конструкт дидактическая игра "Времена года"
план-конспект урока (старшая группа)
Дидактические задачи:
· формировать умение соотносить предметные карточки с сюжетными картинками (время года с его признаком);
· закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе.
Игровая задача:
помочь Фиксику узнать особенности разных времён года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktichsekaya_igra_4.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт № 4
Вид деятельности: дидактическая игра
Тема «Времена года»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Форма организации: групповая
Дидактические задачи:
- формировать умение соотносить предметные карточки с сюжетными картинками (время года с его признаком);
- закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе.
Игровая задача:
- помочь Фиксику узнать особенности разных времён года.
Игровые правила:
- объединиться в две команды;
- описывать полным предложением картину с изображением времени года и распределять карточки;
- отвечать только по поднятой руке;
- за каждый правильный ответ ребёнок получает жетон; побеждает тот, кто наберёт большее количество жетонов.
Игровые действия: соотнесение времён года и их признаков; соревнование детей – кто больше соберёт жетонов, тот и выиграл.
Цель: формирование у детей представлений о последовательности сезонных изменений в природе в процессе дидактической игры «Времена года».
Планируемые результаты:
- дети проявляют желание достигать лучшего результата;
- дети умеют соблюдать правила игры;
- дети знают игровые правила и игровые действия;
- дети проявляют умения соотносить времена года и их признаки;
- дети узнали новую информацию об объектах живой и неживой природы.
Задачи дидактической игры | Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей группы |
Воспитательная: - воспитывать желание достигать лучшего результата. Развивающие: - развивать у детей умение соблюдать правила игры; - расширять кругозор детей в части представлений об объектах живой и неживой природы. Обучающие: - знакомить детей с игровыми правилами и игровыми действиями; - формировать у детей представления о временах года, их последовательности, особенностях; - учить соотносить времена года и их признаки. | Полина – актуализировать знания об особенностях времён года, сезонных изменениях в природе. |
Список использованных источников
- Приказ № 955 от 08.11.2022 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [2].
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург: Питер, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352 с. [16].
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.
Методы воспитания:
∙методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации и деятельности (беседа),
∙ методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, игровая ситуация, создание ситуации успеха).
Методы обучения: беседа, объяснение, поощрение, дидактическая игра, инструкция, эмоциональное стимулирование, чтение художественного слова, показ, эмоциональное стимулирование, демонстрация, поручение.
Оборудование: схемы, обозначающие признаки природы, птиц, животных, жетоны.
Ход дидактической игры
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность | -Игровая ситуация - Беседа -Демонстрация | Воспитатель подзывает детей к себе. -Ребята, подойдите пожалуйста ко мне, у меня есть конверт и в нём письмо от Фиксика. Давайте же узнаем, что написано в письме. - Ребята, он пишет, что долгое время, целый год наблюдал за природой и людьми. Он рисовал свои наблюдения. И получились целые схемы. Только сейчас Фиксик не понимает, какие это времена года и в чём их основные особенности. Он запутался. - Ну, что, ребята, поможем Фиксику разобраться? -Хорошо! Сейчас мы с вами вместе посмотрим, какие там лежат схемы. -Ребята, а кто знает, какие времена года бывают? -Правильно, Оксана, в году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. - Давайте научим Фиксика различать времена года. -И я вам предлагаю сделать это в игре. Вы согласны? | Дети подходят к воспитателю Слушают, сосредотачивают внимание, эмоционально откликаются на предложение поиграть | Дети смотивированы на предстоящую деятельность |
2.Планирование игры Задачи: - знакомить детей с игровыми правилами и игровыми действиями; - воспитывать желание достигать лучшего результата | - объяснение -беседа -демонстрация | Воспитатель показывает детям схемы с изображением времён года. - Ребята, посмотрите, на этих схемах изображены отличительные признаки времён года. Они нарисованы схематично. Давайте догадаемся, где какое время года. - Полина, выбери одну схему. Какое время года на ней изображено? Почему ты думаешь, что зима? - Ребята, вы согласны с Полиной? - Конечно, снежинка, снеговик, горка, лыжи, варежка – всё это признаки зимы. - Давайте рассмотрим остальные схемы. Дети рассматривают схемы, предполагают, какое это время года, называют его. - А теперь расположим эти времена года в порядке их следования. Вика, расположи схемы. - А теперь мы с вами поиграем. У Фиксика были схемы, а у меня много маленьких карточек. Вам нужно подходить по очереди, выбирать карточку, называть её изображение и класть к тому времени года, к которому это изображение относится. - Например, посмотрите, на маленькой карточке изображён картофель в мешках и убранные поля. Когда это бывает? - Правильно, убирают урожай осенью. Эту карточку надо положить к схеме осени. - Вам понятны правила игры? - Давайте с вами договоримся, что во время ответов, мы не будем перебивать друг друга. - А за правильные ответы я вам буду давать жетоны. Сегодня мы не будем объединяться в команды. Посмотрим, кто сколько жетонов заработает самостоятельно. Договорились? | Дети слушают педагога, отвечают на поставленные вопросы. Запоминают правила и действия | Дети знают игровые правила и игровые действия. Дети проявляют желание достигать лучшего результата |
3.Реализация игры - формировать у детей представления о временах года, их последовательности, особенностях; - учить соотносить времена года и их признаки; - расширять кругозор детей в части представлений об объектах живой и неживой природы; -развивать умение соблюдать правила игры, - воспитывать желание достигать лучшего результата. | Демонстрация Рассказ Беседа Объяснение | Воспитатель предлагает детям сесть за общий стол в зоне игры. На нём разложены карточки-схемы и картинки с изображением признаков времён года. -Катя, выбери любую картинку. Что на ней изображено? -Правильно, подснежник! - На какую схему нужно положить картинку с изображением подснежника? -Правильно, весна. Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый. Он растёт рядом со снегом, его обдувают холодные ветра. Это многолетние растения, то есть такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. - Катя первая получает жетон. Молодец! -Данил, возьми карточку и расскажи, что на ней изображено? -Правильно, ласточка и осенний листок! -На какую схему ты положишь карточку? -Правильно, осень. Ласточки кормятся исключительно летающими насекомыми и поэтому их самочувствие зависит от погоды. В холодную погоду, когда в воздухе мало летает насекомых, они ухитряются склевывать их на лету с травы и даже с земли, но всё же голодают: их быстрое пищеварение не позволяет им долго оставаться без еды. Поэтому ласточки в конце октября улетают в тёплые края. -Самира, возьми карточку и расскажи ребятам, что нарисовано? -Правильно, клубника. -Ребята, скажите, в какое время года растёт ягода? -Да, ребята, летом. Но летом не только клубника растёт, так же много других различных ягод. Какие ягоды вы можете назвать? - Ягоды – это драгоценные дары лета. Ведь в ягодах очень много полезных витаминов для организма человека. - Ягодами питаются птицы, животные и. конечно, люди. Когда наступают холода, ягоды, которые растут около земли, покрываются снегом, и птицам их не найти. Поэтому они вынуждены улетать в тёплые края. А вот ягоды на деревьях привлекают птиц даже зимой. - О каких зимних ягодах я говорю? - Правильно, это рябина. Кто кушает рябину? - Рябиной любят лакомиться снегири и свиристели. Они прилетают в самую зрелую пору, когда ягоды немного подмёрзнут и становятся сладкими. - Но большинство ягод, конечно, растёт летом. -Молодец, Самира. Положи картинку клубники рядом со схемой, где нарисовано время года «лето». - Кто следующий возьмёт карточку? -Настя первая подняла руку! -Настя, возьми карточку и расскажи нам, что на ней изображено? -Правильно, медведь. -Как ты думаешь, к какой схеме мы положим спящего медведя? -Правильно, к зиме. - Ребята, а как вы думаете, почему медведи зимой спят? Воспитатель выслушивает ответы и предположения детей. - Главной причиной спячки медведей является серьёзный дефицит еды зимой. Таким крупным животным необходимо большое количество продовольствия, которые очень трудно отыскать в холодное время года, а тем более после выпадения снега. - Полина, возьми следующую карточку. Что на ней изображено? Как называется участок земли посреди снега? - Правильно, это проталина. К какому времени года она относится? - Верный ответ! Получи свой жетон. - Ребята, что же такое проталина? Почему снег тает частями, а не весь сразу? - Слово «проталина» происходит от слова «таять». В основном первые проталины появляются вокруг деревьев. Хотя их можно встретить и в поле, и на лугу, и в саду. - Ребята, а вы знали, что около деревьев проталин всё равно больше? Это связано с тем, что тёмные стволы деревьев лучше всего притягивают тепло солнечных лучей. Оно с воздухом оседает на снег, образуя оттаявший участочек земли – проталину. То есть проталина образуется не от внутреннего тепла земли, а от внешнего тепла солнца. - Чем хороши проталины для природы? Воспитатель выслушивает ответы детей. - Верно, на проталинах появляется первая растительность, оттаивают семена, упавшие осенью, просыпаются и выползают насекомые. Значит, у первых перелётных птиц, вернувшихся в свой край, есть пища! - Ребята, у нас осталась последняя карточка. Кто хочет её взять? - Первым поднял руку Рома. - Рома, как ты думаешь, что изображено на этой карточке? - Ребята, вы тоже думаете, что изображён ветер? - Ветер – это невидимое явление природы. Как же вы догадались? - Конечно! Мы не видим ветер, но можем наблюдать изменения в природе и окружающем пространстве благодаря ветру. - Ребята, а вы задумывались над тем, что такое ветер, и почему он образуется? - Ветер – это перемещение воздуха вдоль земной поверхности. Если теплый и холодный потоки распределены неравномерно, образуется ветер. То есть воздух как бы взрывается. - Ветер бывает сильным и слабым. Люди научились измерять скорость ветра. Иногда мы совсем не ощущаем ветер, однако он есть всегда. Это ведь движение воздуха. Даже когда мы дышим, происходит движение воздуха. - А есть такая сила ветра, которая сносит дома, какие-то постройки, металлические сооружения. Этот ветер называют ураган. - Ребята, как вы думаете, какую пользу ветер приносит живой природе? Воспитатель выслушивает ответы детей. - Я согласна с вами. А ещё ветер разносит семена растений по земле. Зимой благодаря ветру выравниваются и застилаются снежные покровы. Осенью ветер срывает листву с деревьев. А весной ветер приносит тёплые потоки воздуха. - Ребята, как много нового мы сегодня узнали растения и животных! Что вам запомнилось больше всего? Воспитатель выслушивает ответы детей. - Давайте, проверим себя. Подойдите к схемам и посмотрите, правильно ли мы разложили картинки. - Какие картинки вы положили к осени? А к зиме? К весне? К лету? - У меня остались карточки, вы хотите их разложить к схемам Фиксика? Посмотрите, это снежинка, скворечник, подсолнух и гриб. Нашли им место? - Молодцы! - А теперь сосчитайте жетоны. Я смотрю, у некоторых из вас нет ни одного жетона. Почему? Надо быть активнее. У кого больше всего жетонов? - У Ромы? Значит, Рома – наш победитель! Давайте поаплодируем ему! Молодец, Рома! | Дети слушают воспитателя, группируют картинки с изображением признаков времен года. Дети проверяют результаты группировки, считают жетоны, объявляют победителя. | Дети имеют основные знания о временах года, их последовательности, особенностях. Дети умеют соотносить времена года и их признаки. Дети узнали новую информацию об объектах живой и неживой природы. Дети умеют соблюдать правила игры. Дети проявляют желание достигать лучшего результата. |
4.Подведение итогов Задача: Формировать умение анализировать процесс и результат игровой деятельности, формулировать вывод | Беседа Чтение художественного слова Демонстрация Похвала | Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг. - Ребята, мне очень понравилось, как мы с вами играли. А вам понравилось? - Ребята, как вы считаете, вам удалось выполнить правила игры? - А что нового вы узнали? Воспитатель выслушивает ответы детей. - Хочу похвалить вас за то, что вы сегодня все очень старались. На все вопросы и отвечали правильно. - Например, Самира отвечала полным предложением, молодец! - Мне понравилось, как Вика внимательно слушала. - Хочу похвалить Полину, она отвечала, дополняла ответы других ребят. Воспитатель хвалит ещё несколько детей. - Ребята, я обязательно напишу Фиксику ответное письмо. А ещё положу в конверт эти карточки с изображением признаков времён года. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, принимают участие в формулировке вывода | Дети умеют анализировать процесс и результат игровой деятельности, формулировать вывод |
5. Открытость Задача: Смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Демонстрация Поручение | - А в нашей группе в центре познавательного развития я положу пазлы «Времена года». Когда захотите, вы сможете их собрать, чтобы ещё раз вспомнить признаки разных времён года. Договорились? | Дети слушают воспитателя, благодарят за пазлы. | Дети смотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт "Свойства воды" (дети 6-го года)
Конструкт "Свойства воды" - технологическая карта (дети 6-го года)...
Конструкт интегрированного занятия с детьми четвертого года жизни
Интегрированное занятие Тема: Путешествие в «Страну стихов» А.Л. Барто...
"Спасение Весны" Конструкт образовательной деятельности с детьми 6 года жизни
Конструкт образовательной деятельности с детьми 6 года жизни...
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей седьмого года жизни
НОД по экологическому образованию в сташей грумме МБДОУ...
Конструкт дидактической игры "Что для чего"
Конструкт № 3Вид деятельности: дидактическая играТема: «Что для чего?»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физ...
Конструкт дидактической игры "Что сначала? Что потом?"
Вид деятельности: дидактическая играТема «Что сначала? Что потом»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическ...
конструкт дидактическая игра "Вершки и корешки"
Дидактические задачи: ·закреплять у детей знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки;·уп...