Консультация для воспитателей ДОУ Тема: «Значение и пути формирования художественно – эстетического вкуса в жизни дошкольников»
консультация на тему
Материал, представленный в консультации, раскрывает значение и основные этапы формирования эстетического вкуса ребенка-дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_znachenie_i_puti_formirovaniya_esteticheskogo_vkusa_doshkolnikov.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: «Значение и пути формирования
художественно – эстетического вкуса
в жизни дошкольников»
Подготовила:
старший воспитатель МБДОУ д/с №7 Зайцева Т.Б.
В современной эстетико – педагогической литературе сущность художественного воспитания детей понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать выразительные художественные образы.
Эстетическое отношение рассматривается как категория художественной педагогики, интегрирующая такие эстетические категории, как:
- эстетические эмоции, чувства, которые выражают эмоционально – чувственное освоение действительности;
- эстетическое восприятие, суждения и представления, которые обеспечивают эстетическое познание мира;
- эстетические оценки, вкусы, нормы, идеалы, которые составляют всё многообразие ценностей, потребностей и способов их удовлетворения;
- эстетические деяния, которые выступают как продуктивный результат эстетического освоения окружающего мира, а также как предпосылка к новому познанию, оценке, чувствованию на более высоком уровне.
Эстетическое отношение – это непрерывное взаимодействие человека с действительностью, его самоопределение. Осознание самоценности и ценности мира.
Наиболее характерная особенность эстетического отношения ребёнка дошкольного возраста – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой от любой объективной ситуации; неотъемлемость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединение впечатлений на основании общего эмоционального тона.
Становление эстетического вкуса, отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Положительный эффект реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Основу эстетической активности при этом составляет «сложная деятельность вчувствования», когда из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий «путём вторичного творческого синтеза» сам строит и создаёт эстетический объект.
В научной литературе более полно представлены особенности начального этапа становления эстетического сознания. Известно, что ребёнок рождается с функциональной ассимметрией мозга и на протяжении всего дошкольного детства воспринимает действительность по преимуществу в образно-чувственном ключе с общей ориентацией на образно-наглядное освоение мира.
Уже в раннем возрасте малыши непосредственно воспринимают органами чувств, звуки, цвет, ритм, свет. Это становится ориентиром и предпосылкой для каких – либо действий.
В трёхлетнем возрасте наблюдаются «первые ростки» качественно нового способа отношения к действительности: способности к выработке установки на воображение, освоение мечты и реальности.
В четырёхлетнем возрасте ребёнок отличает категории: «привлекательное – непривлекательное», «доброе – злое», спонтанно формируется фонетический образ картины мира.
К пяти-шести годам наступает фаза эстетического развития, характеризующая большей степенью осознанности и устойчивостью эстетических оценок, представлений, чувств. Формирующийся на этом этапе опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки.
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее активное усвоение ребёнком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование общей картины мира. Огромные психофизиологические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития различного рода умственных, практических и художественных способностей.
Таким образом, можно выделить следующие способы формирования эстетического вкуса дошкольников:
- созерцание;
- словесное обсуждение и выражение на эмоциональном и словесном уровне своих впечатлений от увиденного;
- выражение эмоций, впечатлений от наблюдений за объектами окружающего мира в продуктивной творческой деятельности;
- преобразование своих впечатлений, проявление фантазии при создании художественных образов (музыкального или изобразительного характера);
- анализ и самоанализ деятельности и собственных продуктов деятельности.
Установлены показатели качества выразительного художественного образа, создаваемого ребёнком:
- нахождение адекватных изобразительных средств;
- индивидуальный почерк;
- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
При анализе работ детей необходимо рассматривать следующие принципы выразительности:
- колористическая. Формирование чувства цветовой гармонии – одно из наиболее важных качеств в формировании художественно-эстетического вкуса, так как цвет – это ведущее средство выразительности. Овладение цветом тесно связано с развитием сенсорных способностей, чувственной сферы и гибкости ума.
- композиционная. Композиция и её помощники: ритм, темп и динамика, являются побудителями и выразителями эстетического отношения в художественной деятельности детей. От простейших декоративных композиций, прохлопывания музыкального рисунка к сложным фантазийным изыскам может пройти каждый ребёнок. Дети дошкольного возраста тяготеют к симметрии и упрощённым формам. Педагогами должна быть создана ситуация, когда на основе рассмотренных природных объектов, произведений искусства ребята смогут развить фантазию и создавать разнообразные по стилю и форме композиции.
- смысловая выразительность обуславливается прежде всего уровнем знаний и опытом в изобразительной или музыкальной деятельности. На передний план выходят интегративные формы работы, направленные на обобщение получаемых знаний, умение преобразовать их в продуктивное творчество за счёт использования всевозможных приёмов и техник, которые предлагает педагог.
Общение с искусством даёт ребёнку положительно окрашенное эмоциональное содержание восприятия картины мира. Анализ особенностей эстетического развития ребёнка показывает, что на этапе дошкольного детства возможно и необходимо формирование эстетического отношения к происходящему и самому себе как части мироздания. Оптимальный путь для реализации этой ценности – формирование эстетического отношения к искусству, посредством его самого, что позволяет уже на ранних стадиях развития личности ребёнка моделировать образ мира и образ «Я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние вечеров-развлечений на формирование художественно-эстетического вкуса и творческих способностей детей "
Программа воспитания в детском саду предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Большое внимание уделяется эстетическому воспитанию каждого ребенка, которое осуществляется в процессе...
Педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в формировании художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста"
В предлагаемом материале можно ознакомиться с планами подготовки к пед. совету, проведения его, справкой по результатам контроля...
Консультация для воспитателей по теме «Значение картин для формирования связной речи детей»
Консультация в помощь воспитателям для развития связной речи детей....
Консультация для воспитателей по теме «Значение картин для формирования связной речи детей»
Консультация для воспитателей по теме«Значение картин для формирования связной речи детей»Значение картин для формирования связной речи детей....
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей по средствам формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения через мир музыки»
«Музыкальная деятельность дошкольников» – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие&raq...
«Развитие творческих способностей у дошкольников, путем формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности»
Полезный материал из опыта работы воспитателя по развитию творческих способностей у дошкольников, путем формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности...