Из опыта работы для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»
консультация на тему

Киреева Галина Валентиновна

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_didakticheskih_igr_v_hudozhestvenno.docx209.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Сказка» с. Становое                                                     

Из опыта работы для педагогов на тему:

 «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»

Воспитатель: Киреева Г. В.

http://cdo.l9nsk.ru/filestore/resizedimages/fd458cdd-cc29-42ae-a641-171e51031060.png

Апрель 2017г.

«...Дайте же детям играть,

пока игра их радует, влечет к себе

и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

 Е.А. Покровский 

Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.

Слайд №2

Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Они универсальны и эффективны. Они отвечают современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Они эмоциональные, развивающие по целям, гуманистические и эвристические.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

 Слайд №3

Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основные вида: 

1. Игры с предметами;

2. Настольно – печатные игры;

3. Словесные игры.

Слайды №4,5,6

Игры с предметами. 

В играх с предметами в своей работе я использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Например, «Черепашка», «Мозаика», «Весёлые замочки», «Собери матрёшек», «Найди свой цветок», «Цветочная поляна» и др.

В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, а также развивается  художественное восприятие, память, речь, воображение.

Слайды №7,8,9,10

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и другие.  Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Например: «Все грибочки по цвету». Задачи: учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, желтый); упражнять детей в группировке предметов по размеру и цвету.

Игра «Подбор картинок по парам»

 Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, листья и плоды»

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

 Подбор картинок по общему признаку. 

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды» дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.

Дидактическая игра «Времена года» помогает закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.

Словесные игры.

 Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.  В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.

В своей работе я использую такие игры:

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит.д.).

«Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»- я называю растение или животное, дети -  общую группу, к которой они относятся.

Например: воробей - птица, мухомор - гриб.

 Очень детям нравится игра "Так бывает или нет?".  Правила игры: требуется заметить в стихотворении Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

 А зимой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

 Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

Слайды №11,12,13

     В совместной художественно-эстетической деятельности детей и взрослых использую такие дидактические игры: «Узоры на песке», «Волшебный пальчик».

    После каждой дидактической игры, детские работы оцениваются взрослым или  самими детьми. Таким образом,  развивается умение детей давать эмоционально-эстетическую оценку работам, выполненными самими детьми (своей собственной и других детей).

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально оценку произведений искусства, закрепляют техники ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.


Приложение.
                                              «Волшебные стёклышки» -слайд № 14
 Цель: подвести детей к пониманию того, что среди всех известных им цветов три являются самыми главными. Закрепить понятие «основные цвета спектра» (красный, жёлтый, синий). Заинтересовать смешением основных цветов для получения новых («составных»).  

Игровой материал: прозрачные пластиковые прямоугольники трёх основных цветов; бумажные карточки - кармашки с прорезанными силуэтами баночек для красок.

Ход игры: педагог предлагает детям поэкспериментировать с «волшебными стёклышками» (дети вставляют пластик в бумажные кармашки, наблюдая изменение цвета).

3652


                                      «Рисунки верёвочкой»-  слайд № 15
Цель:
 показать возможность создания образа с помощью контурной линии. Развивать творческое воображение.
Материал: доски, обтянутые фланелью; набор шнуров, верёвочек; кружочки разного диаметра (для дополнения изображения)
Ход игры: педагог предлагает детям создать образ какого-либо предмета с помощью верёвочки. Возможно использование образца; выполнение упражнения по устному заданию педагога или собственному замыслу ребёнка.

3653



                                      «Мой любимый натюрморт» »-  слайд № 16
Цель
: закреплять знания о жанре натюрморта, упражнять в составлении композиции по собственному замыслу , по заданному сюжету( праздничный; с фруктами и цветами и тд.)
Материал: различные варианты фона, силуэты( выполненные из бумаги и картона) цветов, овощей, фруктов, посуды и тд.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку составить натюрморт из предложенных изображений и фонов; придумать собственный вариант или по подобию образца.

3654



                                                   «Составь пейзаж» »-  слайд № 17
Цель:
 формировать представления детей о жанре пейзажа, особенностях его изображения; закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане композиции.
Материал: картинная плоскость с разными вариантами изображения поверхности земли и линии горизонта; силуэты деревьев, домов, водоёмов, дорожек и тд. (различной величины).
Ход игры: педагог предлагает ребёнку составить пейзаж из предложенных фонов и силуэтов. Возможно составлять по подобию или придумать собственный вариант. 

3656

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в до...

Тема методической разработки: «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников»

В методической разработке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста,  которые можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, в совместной деятельнос...

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...

Консультация с презентацией опыта работы для педагогов на тему: "Использование приемов эйдетики в работе с дошкольниками".

Консультация с презентацией опыта работы для педагогов на тему: "Использование приемов эйдетики в работе с дошкольниками"....

Конспект МО на тему "Значение дидактических игр по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников "

quot;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окруж...

Семинар - практикум для педагогов на тему " Использование дидактических пособий в формировании словоря младших дошкольников"

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры разделяют на виды:1) игры с предметами (игрушками),2)...