Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы
материал (младшая группа)
Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошкольном, а особенно в раннем возрасте, о котором идёт речь, ребёнок, ещё не способен к сознательным нравственным поступкам. Только под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.
На мой взгляд, необходимость приобщения детей к книге с раннего возраста бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.
У ребенка раннего возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы) и особенно русские народные сказки, вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Книги – это двери, что выводят тебя из четырех стен… Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь, мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз » А. Перес- Реверте
Задачи: Прививать интерес к положительным героям произведений . Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз . Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения . Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя ). Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность потешек , стихов, сказок, рассказов . Формировать такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно – нельзя-нужно;
Основные методы ознакомления с художественной литературой – чтение , т. е. дословная передача текста, и рассказывание , т.е. более свободная передача текста.
В рамках сотрудничества с родителями мы проводим: родительские встречи на темы: «Чтение в жизни ребенка» , «Как приучить ребенка читать самостоятельно» , «Как привить интерес к книге » ; организовываем для детей и их родителей выставки книг ; привлекаем родителей к подбору художественной литературы, совместно организуем книжный уголок ; даем рекомендации как устроить семейные вечера чтения.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы.
Слайд «Книги – это двери, что выводят тебя из четырех стен…
Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь,
мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни,
а свою умножаешь в тысячу раз»
А. Перес-Реверте
В работе с детьми особое значение имеет обращение к художественной литературе.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. Литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
В решении задач нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль.
Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошкольном, а особенно в раннем возрасте, о котором идёт речь, ребёнок, ещё не способен к сознательным нравственным поступкам. Только под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.
Слайд На мой взгляд, необходимость приобщения детей к книге с раннего возраста бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.
У ребенка раннего возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы) и особенно русские народные сказки, вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Слайд Работая с детьми я решаю следующие задачи
- Прививать интерес к положительным героям произведений.
- Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
- Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
- Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
- .Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность потешек, стихов, сказок, рассказов.
- Формировать такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно – нельзя-нужно;
Слайд Работа начинается с подбора литературы и оформления книжного уголка, располагающего детей к общению с книгой.
Книжный уголок оформляется с учётом программных требований, тематики и возрастных, психологических особенностей и предпочтений детей. Книги находятся в свободном доступе.
Книги для самостоятельного просмотра малышами должны быть с толстыми страницами для удобства перелистывания.
Критерии отбора книги для чтения малышам – это красочные иллюстрации, которые вызовут эмоциональный отклик ребёнка. Иллюстрации должны быть понятны, качественно выполнены.
Слайд Мне очень нравится современный художник-иллюстратор Любовь Ерёмина-Ношин. У неё настолько позитивные, очаровательные персонажи, что вызывают умиление, добрую улыбку, положительные эмоции.
Слайд Основные методы ознакомления с художественной литературой – чтение, т. е. дословная передача текста, и рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
Чтение или рассказывание всегда выразительны, чтобы дети заслушались. Интонацией, мимикой необходимо выразить своё отношение к героям. К совершающим плохой поступок, нахмуриться, сказать неприятным голосом (утёнок Гоша, который всех обижал, лиса, которая всех прогоняла: вот выскочу, вот выпрыгну). Добрых персонажей озвучивать с улыбкой, ласковым голосом.
Для малышей необходим неоднократный повтор произведений. Чтение сопровождается показом иллюстраций, которые делают понятным текст.
Самой первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок – народная культура (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. песенки), все это закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в доступной форме правила социального общежития, стимулирует появление начальных социальных эмоций.
Они помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме, развивают речевые центры мозга ребёнка, мелкую моторику, а также способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Взрослые думают, что эти действия бессмысленны, но ребёнку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора, способствуют физическому развитию ребёнка, обучают языку и мелодике, дают первые представления об окружающей действительности.
Ребенок раннего возраста еще не понимает смысла, но испытывает удовольствие и восторг от совместного со взрослым проигрывания «Сороки-вороны». «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Все персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, котик качает люлечку и т.п.
Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Я использую сказки с целью развития таких понятий, как сострадание, человечность, вера в добро и справедливость. При подборе литературы для чтения, уделяю большое внимание произведениям, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев «Маша и медведь» - наказ слушаться взрослый, «Теремок» - дружба помогает победить трудности, «Петушок – бобовое зернышко» - забота о ближнем, «Заяц – Хваста» - осуждение хвастовства и т.п.
То есть сказки учат малышей понимать «что такое хорошо, что такое плохо», «что можно, что нельзя, а что надо». В содержании всегда заложен урок, который дети постепенно понимают.
Слайд В своей практике я использую слушание сказки и в сопровождении магнитного и кукольного театров.
А так же нам дают представления участники театрального кружка нашего садика. И часто звучат произведения в аудиозаписи.
Слайд Даже в раннем возрасте использую драматизацию, когда дети запомнили сказку, потешку и т.д. можем её обыграть. Ценность драматизации в том, что у ребёнка, исполняющего роль сказочного персонажа, воспитываютсят такие черты, как смелость, уверенность в своих силах.
Слайд В рамках специально организованной деятельности решаю задачи восприятие художественного слова. Эффективный метод проживания художественного произведения, а значит и усвоения нравственных норм поведения – это иллюстрирование, где малыши учатся делать добро: рисуют дорожку для колобка, помогают ёжику собрать грибы. Из строительного материала, дети могут построить домик для лисы или из модулей возвести теремок для зверей.
Слайд Работая с книгой, помогая малышу проживать литературные произведения, максимально задействую все виды детской деятельности: двигательную, музыкальную, игровую.
Слайд Художественное слово присутствует в разнообразных формах образовательного процесса: наблюдение, беседы, игры, самостоятельной деятельности и т.п.
Слайд Формированию интереса к книге и чтению у детей раннего возраста способствуют также утренники, вечера сказок, литературные викторины по народным сказкам (интерактивная форма).
Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.
Слайд Моё стойкое мнение, что читать детям должны не только воспитатели в детском саду, но и родители дома. Семья – это главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения. Именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, и именно семья, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге, считает С. А. Денисова.
Слайд В рамках сотрудничества с родителями мы проводим родительские встречи на темы: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;
- организовываем для детей и их родителей выставки книг;
- привлекаем родителей к подбору художественной литературы, совместно организуем книжный уголок;
- даем рекомендации как устроить семейные вечера чтения.
Слайд Не смотря на юный возраст наши воспитанники стали дружелюбны к сверстникам и новеньким малышам. Это очень заметно, когда в группу приходят дети на адаптацию, а наши «большуны» их жалеют, вовлекают в игры, стараются успокоить и всячески нам помогают: обувают, берут за руку и ведут на прогулку, используют знакомые потешки. чтобы взбодрить новичков.
Я не раз замечала, как дети относятся к книгам – более бережно; при рассматривании и беседе вспоминают любимых героев, сравнивают свое поведение с их положительным поведением, употребляют в речи сравнения: и я так умею, он хороший, плохо делает и т.п. В драматизации любят выполнять роли положительных героев, повторяют их поступки.
Я убеждена, что художественная литература помогает формировать основы поведения и общения. Она учит ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать, делать выводы и пропускать все через себя, она развивает не только ум, но и душу ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей раннего возраста к чтению художественной литературы
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей. Современные дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/06/picture-1086458-1730898698.jpg)
"Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы"
План самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-1375836-1641631303.jpg)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» Через литературу ребенок позн...
«Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/06/picture-1219744-1670320168.jpg)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/10/picture-1137945-1681096853.jpg)
Развитие способностей детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
Выступление на районном методическом объединении...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-1073915-1540486537.jpg)
План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...