Технологии речевого развития
методическая разработка

Анна Михайловна Кутилина

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnologii_rechevogo_razviti.zip229.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Квест-игра как эффективная технология

речевого развития дошкольников»

     Современному воспитателю в своей ежедневной работе необходимо опираться на основополагающие принципы ФГОС, такие как: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников формах - в игре, познавательной и исследовательской деятельности.

   Квест – технология - это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОО, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.  Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды; происходит интеграция различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.     

    В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста особенно актуальна, происходит обеднение живого общения. Просмотр мультфильмов, компьютерные игры, неконтролируемые по времени, минимальное общение со сверстниками и взрослыми приводят к снижению речевой культуры ребенка. Как следствие этого у дошкольника развивается односложная речь.

     Находясь в постоянном поиске эффективных средств, облегчающих процесс усвоения и закрепления с детьми нового материала, пришла к выводу, что игра-приключение наиболее подходящая для этих целей форма работы.  Квест дает детям возможность экспериментировать, получать и синтезировать новые знания, мотивирует и создает условия для углубленного развития речи, развития творческих способностей и коммуникативных навыков. Для того чтобы добиться цели, дети должны последовательно решать определенные задачи или загадки, выполнять упражнения. Главное условие для успешного использования квеста – это четкое выстраивание содержания, заданий, условий организации игры в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями ребенка. Коллективно решая задания, каждый ребенок чувствует свою значимость, становится увереннее в себе, самостоятельней. Педагог же является только проводником и партнером для него.

     

     Основными направлениями моей работы по развитию речи детей, через использование квест-технологии являются:

  1. Формирование грамматического строя речи: изменение слов по родам, числам, падежам; освоение различных типов словосочетаний; словообразование.
  2. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь и монологическая речь (рассказывание).
  3. Сенсорное развитие: развитие мелкой моторики рук.
  4. Развитие словаря: освоение значений слов и их употребление в соответствии с ситуацией.
  5. Развитие коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

В качестве примера работы с использованием квест-игры по речевому развитию дошкольников предлагаю методическую разработку по лексической теме «В стране профессий».

Квест – игра

«В стране профессий»

 для детей

.

Цель: знакомство дошкольников с профессиями посредством игровой деятельности.

Задачи:

  • Образовательные: формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности в жизни общества (врач, пожарный, швея, повар); учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя пословицы, загадки и поговорки.
  • Развивающие: способствовать развитию связной речи; обогащать и активизировать словарь детей; развивать зрительную память, слуховое внимание, познавательную активность; развивать воображение, мелкую моторику и координацию движений.
  • Воспитательные: воспитывать желание работать в коллективе; воспитывать творчество; воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых.

 Оборудование: карта – схема, плакат «Правила поведения во время пожара», аудиозаписи для музыкального сопровождения; корзина, обручи; медали для каждого ребёнка; мультимедийная презентация; пазл «Профессии».

Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях родителей; рассматривание иллюстраций по теме «Профессии»; составление небольших рассказов «Кем я буду, когда вырасту»; подбор пословиц, загадок и поговорок о профессиях, оформления маршрутного листа.

Ход квеста:

Дети входят в группу под музыку Песня – мультфильм «Все профессии важны, все профессии нужны».

Воспитатель:

Игровая ситуация. Эмоциональный настрой:

В.: Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

 «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

Выход Незнайки. Незнайка вбегает с рисунками «Профессии».

В.: Здравствуй, Незнайка! Что это у тебя?

Незнайка: Здравствуйте! У меня беда случилась, меня исключили из страны Трудолюбия. Я захотел попробовать себя в разных профессиях: даже нарисовал всех (перепутанные профессии, вот посмотрите. А жители обиделись и исключили меня (плачет).

Незнайка: А что же теперь мне делать, как вернуться в страну Трудолюбия? В помощь волшебница страны Трудолюбия дала мне какую – то бумажку (показывает карту).

В.: А что это у Незнайки? (карта)

Незнайка: Только я никак не могу в ней разобраться. Может вы поможете мне (ответы)

В.: Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь Незнайке? (отправимся в путешествие по карте, узнаем много нового и интересного и расскажем Незнайке).

Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Трудолюбия. На вашем пути будут встречаться разные приключения и испытания. Постарайтесь правильно выполнять задания и отвечать на вопросы, и тогда вы сможете помочь Незнайке. За каждое правильное выполненное задание вы получите элемент пазла.

В.: Тогда отправляемся. Куда же нам двигаться? (нам надо посмотреть на карту). Что мы видим на первой станции (нарисован стетоскоп). Как вы думаете, что обозначает этот символ? (ответы)

Правильно, ребята первая станция «Медицинская» (детей посадить)

В.:

Кто у постели больного сидит,

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять! Кто это? (Врач)

В.: Ребята чем занимается врач? Как вы думаете врач, какую пользу приносит людям? (ответы). Врач нас лечит, когда мы болеем.

В.: Ребята, ну раз мы попали на «Медицинскую» станцию нам придётся ответить на вопросы. Готовы? (Да)

1.Какие органы помогают нам узнать, что трава зелёная, а яблоко красное?

(Органы зрения – глаза).

2. С помощью каких органов мы узнаем, что нас зовут обедать?

(С помощью органов слуха – ушей).

3.Как вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в организм?

(Соблюдать гигиену, закаляться, кушать витамины).

4. Как правильно ухаживать за зубами?

(Чистить утром и вечером перед сном. После еды полоскать рот водой).

Молодцы, вы правильно ответили на вопросы и получаете первый элемент пазла

(Воспитатель дает элемент пазла и на экране появляется тоже)

В.: Мы нашли первый элемент пазла. Но нам надо торопиться, найти остальные.

