Конспект МО на тему "Значение дидактических игр по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников "
план-конспект занятия (старшая группа)
"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности."
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_obedinenie.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение
воспитателей старших и подготовительных групп детского сада на тему
"Значение дидактических игр по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников "
"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности."
В. А. Сухомлинский
Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС ДО роль художественно - эстетического воспитания существенно возрастает. Одной из задач ОО "Художественно - эстетического развитие" является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Одним из средств художественно - эстетического образования старших дошкольников можно смело назвать дидактическую игру.
У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей дошкольного возраста стояли Фридрих Фрёбель и Мария Монтессори.
Ф. Фрёбель разработал систему дидактических игр, которая представляла собой основу воспитательно-образовательной работы в детском саду. Он подчеркивал, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Он впервые в истории педагогики выделил игру, как особое средство, необходимое для развития детей дошкольного возраста.
М. Монтессори так же огромное значение придавала игре. Она утверждала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка.
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление, так как является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития ребенка.
Само название "дидактические игры" определяет их основную функцию - обучение, но обучение это осуществляется в игровой форме. Однако значение этих игр значительно шире: в них заключаются большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развитие их глазомера, координации движений рук и глаз, развитие мелкой моторики рук.
Роль дидактических игр в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретённых технических умений.
В процессе дидактических игр дети уточняют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
Как и любая игровая деятельность, дидактические игры по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста создают положительный эмоциональный фон и расширяют кругозор. Кроме того у детей воспитываются такие качества личности, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
У детей старшего дошкольного возраста просыпается рвение проникать во все многообразие окружающего мира. В следствие этого происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного. Активизируется и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников - это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство ими и требует от педагога большой, продуманной работы в подготовке и проведении. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, организация обстановки для игры, а так же определение своей роли в игре.
Проведение дидактических игр включает:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты, находящиеся в тесной взаимосвязи:
1) дидактическая задача
2) игровая задача
3) игровые действия
4) правила игры
5) результат(подведение итогов)
Дидактическая задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Онаформулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно обоснованная и методически выверенная формулировка дидактической задачи детямнеинтересна, поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу – задачу, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность на занятии или вне его.
Игровая задача -осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Игровая задача очень часто бывает заложена в названии игры: "Сложи узор", "Скажи наоборот", "Дорисуй предмет" и т. д.
Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях, без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (сравнить, обобщить, классифицировать, придумать).
Правила игры - определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижениюцели. С помощью правил педагог управляет игрой,процессами познавательной деятельности, поведением детей.Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся в случае неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Результат игры -отражает достижение поставленной задачи. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, успехи отстающих детей. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере его отношений с партнерами.
Дидактические игры имеют свою классификацию и она различна.
1. По содержанию:
- математические
- природоведческие
- речевые
- музыкальные
- для развития психических процессов
- для ознакомления с окружающим миром и т. д.
2. По характеру используемого дидактического материала (А. К. Бондаренко):
- предметные игры (игры с предметами)
- настольно – печатные игры
- словесные игры
3. По познавательному интересу:
- интеллектуальные
- эмоциональные
- регулятивные
- творческие
- социальные и т. д.
4. По организации и взаимоотношению с детьми (А. И. Сорокина):
- игры – путешествия
- игры – поручения
- игры – загадки
- игры – беседы и т. д.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
1) каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для тренировки памяти и умственного развития детей в целом, а также их воспитания.
2) в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
3) дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
4) увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Я хотела бы подробно остановиться на традиционном делении дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Например, "Составь букет", "Создай портрет", "Найди палитру", "Составь пейзаж" и т. д.
В процессе игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. В играх старших дошкольников закрепляем знания о хроматических и ахроматических цветах спектра, их оттенках. Например, "Тепло - холодно", "Составь узор", "Смешай цвета" и др. В таких дидактических играх закрепляются знания эталонов (форма, цвет, материал и др.) о свойствах и качествах различных материалов, углубляются представления о существенных характеристиках предметов, ребята учатся выделять особенности деталей, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития логического мышления. Например, "Симметричные предметы", "Составь натюрморт", "Составь пейзаж" и др.
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, пазлы. Различны и развивающие задачи к ним.
1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. Например, "Цвета", "Аппликация". Игры развивают логическое мышление, учат самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать и анализировать.
2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Например, игры "Народные промыслы", "Сравни и подбери" направлены на развитие зрительного восприятия, внимания, учат детей сравнивать предметы по величине, закрепляют знания об основных цветах и геометрических фигурах, расширяют словарный запас.
3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек- картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера. Например, "Геометрические фигуры".
4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью. Например, "Цвета и формы", "Весёлые краски".
5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Для игры используется игровое поле, фишки по количеству детей и счётный кубик. Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий. Например, "Айболит", "Золотой ключик" и др.
6. В настоящее время популярны пазлы, где картинки разного содержания (изображения сценок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей. Дети учатся понимать связь между отдельными частями и целым, совершенствуется мелкая моторика, развивается логическое мышление, память, вырабатываются такие качества характера как терпение, усидчивость, самостоятельность.
Словесные игры - учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован слуховой канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний.
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Примеры словесных игр:
"Что бывает круглым?" (мяч, колесо, голова, яблоко)
"Что бывает жёлтое в природе?" (одуванчик, лимон, солнце, луна)
"Лови да бросай - цвета называй"(красный - мак, огонь, флаг; зелёный - огурец, трава, лес)
"Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении
Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы:
Тёплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ:
Так бывает или нет?
Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.
Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр –
это время после дневного отдыха детей. В это время дети будут бодрыми,
активными. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры,
а также интересно поиграть в уже знакомые игры. Да и воспитатель в это время
не загружен другими делами и сможет уделить больше внимания руководству
самостоятельными дидактическими играми детей.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что вся работа по художественно - эстетическому развитию детей средствами дидактических игр даёт возможность упражнять детей в становлении у них определённых привычек, воспитания характера и воли, способствует интеллектуально - эстетическому развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...
Из опыта работы для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний ...
Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...
Консультация для воспитателей ДОУ Тема: «Значение и пути формирования художественно – эстетического вкуса в жизни дошкольников»
Материал, представленный в консультации, раскрывает значение и основные этапы формирования эстетического вкуса ребенка-дошкольника...
Консультация для родителей по художественному - эстетическому развитию дошкольников. Тема: "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"
Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даемгодовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложеноприродой – начиная с первобытных вр...
Конспект занятия по теме «Знакомство с акварелью». ОО Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Рисование (предметное, сюжетное рисование). Старшая группа.
Тема: «Знакомство с акварелью».1 С.31Программное содержание.Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить бо...