"Отчет по самообразованию .Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Данилова Ирина Николаевна

Выступление на педсовете "Отчет по самообразованию .Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области  развития старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2024.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области  развития старших дошкольников»

Актуальность выбора темы самообразования:

«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

(М. Шклярова).

        Большое значение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическое воспитание. В соответствии с ФОП художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование, сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Важнейшим средством в познании мира и развитии знаний эстетического восприятия является рисование, так как оно связано с самостоятельной, творческой и практической деятельностью ребёнка.

Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, дети испытывают желание остановить прекрасное мгновение, отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги. Но несформированность графических навыков и умений мешает выразить в рисунке задуманное, адекватно изобразить предмет и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия объективного мира.

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением нетрадиционных техник рисования.

Рисование — язык внутреннего мира маленького ребенка. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу, в частности меня, заинтересовали техники нетрадиционного рисования 

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумывать свою необычную технику.

Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, что даёт возможность судить о настроении ребёнка, о том, что его радует и что огорчает.

Слайд №3

Анализируя результаты мониторинга образовательной области « Художественно- эстетическое  развитие» (изобразительная деятельность) я поняла: что детям не хватает уверенности в себе, воображения, фантазии, творческого подхода,  самостоятельности, умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Ребенок использует цвет как средство передачи настроения,

Слайд 4

Целью мой темы по самообразованию является:

         Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу формирования у каждого воспитанника художественно-эстетических творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.

Слайд 5

Задачи:

  • Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике;
  • Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
  • Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
  • Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
  • Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»;
  • Разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования.
  • Обобщить опыт работы по теме самообразования;

Организовать в группе ДОУ предметно - развивающее пространство и условия для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и неизвестного материала

Слайд 6

Планируемые результаты

У детей:

  • Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
  • Развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эмоции, эстетического вкуса;
  • Умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, природе;
  • Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
  • Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными средствами рисования;
  • Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать

Слайд 7

Для развития художественно - эстетического восприятия и  творческой активности я разработала перспективный план работы с детьми

В основу моего перспективного планирования положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе детей в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник рисования.

В своей работе использовала техники рисования, представленные на слайде: Слайды 8-21

Слайд 21

Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами могут выбирать тот или иной способ нетрадиционного рисования в коллективных работах.

Слайл 22

Работая с детьми, необходимо сотрудничать с их родителями. Я использовала любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.

Слайл 23-24

В этом году я провела мастер –класс для педагогов  «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста. Необычные цветы небывалой красоты.», где поделилась опытом  с коллегами, по рисованию цветов, применяя   интересные техники рисования.

Слайл 25

Пополняла предметно развивающую среду в гуппе.

Слайл 26

Принимала участие муниципальном конкурсе.

Слайл 26

Сопоставив результаты диагностики и педагогические наблюдения, рисунки детей,  я убедилась в том, что осуществляемая работа дает  положительные результаты. Я считаю, что это свидетельствует об эффективности реализуемой мною модели организации образовательной деятельности дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования.

Опыт моей работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. В результате моей работы рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Результат обследования

Уровни

Сентябрь

Май

Показатель сформирован

38%

76%

Показатель частично сформирован

60%

24%

Показатель не сформирован

2%

-

  • Результаты:
    у детей возрос интерес к рисованию нетрадиционными техниками
  • дети  в своих работах создают новое, оригинальное
  • появилось  желание экспериментировать с различными материалами
  • обучающиеся проявляют любознательность, творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства воплощения
  • рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче
  • дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками

Пусть дети рисуют, творят, фантазируют!

Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие. Они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в обычном.

Пусть они растут с душой художника!

Вывод: В рамках самообразования я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительной деятельности открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников и раскрывают творческий потенциал ребенка, повышают интерес к художественно- эстетической деятельности, развивать психические процессы, улучшают эмоциональный фон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы

План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы...

План саморазвития по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для творческих способностей детей» (старшая группа)

План саморазвития по теме:  «Использование нетрадиционных техник рисования для творческих способностей детей» (старшая группа)...