ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
презентация к уроку (младшая группа)
Любовь к Отечеству - это и есть
то главное основание души
любого истинного гражданина России.
Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,
который делает её великой, который делает её надёжной и
который обязательно сделает её процветающей.
В. Путин
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Духовно – нравственное патриотическое воспитание детей раннего дошкольного возраста через организационно – проектную деятельность».
Подготовила:
Воспитатель Репко О.С.
Сегодня проблемам духовно-нравственного, патриотического воспитания уделяется наибольшее внимание, так как данное направление выделено в качестве приоритетного на государственном уровне. Важность патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ В. В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
Для реализации обозначенных главой государства целей, 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304 – ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
Так, в статье 2, пунк 2 воспитание трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
В Российской Федерации сегодня в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим государство обозначило приоритетные направления для решения проблем воспитания. Особое место среди них принадлежит гражданско - патриотическому воспитанию неразрывно связанному с интернационализмом.
Под патриотическим воспитанием понимается совместный скоординированный процесс деятельности государственных, общественных и иных социальных институтов по формированию у граждан, в особенности у подрастающего поколения, высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите своей Родины.
Система патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России.
Воспитывать патриотизм на лозунгах и документальных фактах нельзя. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства, когда дети начинают осознавать себя частью культурно-исторического сообщества.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является духовно - нравственное патриотическое воспитание поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Духовно – нравственное патриотическое воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Духовно -нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое и умственное воспитание маленького человека. Начинать работу нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.
Поэтому задачами воспитателя с детьми раннего возраста являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду взрослых;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только духовно – нравственные патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод организационно – проектной деятельности, которая основывается на интересах детей. Организационно –проектная деятельность предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Духовно-нравственное воспитание в воспитательно - образовательном процессе осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовно - нравственных патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников реализуется в разных формах организации образовательного процесса:
- организованной образовательной деятельности (ООД);
- режимных моментах;
- самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей;
- занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами),
элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций;
- использование развивающих технологий и методик - проектирования, экспериментирования;
Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность.
В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит педагогу. Педагог определяет проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников.
Организационно – проектная деятельность, как основное средство духовно-нравственного патриотического воспитания детей позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Духовно-нравственное патриотическое воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Организационно – проектная деятельность – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине. Духовно – нравственное патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
Организационно - проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Таким образом, духовно – нравственно патриотическое воспитание детей раннего дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Подводя итог, хочется сказать, что, рассмотрев выше представленные возможности организационно –проектной деятельности в формировании духовно – нравственных патриотических чувств детей раннего дошкольного возраста, можно сделать вывод: что она является эффективным средством нравственного воспитания, ведь через нее создаются условия для проявления детьми этих нравственных качеств. Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей - духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. - М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
- Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1993. – 243 с.
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 80 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.
- Прокопова А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 86-91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Описание опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность...
Презентация практики "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности"
Применение технологии проектной деятельности в воспитательно - образовательном процессе ДОУ способствует формированию сознательного человека, который любит свою Родину, землю, гордится историческими д...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». Цель...
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...