ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
статья (подготовительная группа)

Слепова Наталия Вячеславовна

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

       Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

на 2022-2023 учебный год

 

Пояснительная записка:

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно–эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Актуальность:

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное» и многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

 Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины, басни) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного, радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя.

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие:

1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.  Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Приемы работы с детьми:

Словесные:

- беседы, беседы – обсуждения;

- игры - беседы;

- рассказы;

- чтение художественной литературы;

- использование игровых ситуаций;

- игры - беседы с персонажами сказок;

- сочинение историй.

Наглядные:

- групповые выставки;

- рассматривание иллюстраций.

Практические:

- игры – драматизации;

- игры – инсценировки;

- игры – забавы;

- подвижные игры;

- пальчиковые игры;

- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- рисование.

Формы организации работы с детьми:

- индивидуальная работа с ребенком;

- коллективная работа;

- тематические занятия;

- пальчиковая гимнастика;

- дидактические игры;

- физкультминутки;

- драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

5. Игры - драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры - драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Содержание работы:

         Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.

        Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие. При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.

        Работа с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она направлена на решение следующих задач:

— установление единства в воспитании детей;

— педагогическое просвещение родителей;

— изучение передового опыта семейного воспитания;

— ознакомление родителей с жизнью и работой группы.

Формы работы с родителями

  • Анкетирование.
  • Консультации.
  • Различные мероприятия совместно с детьми.
  • Индивидуальные беседы.
  • Рекомендации.
  • Демонстрация наглядного материала.

Cрок реализации плана по самообразованию: 1 учебный год (с 01.09.2022 по 21.05.2023г.)

1. Теоретический этап:

- Изучение психолого-педагогической литературы и передового опыта по теме самообразования, инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».

- Определение основных методов и форм работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.

- Проектирование системы работы со всеми участниками образовательных отношений.

- Обеспечение и построение предметно-развивающей среды, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

- Подбор дидактических игр и художественной литературы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы.

- Составление перспективного планирования.

2. Практический этап:

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы на 2022-2023 учебный год

Сентябрь

1. Совместная деятельность с детьми

- Чтение и обсуждение стихотворений:

А. Барто «Вовка – добрая душа», «Есть такие мальчики», «Мой – друг»;

Ю. Чичиков «Что такое дружба?»;

О. Бундур «Без меня»;

Н. Саконская «Ябеда»;

С. Маршак «Друзья – товарищи», «Мальчики и девочки»;

Н. Саконская «Завистливая Катя».

 - Чтение и обсуждение рассказов:

Н. Носов «Живая шляпа», «На горке»;

А. Курляндский «Возвращение блудного попугая»;

А. Милн (пер. Б Заходер) «Приключения Винни – Пуха и его друзей»;

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»;

Т.А. Шорыгина «Вредная ворона.

- Чтение и обсуждение русских народных сказок:

«Как лиса шила волку шубу», «Терем мухи», «Кот, петух и лиса».

2. Дидактические игры: «Угадай, из какого рассказа, сказки прочитан отрывок?», «Что такое хорошо и что такое плохо».

3. Просмотр мультипликационного фильма «Цветик – семицветик».

Октябрь

1. Совместная деятельность с детьми  

- Чтение и обсуждение стихотворений:

С. Михалков «А что у вас»;

И. Романов «Добрые слова».

- Чтение  и обсуждение рассказов (рассматривание иллюстраций):

Т.А. Шорыгина «Вежливые бельчата», «Как попугай Таню вежливости научил»;

М. Дружинина «Дразнительное имя»;

В. Осеева «Плохо», «Синие листья»;

В. Драгунский «Заколдованная буква», «Что я люблю»;

Л. Толстой (быль) «Лев и собачка».

- Чтение  и обсуждение басен:

И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».

2. Нравственные беседы: «О чуткости и равнодушии», «Вежливая просьба».

Ноябрь

1. Совместная деятельность с детьми

- Чтение и обсуждение стихотворения:

Н. Саконская «Разговор о маме».

- Чтение  и обсуждение рассказов:

С. Козлов «Про ежика и медвежонка»;

М. Дружинина «Девочка наоборот»;

В. Сухомлинский «Жестокость», «Большое ведро».

- Чтение  и обсуждение русских народных сказок:

«Хитрая наука», «Глупый волк», «Овца, лиса и волк», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Ивашко и ведьма».

