План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"
методическая разработка (средняя группа)
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
План по самообразованию
Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год
Воспитатель:
Макеева Т.А.
Покачи 2021
Актуальность:
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Книга является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребёнка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель:
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.
Задачи:
- Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр-драматизаций , художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Этапы работы по самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2022г
Ожидаемые результаты:
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Сентябрь – Октябрь
1 этап – организационно-ознакомительный Сбор информации. Анкетирование и консультации для родителей.
Ноябрь – апрель
2 этап – основной (реализация)
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования. Формирование опыта по теме. Беседы. Непосредственно – образовательная деятельность. Разработка дидактических игр. Чтение художественной литературы. Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми.
Май
3 этап – заключительный
Представление опыта работы по теме.
Планирование для детей 4-5 лет
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь | Воспитание интереса к чтению, доброте, отзывчивости | Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок», чтение рассказа Е. Кошевой "Два огородника"(беседа по прочитанному). Дидактическая игра: «Угадай сказку». Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Пополнение книжного уголка художественной литературой. |
Октябрь | Закрепление знаний названия сказок | Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). |
Ноябрь | Формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка | Чтение детям сказки: «Три медведя». День матери: изобразительная деятельность «Маму очень я люблю». |
Декабрь | Формировать представления о дружбе | Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». Чтение "Синие листья" В. Осеевой (беседа по прочитанному). |
Январь | Формировать бережное отношение к книге | Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
Февраль | Формировать интерес к художественной литературе, побуждать детей к драматизации | Чтение сказок русских писателей. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят». Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки». |
Март | Формировать чуткое отношение к маме, уважение к старшим | Чтение произведений о женщинах, мамах. Выставка «Портрет моей мамочки». Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются". |
Апрель | Формировать творческое воображение, память, потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству | Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок Беседа на тему: "Доброжелательность". |
Май | Отчёт по самообразованию | Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. |
План работы с родителями
№ п/п | Месяц | План работы с родителями |
Сентябрь | Анкетирование родителей Консультация для родителей «Практические советы родителям по изучению художественной литературы для детей 4-5 лет | |
Октябрь | Консультации для родителей: «Сказка для ребёнка» | |
Ноябрь | Консультация: «Как подружить ребенка с книгой» | |
Декабрь | Консультации для родителей «Что читать детям» | |
Январь | Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» | |
Февраль | Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников» | |
Март | Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку » | |
Апрель | Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг» | |
Май | Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»
laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Воспитание любви к своей Родине и уважению к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного "мы любим нашу страну", а с знаний, с отношения, котрое формирует...
Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности
ull;Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.•Задачи:...
Консультация для педагогов Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации и...
«Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
laquo;Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»....
«Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»
ldquo; Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач "К. Д. УшинскийЦель работы по теме самообразования: объединение усилий...
План по самообразованию на 2024-2025 уч. год «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
План по самообразованиюна 2024-2025 уч. год «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...