная активность, которая носит эпизодический характер;
-интегральная активность, определяющая общее доминирующее отношение к деятельности.
По характеру деятельности: репродуктивно – подражательная, характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу.
-поисково-исполнительская, характеризуется стремлением к выявлению смысла явлений и процессов, определению связей между ними, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Средства для выполнения поставленной задачи отыскиваются самостоятельно.[2]
В ежедневных разработках занятий мы ставим цели воспитывать инициативность и самостоятельность, учить ребенка высказывать свое мнение, формировать самосознание, уверенность в собственных силах.
Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
2. Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников.
© Дошколенок.ру 2011 - 2014. Сайт для воспитателей детских садов.
Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 28 ноября 2013 года. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56217.
Учредитель: Семенов П.А.
Адрес электронной почты редакции: support@dohcolonoc.ru.
3.Сайт «Конструктор Успеха». Что такое инициативность и как стать инициативным человеком.
4.Сайт Физинструктор ДОО «Са-Фи-Дансе» Танцевально- игровая гимнастика для детей. Авторы Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельност...
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Использование программы “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике направленной на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоцио...
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Султанова Белла ФаталиевнаВоспитатель ГБДОУ №59Фрунзенского района Города Санкт-ПетербургПоддержка инициативы и самостоятельности детейв специфических для них видах деятельностиПояснительная записка В...
Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средствоподдержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности....
Круглый стол «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»
Круглый стол для педагогов ДОУ...
Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»
Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...
«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности»
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пр...