2. Выставка рисунков ко дню матери «Маму очень я люблю».

3. Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Декабрь

1. Совместная деятельность с детьми 

- Чтение сказок А. С. Пушкина:

2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой?»

3. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

4. Игра «Что? Где? Когда?» По сказкам А.С. Пушкина.

Январь

1. Совместная деятельность с детьми

- Чтение  и обсуждение рассказов:

В. Осеева «Кто хозяин?»;

В. Голявкин «Коньки купили не напрасно».

- Чтение  и обсуждение русских народных сказок:

«Счастливое дитя», «Чернушка», «Терешечка», «Старуха – говоруха».

2. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки» или «Сказочная книга» (изготовление книжки -малышки).

Февраль

1. Совместная деятельность с детьми

- Чтение и обсуждение сказок современных писателей:

2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».

3. Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют, придумывают свою концовку сказки).

4. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».

5. Экскурсия в библиотеку.

Март

1. Совместная деятельность с детьми

 - Чтение и обсуждение русских народных сказок о женщинах, мамах:

«Василиса Прекрасная», «Баба – Яга и Лутонюшка», «Жадная старуха», «Дочь и падчерица, «Печеночка», «Царевна  - Несмеяна»,  «Царевна в подземном царстве», «Мудрая женщина», «Царь – девица», «Марья Моревна»;

Т.А. Шорыгина «Если бабушка болеет».

2. Выставка рисунков «Портрет моей мамочки».

3. Конкурс стихотворений о маме.

Апрель

1. Совместная деятельность с детьми

- Чтение и обсуждение русских народных сказок:

«Диво дивное, чудо чудное», «Три копеечки», «Волшебное кольцо», «Ночь на Ивана Купалу», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каша из топора», «Чего на свете не бывает», «Сказка о Ерше Ершовиче», «Правда и Кривда», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Лихо одноглазое».

2. Викторина «Путешествие по русским народным сказкам».

3. Прослушивание аудио сказок.

4. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

5. Игры - драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

6. Настольно–печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Май

1. Совместная деятельность с детьми

- Чтение и обсуждение стихотворений о Родине, Великой Отечественной войне, ее героях:

С. Михалков «Кремлевские звезды»; 

П. Воронько «Лучше нет родного края»; 

Г. Ладонщиков «С добрым утром!»; 

В. Степанов «Что мы Родиной зовем»; 

К. Авдеенко «Дождик, дождик, где ты был?..».

- Чтение и обсуждение рассказов:

Юрий Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков».

2. Выставка работ детского творчества «Книга глазами детей

 

Перспективное планирование работы с родителями (законными представителями) на 2022-2023 учебный год

Сентябрь

Консультация для родителей: «Книга в жизни ребенка».

Анкетирование: «Роль книги в воспитании ребенка».

Памятка для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению?»

Октябрь

Консультации для родителей: «Виды работ по чтению, которые можно использовать дома», «7 секретов воспитания интереса к чтению».

Памятка для родителей «Как работать с книгой. Какие вопросы полезно задавать».

Ноябрь

Консультации для родителей: «Почитай, мне мама!», «Воспитание сказкой».

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

Памятка для родителей «5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей».

Декабрь

Памятка для родителей «Как читать детям».

Консультации для родителей: «Зачем детям сказки?», «Читаем сказку в сотый раз…»

Январь

Консультации для родителей: «Научите ребенка любить книгу», «Как поддержать у детей интерес к сказке».

Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки» или «Сказочная книга» (изготовление книжек - малышек).

Февраль

Консультации для родителей: «Почему дети не читают», «11 советов как превратить чтение в удовольствие».

Март

Консультации для родителей: «Сказка помогает, сказка учит, сказка лечит», «Приемы работы со сказкой. Чтение сказки и ее анализ».

Апрель

Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка чтением».

Памятка для родителей: «Как сказка помогла…»

Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Май

Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием», «Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Чему только не учит сказка!»

Заключительный этап:

Подготовка отчета о проделанной работе за учебный год. Выставка книг изготовленных руками детей и их родителей

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.

2. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

3. Иванова Э. И: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

4. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.

6. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.

7. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы....

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы

Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошко...

План по самообразованию на тему «Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» (старшая группа)

Духовно – нравственное воспитание  -  это формирование ценностного отношения к жизни , обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ "ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ  *ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ *Старшая группа План по самообразованию на ...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» на 2024-2025 учебный год

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится...