Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
статья

Половцева Марианна Владимировна

 

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство

поддержки инициативы и самостоятельности детей

в специфических для нихвидах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vliyanie_sredy_na_samostoyatelnost.docx20.37 КБ
Файл solnyshko_2019.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство

поддержки инициативы и самостоятельности детей

в специфических для них видах деятельности.

Предметно – пространственная развивающая среда в младшей группе Солнышко в соответствии ФГОС.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

на сегодняшний день стоит особо актуально, а следовательно, педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появились стандарты, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно — предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ, которую мы должны создавать и оснащать.

На современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является организация развивающей предметно- пространственной среды для детей – это ответственный и трудоемкий участок деятельности педагога.

ФГОС ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ, которые включают требования к развивающей предметно-пространственной среде. Все вы знаете, что согласно ФГОС ДО.

Развивающая предметно - пространственная среда –определенное пространство, организационно оформленное  и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним. Способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. 

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровойтрудовой), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Влияние предметно пространственной среды на формирования самостоятельности и инициативы

Формирование навыков самообслуживания в работе с детьми 3-4 лет является одной из основных задач. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Цель: формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через формирование навыков самообслуживания.

Есть множество похожих определений самостоятельности. Мне ближе такое определение:

Самостоятельность - умение действовать в соответствии со своими взглядами при соответствии их определенным правилам и нормам общества.

С самостоятельностью неразрывно связано еще одно понятие – инициатива. 

Инициатива – это толчок, первый шаг в каком-либо деле, предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям, руководящая роль в действиях, умение действовать по внутреннему побуждению.

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребёнка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.

 Надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать. Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Становления самостоятельности проходит в несколько этапов:

1. Ребёнок действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно подражает во всём.

2. Появление первых элементов планирования - ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.

3. Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.

Формирование навыков самообслуживания у своих детей осуществляем в двух формах:

- индивидуальной (отрабатываются отдельные операции с конкретными детьми);

- групповой (при сборе на прогулку, подготовке к приему пищи и т.д.).

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

1. Показ действия.

2.Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

3.Метод приучения (систематические упражнения).

4.Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т.д.)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая предметно – пространственная среда, как средство развития познавательного интереса и инициативы самостоятельности детей дошкольного возраста. Половцева М.В.

Слайд 2

Р азвивающая среда Развивающая предметно-пространственная среда является неотъемлемой частью образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития .

Слайд 3

Предметно развивающая среда должна быть Содержательно насыщенной; Полифункциональной; Трансформируемой; Вариативной; Доступной; Безопасной;

Слайд 4

Предметно - пространственная развивающая среда по образовательным областям ФГОС Социально – коммуникативная; Познавательная; Речевая; Художественно – эстетическая; Физическая;

Слайд 5

Главные задачи предметно – развивающей среды Сохранение здоровья; Полноценное физическое здоровье; Развитие игровой деятельности; Сенсорное развитие; Формирование психических процессов; Развитие умственных способностей;

Слайд 6

Речевое развитие

Слайд 7

Развитие речи. Центр речевого развития и мелкой моторики « Говоруша »

Слайд 8

Бизидом (развитие мелкой моторики)

Слайд 9

Настольные игры

Слайд 10

Коммуникативное развитие

Слайд 11

Интеллектуальное развитие

Слайд 12

Конструирование

Слайд 13

Творчество и игра

Слайд 15

Сюжетно – ролевые игры Кукольный домик

Слайд 16

Парковка

Слайд 17

Парикмахерская

Слайд 18

Кухня и Магазин

Слайд 19

Музыкально – эстетическое развитие

Слайд 20

Эстетическое воспитание

Слайд 21

Здоровье, безопасность.

Слайд 22

Экологическое воспитание (труд)

Слайд 23

Свободная деятельность

Слайд 24

Театрально – музыкальная студия

Слайд 25

Наши гости

Слайд 26

Показатели качества предметно – развивающей среды Низкая конфликтность среди детей в группе; Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; Положительный эмоциональный настрой детей; Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; Проявление инициативы детей в различных видах деятельности.

Слайд 27

Приходите в гости к нам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающая предметно-пространственная среда бассейна как средство реализации ФГОС ДО"

Целью моей разработки является создание условий для полноценного и гармоничного развития личности ребенка в образовательном учреждении и оказание посильной помощи родителям, особенно тем, кто воспитыв...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов:  организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...

Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург     Методическая разработка для воспит...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и в ДОУ, для самостоятельной двигательной активности детей

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально....

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и в ДОУ, для самостоятельной двигательной активности детей

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально....