«Инновационная технология речевого развития – информационно-коммуникационные технологии»
статья

Стрыжакова Алина Игоревна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из ключевых направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошкольного возраста грамматической, лексической, звуковой и связной сторон речи, которые, в свою очередь, являются предпосылками к обучению грамоте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационная технология речевого развития – информационно-коммуникационные технологии»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время широко обсуждаются вопросы формирования речи у детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из ключевых направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошкольного возраста грамматической, лексической, звуковой и связной сторон речи, которые, в свою очередь, являются предпосылками к обучению грамоте.

Сензитивным периодом овладения речью является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте происходит становление всех видов речи, которое влияет на дальнейшее умственное, нравственное развитие детей.

Рассматривая образовательную деятельность по речевому развитию речи детей дошкольного возраста, мы опираемся на работы А.М. Бородич, которая выделяет ее основные задачи:

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

6. Ознакомление с художественной литературой.

7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Одной из современных технологий, используемых в ДОУ, в том числе для речевого развития дошкольников, являются  информационно-коммуникационные технологии, использование которых диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Кроме этого, использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

На сегодня педагогу дошкольного образования доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа – и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели и специалисты стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

ИКТ в условиях ДОУ, применяемые на занятиях по речевому развитию детей, можно описать как технологии, где используются мультимедийные презентации и программные продукты.

Мультимедийные презентации дают возможность педагогу организовать образовательную деятельность, используя видеофрагменты и наглядность, а компьютерные программные продукты помогают наглядно демонстрировать темы образовательной деятельности.

Образовательная деятельность по речевому развитию дошкольников с использованием мультимедиа определяет наличие одного компьютера (ноутбука), мутимедийной доски (либо экрана) и проектора. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать цифровые информационные продукты.

Для речевого развития детей в образовательной деятельности в основном используются развивающие игры, поэтому необходимо описать основные требования к развивающим программным продуктам, а именно:

– необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка;

– используемые игры должны соответствовать возрасту детей.

Применение развивающих программ по речевому развитию детей подразумевает реализацию трех этапов.

Подготовительный этап предполагает погружение ребенка в активную деятельность: конкурсы, наблюдения, игровую среду, беседы для подготовки к компьютерной игре.

Основной этап  направлен непосредственно на самостоятельную работу с компьютером, подразумевается, что ребенок уже знает назначение каждой клавиши, способы управления программным продуктом с помощью алгоритма.

Заключительный этап направлен на подведение итогов, упражнений для снятия напряжения  глаз (физминутки, физические упражнения и т.д.).

Для развития речи дошкольников можно использовать следующие компьютерные развивающие игры в образовательной деятельность в ДОУ:

Игра «Развитие речи. Учимся правильного говорить»

Игра «Баба Яга учится читать»

«Игры для Тигры»

В своей мы активно используем возможности интерактивного пола в работе с детьми раннего возраста. Интерактивный пол также является инновационной технологией, относящейся к компьютерным технологиям.

Использование интерактивного пола в работе с детьми раннего возраста способствует:

  • стимулированию интереса детей разным видам деятельности;
  • всестороннему развитию и нормализации психоэмоционального состояния;
  • развитию познавательной и двигательной активности;
  • умению делиться полученными знаниями, умениями, впечатлениями с окружающими;
  • улучшению усвоения информации.

Однако параллельно с решением этих задач осуществляется обогащение речи детей.

Например, когда мы играем игру  «Рассели животных по домам» - это помогает детям узнать, где живут животные, названия их жилищ, а, значит обогащается импрессивной стороны речи, т.е. он понимает эти слова, они сначала входят в пассивный словарь, а затем уже используют эти слова в экспрессивной речи, т.е. в свободном общении.

Игра  «Овощехранилище» предполагает развитие и закрепление у детей названий некоторых овощей. Т.е. они обогащают свой словарь названиями овощей, а затем в дальнейшем используют знакомые им слова-овощи в речи.

Таким образом, правильно организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет развивать речь ребенка дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»

 В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

"В гостях у народных мастеров" НОД с использованием современных образовательных технологий (здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные)

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием современных образовательных технологий....

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

Новые информационные технологии как компонент информационно – коммуникационной среды дошкольной обрaзовательной организации.

Информатизацию сегодня можно рассматривать в качестве одного из приоритетов модернизации российского образования.  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) определяются как информационные ...