Развитие способностей детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении
«Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой ».
Воспитатель МКДОУ д/с №8 «Солнышко» Прохорова НН
Все мы прекрасно знаем, что дошкольное детство – особый период в жизни человека, так как именно в этот отрезок времени закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Все это является фундаментом при формировании интеллекта личности в целом. Отсюда ясно, какой это продуктивный, насыщенный период жизни, и как важно, именно в этот период, помочь ребёнку развить свои способности, чтобы лучше реализоваться в будущем. А уровень развития речи – это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка.
Проблема заключается в том, что современные дошкольники с легкость могут пользоваться сложной современной техникой, а проявлять же свое речевое творчество – нет. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать даже в нескольких фразах. Легче найти в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, по телефону.
Овладение речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.
Особое место в речевом развитии дошкольником занимает художественная литература. Именно художественная литература наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Именно на это всегда направлена наша работа. Началась она с создания предметно - развивающей среды в группе, центра «У Лукоморья», который постоянно пополняется и обновляется. В нем собран весь игровой и дидактический материал по активизации речевого развития через художественную литературу.
В центре есть хозяин – Ученый кот, у него помощники – котята. У них есть отличительные знаки: у каждого шапочка раскрашена в один из цветов, имеется свой логотип. Каждый котенок отвечает за свой блок, он приходит в определенный день недели с темой и заданиями.
Систематизировала весь материал и распределила на 5 блоков по дням недели:
Понедельник. Потешки, прибаутки, заклички, пословицы, поговорки. Вторник: Народные сказки (русские и др. народов).
Среда: Стихи. Загадки.
Четверг: Детские писатели. Рассказы о детях. Рассказы о животных.
Пятница: Речетворчество.
В своей работе использую три формы организации воспитательно-образовательного процесса: индивидуальная (с детьми у которых наблюдаются недостатки речевого развития в соответствии с возрастными возможностями, с часто болеющими детьми, с детьми, имеющими проблемы с поведением (неусидчивые, повышенная возбудимость и др.).
групповая(с подгруппой из 5 – 6 детей, у которых имеются общие интересы и симпатии, взаимодействие детей, идущих на опережение в развитии с детьми менее активными, неуверенными), фронтальная (со всей группой). Индивидуальную и групповую формы работы использую в утренние и вечерние часы, фронтальную форму в области «Коммуникация», раздел «Художественная литература».
В связи с обновлением содержания образования, ориентированного на повышение его качества, все более актуальными становятся применения инновационных методов обучения и воспитания. Инновации ориентированы на личность ребенка, на развитие его способностей.
Используемые инновационные технологии в работе по развитию речи через художественную литературу: «Технология развивающего обучения»направлена на то, чтобы ребенок имел возможность переходить от того, что он умеет делать самостоятельно к тому, что он может сделать в сотрудничестве, ( «Говорящие часики») «Игровая» Игровую технологию использую, в большинстве случаев, при работе со сказками, рассказами. Изготовила дидактические пособия «Игровизор» и «Веселый паровозик», которые способствуют активизации связной речи.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации «ТРИЗ-технология»–теория решения изобретательных задач. Данная технология способствует развитию речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Появляется речевое раскрепощение. «Критическое мышление», «Проектная деятельность» «Информационно-коммуникативная технология» При использовании Компьютера, аудио и видео обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим, так как материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции, ИКТ используется во всех блоках, «Личностно-ориентированная», «Круги Луллия», «Карты Проппа
Для создания мотивации на проявление творчества и речевого раскрепощения изготовила дидактическое «Чудесный домик», а так же различные виды театров. Именно театрализованные игры с использованием знакомых художественных произведений, помогают раскрыть речевые способности застенчивых, стеснительных детей.
Это дает возможность для развития психических процессов: внимания, мышления, памяти и, как следствие, активизацию речевого развития воспитанников.
Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это составление общей схемы условными обозначениями (картинки, геометрические фигуры и т.д.), связанных между собой одной целью.
Использую коллаж для расширения словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Разработала дидактическое пособие: «Мнемодорожки к сказкам для младшего дошкольного возраста»
В работе с старшими дошкольниками использую дидактическое пособие по развитию связной речи «Умная книга», в котором собраны графические схемы по лексическим темам учебного года.
Для заучивания стихотворений собран каталог мнемотаблиц в соответствии с лексическими темами учебного года.
«Критическое мышление» «Синквейн – универсальная технология интеллектуально – речевого развития».- это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, использую в работе с загадками и как дидактический приём на этапе рефлексии.
8. «Лэпбук». - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.
При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно.
12. «LEGO – технология»
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного м...
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
В статье затрагивается проблема развития нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания через ознакомление с художественной литературой....
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
laquo;Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»...
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы
Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошко...
План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...