Конструкт "Свойства воды" (дети 6-го года)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конструкт "Свойства воды" - технологическая карта (дети 6-го года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_svoystva_vody_deti_6-go_goda.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организации непосредственно
образовательной деятельности
«Свойства воды»
|
Красноуфимск
2014
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Свойства воды»
Возрастная группа: дети 6-го года жизни (старшая группа ).
Форма НОД: познавательно – исследовательская, коммуникативная, экспериментирование, игровая
Форма организации: групповая.
Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;
- формировать представления детей о свойствах воды е и методах ее исследования;
- установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе родного края;
- воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;
- воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.
Развивающие:
- формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.
- развивать способность решать адекватные возрасту задачи.
Средства:
наглядные: картинки с изображением стояния воды, схемы
музыкальные: фоновая музыка
информационные: методическое пособие «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова; «Мы живем на Урале» образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. - Екатеринбург. ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Материалы и оборудование: для опытов стаканы, прозрачные стаканы на каждого ребенка, пластмассовые ложечки, чайник,
блюдца с кусочками льда, салфетки.
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация деятельности. Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность. | -Здравствуйте, ребята! -Мне сказали по секрету, что в детском саду №6 самые любознательные дети. - Я, ученый из Российской академии наук, со своими помощниками – лаборантами, прибыл познакомиться с вами. - Привез вам коробку с сюрпризом. - Хотите узнать, что в этой коробке? -Чтобы вы быстрей отгадали, я вам приготовила подсказку. Отгадайте загадку. Она – и туча, и туман. Она – ручей и океан. Она летает и бежит И стеклянной может быть. (Вода). Все говорят – она течет. Все говорят – она играет. Она всегда бежит вперед, Но никуда не убегает. (Вода). | Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей. |
выражают различные эмоции,
Дети сидят на стульях | Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность. |
Актуализация опорных знаний, выявление проблемы Цель: актуализация знаний детей воде создание проблемной ситуации; | -Ребята, а вы сегодня завтракали? - Перед завтраком мыли руки? - Что кушали на завтрак? -А знаете, в этой коробке спрятано, то что нужно для того чтобы сварить кашу, вскипятить чай, и вымыть руки. | Задаёт вопросы. Выслушивает ответы детей. Стимулирует детей к речевой активности.
Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов. | Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт. Сосредотачивают внимание.
Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы. Выражают собственные суждения. Вступают в речевое взаимодействие. | Эмоционально откликается на объекты природы. Способен делать умозаключения и выводы. Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым |
Решение проблемы Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении. | - Для чего нужна вода? Послушаем звук воды. (фонограмма) - Вода что делает? (течет, бежит) - Значит вода какая? (жидкая) - Давайте убедимся в этом, посмотрите на экран (слайды) - Посмотрите, ребята, а какая еще бывает вода? - Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (в виде пара). | Помогает включиться детям в обучающие ситуации, создает ситуацию для самостоятельной деятельности. Выслушивает мнения детей. Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность | Принимают активное участие в обсуждении;
Слушают внимательно Сосредотачивают внимание на глобусе, высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы
| Способен делать простые обобщения. Использует различные средства для получения информации. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы) |
Работа в микрогруппах. Цель: познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность. | - Я – ученый. А вы хотите тоже быть учеными? - А ученые не верят словам и картинкам. Они ищут доказательства и проводят опыты. -А вы знаете, где работают ученные? - Сейчас как маленьких ученных я приглашаю в лаборатории. В каждой из которых, решается своя задача. «Ученый» ведет детей в первую лабораторию и знакомит с «лаборантом» - Здравствуйте …. Опыт №1 (проводит лаборант 1) - Здравствуйте, ребята - Моя лаборатория занимается исследованиями воды. - Как вы думаете, вода имеет цвет? - А как можно узнать, что она без цвета? - Опустите в воду ложечку, вы видите ложечку через воду? - Что можно сказать о воде, какая она? - Вода бесцветная, прозрачная. «Ученый» благодарит «лаборанта» и ведет детей в лабораторию №2. Знакомит со следующим лаборантом. - Здравствуйте …. Опыт №2 (проводит лаборант 2) - Здравствуйте, дети - В моей лаборатории узнаете, имеет ли вода вкус. - Возьмите по стаканчику с водой, и ложечкой попробуйте воду. - Что вы можете сказать? - А сейчас добавьте в воду или соль, или сахар или лимон по желанию. - Какой стала вода на вкус? - Таким образом, у воды нет своего вкуса. Она приобретает вкус того продукта, который в нее кладут. «Ученый» благодарит «лаборанта» и ведет детей в лабораторию №3 - Но, прежде чем мы с вами отправимся в следующую лабораторию, я предлагаю поиграть. П/и «От капельки до океана» (проводит ученый) «Ученый» ведет детей в первую лабораторию и знакомит с «лаборантом» - Здравствуйте …. Опыт №3 (проводит лаборант 3) - Здравствуйте, юные ученые. Показать детям кусочки льда. - Ребята, что это такое? -Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду. - Посмотрите, я в своей лаборатории наморозила кусочки льда, возьмите в ладошку. -Что с ним стало? -Почему это произошло? - А если снова вынести воду на холод, что будет? - Значит, какой вода может быть? Твердая – лед. «Ученый» благодарит «лаборанта» и ведет детей в лабораторию №4, знакомит со следующим. - Здравствуйте …. Опыт № 4 (наблюдение) (проводит лаборант 4) - Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы сегодня уже посмотрели опыты. - Но не все опыты бывают безопасными, некоторые нужно проводить с осторожностью, под наблюдением взрослых. - Посмотрите, я лью горячую воду из чайника в кружку, что вы видите над кружкой? - А сейчас я прикрою кружку блюдцем, и посмотрим, что же произойдет. Что вы видите на блюдце? Оно запотело, и появились капельки. - Проведите пальцем по блюдцу, Что это? Вода - Значит, мы можем сделать вывод: Пар - это тоже вода, только очень сильно нагретая, и находится в форме пара, газа
«Ученый» благодарит «лаборанта». | Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.
Стимулирование детей к умозаключениям. Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов. Привлекает детей к игре Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы. Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Эмоционально вовлекает в слушание и в эксперимент Предлагает детям потрогать капельки пальчиком и убедиться, что это вода | Проявляют заинтересованность, в ступают в проблемный диалог. Принимают активное участие в деятельности; Предлагают варианты решения проблемы Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.
Проявляют изобретательность при решении проблемы. Проявляют способность к критическому мышлению; делают самостоятельный выбор. Активно играют, выполняют движения. Учатся через познание окружающего мира, делают открытия. Наблюдают, отмечают результаты наблюдений, высказывают собственное мнение. | Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Доводит начатое дело до конца, работает в общем ритме. Умеет наблюдать, экспериментировать. Умеет делать логические выводы и сравнения. Проявляет речевую активность.
Проявляет интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование). Может планировать свои действия в исследовательской деятельности для достижения цели. Делает элементарные умозаключения и выводы. |
Закрепление (самоопределение). Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; «Свойства воды» | Д/и «Какая бывает вода?» - Мы сегодня многое узнали о воде. И все- таки, какая бывает вода? Давайте поиграем. - У меня есть схемы и картинки, которые нужно правильно расставить. Ход игры: на доске схемы состояния воды. Картинки лежат на столе вниз изображением. Дети берут любую картинку, и помещают ее к нужной схеме, проговаривая состояние воды. | Создает ситуацию выбора, нацеливает детей на аналитическую деятельность, стимулирует к познавательной деятельности | Делают выбор, делятся впечатлениями от результатов деятельности. Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения. | Открыт внешнему миру.
Подчиняется правилам. Проявляет любознательность. Выполняет задание в соответствии с приобретённым опытом. |
Рефлексия. Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства. | - Что нового вы узнали?
- Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным. Ребята, а как вы думаете, на земле много воды? (да, нет) - Оказывается, воды на земле становится все меньше и меньше, поэтому ее нужно беречь. - Скажите, как мы ее можем сберечь? (закрывать кран, после мытья рук, когда чистим зубы, не включать сильный напор воды и т.д ) - А что нельзя делать, чтобы сохранить водоемы, реки чистыми? (нельзя бросать мусор в реку, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника убирать мусор в пакеты и увозить с собой, что бы берега были чистыми и др.) - Правильно. - У меня на столе лежат капельки: белые и черные. Если вам понравилось работать в наших лабораториях, то возьмите белую капельку и поместите ее на белое облачко, а если не понравилось, возьмите черную капельку и поместите ее на синее облачко. | Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления. Обсуждение с детьми | Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах;
Самостоятельно решают дальнейшую деятельность. Выражают эмоции. | Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач. |
Составитель: Барбарина О.А., воспитатель ВКК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры с песком и водой детей раннего возраста для родителей"
Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях". "Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами"(Группа раннего возраста) Дети должны жить в мире красоты,игры, ...
Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Формирование представлений о воде детей младшего дошкольного возраста"
Главной целью данного занятия является формирования представления о воде и ее необходимости в жизни человека у детей младшего дошкольного возраста....
Закаливание водой детей дошкольного возраста
Консультация полезна всем педагогам дошкольных учреждений, а также родителям воспитанников. В ней представлены перечень игр с водой, закаливающие процедуры для рук и ног....
Консультация для родителей " Как закалять водой детей"
Начните с местных процедур – умывания , мытья ног перед сном , игр с водой. С раннего возраста приучайте детей к прохладной , но, конечно, не очень холодной воде. При местных водных процедурах н...
Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».
Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....
Конспект НОД «Волшебная вода» (дети 5-го года жизни)
Тема: «Волшебная вода».Возрастная группа: дети 5-го года жизни (средняя группа).Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность в средней группеИнтеграция образовательных о...
Зачем водить детей в театр?
О роли приобщения дошкольников к театру....