Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
план-конспект занятия на тему
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 102.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11 станица Новопокровская муниципального образования Новопокровский район
Консультация для педагогов дошкольных учреждений
«Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Выполнила:
Кобцева Елена Алексеевна
2017 г.
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.
"Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.
Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.
Культура речевого общения – это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура речевого общения дошкольника – это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.
Обучение детей предполагает:
- Введение в словарь детей достаточного количества этических формул - слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.
- Объяснение их значения.
- Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.
Основная цель технологии:
- Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи технологии:
- Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
- Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
- Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
- Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
В основу технологии положены следующие принципы:
- учет возрастных особенностей старших дошкольников;
- у детей к 5-6 годам складывается в не ситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;
- к старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.
- Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.
- Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.
Особое внимание уделяется:
- беседам с детьми;
- использованию художественного слова;
- комплиментам, как одному из видов поощрения;
- проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
- драматизации отдельных произведений.
Принцип сочетания различных форм организации деятельности:
- совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей - непосредственная образовательная деятельность, занимательное дело; образовательная деятельность в режимные моменты в которых осуществляется решение поставленных задач.
Игровой принцип - соответствует возрастным психологическим особенностям детей.
- Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
- Принцип этапности работы, на основе которого были выделены три этапа:
- I этап: подготовительный (предварительный), в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.
- II этап: этап освоения ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:
- введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых при общении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;
- формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.
Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
- III этап: этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.
- Перспективный план работы, определяющий деятельность педагогов и детей во всех формах работы, работу с родителями.
Таким образом, содержанием формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:
- формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения сопереживания);
- с разными собеседниками: взрослыми и детьми;
- в разных видах деятельности: совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей, самостоятельной деятельности детей.
Литература:
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации-2-е изд.,исп,и доп.М.: Мозаика-синтез, 2006 .
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации-2-е изд.,исп,и доп.М.: Мозаика-синтез, 2006 .
- Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию (старший дошкольный возраст). Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007 Петрова В. И., Мтульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: М.: Мозаика - Синтез, 2011.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд.,исп,и доп.— М.: Мозаика-Синтез,2006.
- Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».
В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....
Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при п...
План саморазвития старшего воспитателя по теме «Формирование у педагогов дошкольных групп профессиональных компетенций в сфере речевого развития дошкольников с учетом требований ФГОС ДО»
Самообразование старшего воспитателя в ДОУ по повышению уровня профессиональных компетенций в сфере речевого развития дошкольников...
Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии дошкольников».
Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии дошкольников».Подготовила: старший воспитатель Курбанова А.В Одна из важных задач современного д...
Консультация для педагогов Тема: «Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ»
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектовдеятельности ребенка, функционально моделирующая содержание егодуховного и физического развития....
Консультация для педагогов «Теоретические аспекты влияния мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»
Консультация для педагогов «Теоретические аспекты влияния мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»...