Посмотрим, на нашу карту, куда же нам следовать дальше (нарисованы нитки с иголкой). 

В.: Продолжаем наше путешествие

Вот мы и оказались на станции «Швейная»

Шьет, кроит, снимает мерки,

Приглашает на примерки.

Ей в работе помогает

Не поверите - игла!

Без нее не будет толку,

Бережет она свою иголку (швея).

В.: Ребята, а кого называют швеей? (Человека, который кроит, шьет одежду). А кто хочет рассказать о профессии «швея», используя нашу помощницу-таблицу. Посмотрите внимательно на все квадраты, чтобы ничего не упустить. Кто хочет рассказать нам?

Образец рассказа: Это швея. Она работает на швейной фабрике. Швея носит специальную одежду, чтобы ей было удобно работать. Для работы швее нужны ножницы, швейная машинка, иголки, нитки. Благодаря швее у всех людей есть красивая, удобная, модная одежда.

(Воспитатель дает элемент пазла и на экране появляется тоже)

В.: Молодцы ребята, вот еще элемент пазла найден (на слайде появляется пазл).

Наверное устали. Давайте отдохнем!

Физкультминутка

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот — (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у сада. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

Куда же нам двигаться дальше, как узнать? (посмотреть карту). На нашей карте есть еще одна станция, которую мы должны посетить. И нарисован здесь … (огонь). Значит эта станция? «Пожарная». И к ней мы отправимся, отгадав загадку:

   Что за парень здоровенный?
В форме он, а не военный,
В каске, как артиллерист,
Со стволом, а не танкист?
Если где-то вдруг случайно,
От огня грозит беда,
Этот паренек отчаянный
Сразу поспешит туда.
Ловко прыгнет он в окошко,
И спасет детей и кошку,
Победит огонь коварный,
Потому что он…(пожарный)

В.: Молодцы, отгадали. И мы на станции «Пожарная».

Какими качествами должен обладать пожарный? (должны быть смелыми, сообразительными, сильными, умными). А какую работу выполняет пожарный (ответы)

В.: Ребята, чтобы найти еще элемент пазла, вы должны превратиться в команду юных пожарных. А вы хотите быть командой пожарных и назвать все правила поведения при пожаре? (Ответы детей)

Ситуация «Правила поведения во время пожара» На магнитной доске дети рассматривают плакат, на котором изображены правила при возникновении пожара.

(Воспитатель дает элемент пазла и на экране появляется тоже)

В.: Молодцы ребята справились. Ещё один элемент пазла у нас появился. Но это ещё не всё. Посмотрите на карте впереди ещё испытание и приключения.

И нам надо отправляться куда? (на карте половник). (Ответы) 

Правильно на станцию «Кулинарная». И попадём мы туда, если отгадаем загадку :

1.Скажи, кто так вкусно  готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты,  салаты, винегреты, Все завтраки, обеды?

2. У певицы есть соседи - Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами, Значит будут …( поварами).

3. Хороший повар и в бою кашу сварит.

В.: Где работает повар? (ответы- в детском саду, школе,столовой,кафе.)

В.: Каким должен быть повар? (ответы – знать много рецептов, любить свою профессию, вкусно готовить).

В.: Нам с вами сейчас предстоит приготовить обед из овощей и фруктов. Чем полезны овощи и фрукты? (ответы – в них есть витамины)

В.: Мы приготовим борщ. Из чего варят борщ? (ответы – из овощей)

В.: А еще сварим компот. Какие продукты нужны для компота? (ответы – фрукты – яблоки, груши, абрикосы, виноград)

В.: Игра, в которую мы сейчас поиграем, называется «Вкусный обед». Ребята, помогите мне отобрать овощи для борща и фрукты для компота.

В.: Я напоминаю вам правила игры:

1.Под музыку скачем поскоками. С окончанием музыки из большой корзины берете по одному овощу или фрукту и бегите к своим кастрюлям – обручам: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч - в нем готовится компот.

2.Во время бега соблюдайте дистанцию друг с другом, не наталкивайтесь   друг на друга, не создавайте опасных ситуаций.

Дети выполняют задание, и на дне корзины находят часть пазла. Воспитатель хвалит ребят за внимательность.

В.: Молодцы вы приготовили вкусный обед – борщ и компот. Работали вы дружно, помогали друг другу. Ребята, посмотрите на карту у нас осталось ещё одно заключительное испытание. Какое? (ответы).

    Для того чтобы помочь Незнайке попасть страну Трудолюбия нужно составить пазл из этих элементов.

(дети собирают пазл по деталям – получается плакат «Все профессии важны») (садятся). В это время появляется Незнайка.

Незнайка: Ой, я смотрю вы составили правильно картину! Это мне, спасибо!!!

Теперь мне можно вернуться в страну Трудолюбия! Ура!

В.:  Послушай, Незнайка, ребят!

О каких профессиях мы сегодня говорили?

Какая профессия вам понравилась больше?

Что было трудным для Вас, ребята?

А что было легким?

(дети рассказывают, где были и что видели)

 Незнайка: Да, все профессии очень интересны, но мне больше всего понравилась работа повара. Но я понял, что для любой профессии сначала нужно много учиться и много знать.

Незнайка: Спасибо вам ребята! А я приготовил для вас медали (вручает медали)

В.: Спасибо, Незнайка! До свидания!

Незнайка: До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития

Методическая разработка  на развитие связной речи у детей старшего  дошкольного   возраста  на тему  «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....

2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

«Инновационная технология речевого развития – информационно-коммуникационные технологии»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из ключевых направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошколь...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...