ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
презентация к уроку (младшая группа)

Ольга Сергеевна Репко

Любовь к Отечеству - это и есть

то главное основание души

любого истинного гражданина России.

Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,

который делает её великой, который делает её надёжной и

 который обязательно сделает её процветающей.

В. Путин

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Духовно – нравственное патриотическое воспитание детей раннего дошкольного возраста через организационно – проектную деятельность».

Подготовила:

Воспитатель Репко О.С.

 

  Сегодня  проблемам духовно-нравственного, патриотического воспитания уделяется наибольшее внимание, так как данное  направление выделено в качестве приоритетного на государственном уровне. Важность патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ В. В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».

Для реализации обозначенных главой государства целей,    31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304 – ФЗ     "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".

Так, в статье 2, пунк 2 воспитание трактуется как  деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

 В Российской Федерации сегодня в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим государство обозначило приоритетные направления для решения проблем воспитания. Особое место среди них принадлежит  гражданско - патриотическому воспитанию неразрывно связанному с интернационализмом. 

Под  патриотическим воспитанием понимается совместный скоординированный процесс деятельности государственных, общественных и иных социальных институтов по формированию у граждан, в особенности у подрастающего поколения, высокого  патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите своей Родины.

Система  патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России.

Воспитывать патриотизм на лозунгах и документальных фактах нельзя. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства, когда дети начинают осознавать себя частью культурно-исторического сообщества.

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является духовно - нравственное патриотическое воспитание поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Духовно – нравственное патриотическое воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Духовно -нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое и умственное воспитание маленького человека. Начинать работу нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

Поэтому задачами воспитателя с детьми раннего возраста являются:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду взрослых;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только духовно – нравственные патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод организационно – проектной деятельности, которая основывается на интересах детей. Организационно –проектная деятельность предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Духовно-нравственное воспитание в воспитательно - образовательном процессе осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовно - нравственных патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников реализуется в разных формах организации образовательного процесса:

- организованной образовательной деятельности (ООД);

- режимных моментах;

 - самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей;

- занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами),

 элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций;

- использование развивающих технологий и методик - проектирования, экспериментирования;

Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность.

В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит педагогу. Педагог определяет проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников.

Организационно – проектная деятельность, как основное средство духовно-нравственного патриотического воспитания детей позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Духовно-нравственное патриотическое воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.

Организационно – проектная деятельность – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине. Духовно – нравственное патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.

Организационно - проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Таким образом, духовно – нравственно патриотическое воспитание детей раннего дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Подводя итог, хочется сказать, что, рассмотрев выше представленные возможности организационно –проектной деятельности в формировании духовно – нравственных патриотических чувств детей раннего дошкольного возраста, можно сделать вывод: что она является эффективным средством нравственного воспитания, ведь через нее создаются условия для проявления детьми этих нравственных качеств. Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей - духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. - М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
  3. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1993. – 243 с.
  4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 80 с.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.
  6. Прокопова А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 86-91.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Описание  опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность...

Презентация практики "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности"

Применение технологии проектной деятельности в воспитательно - образовательном процессе ДОУ способствует формированию сознательного человека, который любит свою Родину, землю, гордится историческими д...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».  Цель...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...