Конструкт "Свойства воды" (дети 6-го года)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Барбарина Ольга Александровна

Конструкт  "Свойства воды" - технологическая карта (дети 6-го года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_svoystva_vody_deti_6-go_goda.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта организации непосредственно

образовательной деятельности   

«Свойства воды»

 

Красноуфимск

2014


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Тема: «Свойства воды»

Возрастная группа: дети 6-го года жизни  (старшая группа ).

Форма НОД:   познавательно – исследовательская, коммуникативная, экспериментирование, игровая  

Форма организации: групповая.

Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Цель: Создать условия для знакомства  со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать  и систематизировать знания детей о распространении  воды, ее свойствах и значении для человека;
  • формировать  представления детей о свойствах воды е и методах ее исследования;
  • установить взаимосвязь воды и  объектов живой природы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к природе родного края;
  • воспитывать  бережное отношение к воде как  к природному ресурсу;
  • воспитывать желание прийти на помощь,  любознательность,  аккуратность при выполнении работы.

Развивающие:

  • формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать память, мышление, речь, умение  обобщать результаты.
  • развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

Средства: 

наглядные: картинки с изображением стояния воды, схемы

музыкальные:  фоновая музыка

информационные: методическое пособие «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова; «Мы живем на Урале» образовательная программа  с учетом специфики национальных,  социокультурных  и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. - Екатеринбург. ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Материалы и оборудование: для опытов стаканы, прозрачные стаканы на каждого ребенка,  пластмассовые ложечки,  чайник,

блюдца с кусочками льда, салфетки.

Этапы совместной деятельности

Содержание  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация деятельности.

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

-Здравствуйте, ребята!  

-Мне сказали по секрету, что в детском саду №6 самые любознательные дети.

- Я, ученый  из Российской академии наук, со своими помощниками – лаборантами, прибыл познакомиться с вами.

 - Привез вам коробку с сюрпризом.

- Хотите узнать, что в этой коробке?

-Чтобы вы быстрей отгадали, я  вам приготовила подсказку. Отгадайте загадку.

Она – и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть. (Вода).  

Все говорят – она течет.

Все говорят – она играет.

Она всегда бежит вперед,

Но никуда не убегает. (Вода).

Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

  • Дети

выражают различные эмоции,

  • выстраивают полный ответ, предложение.

Дети сидят на стульях

Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы

  Цель: актуализация знаний детей  воде создание проблемной ситуации;  

  -Ребята, а вы сегодня завтракали?

- Перед завтраком мыли руки?

- Что кушали на завтрак?

-А знаете, в этой коробке спрятано, то что нужно для того чтобы сварить кашу, вскипятить чай, и вымыть руки.

Задаёт вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой активности.

 

Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении  в решение поставленных вопросов.

 Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

 

Вступают в диалог.

 Предлагают варианты решения проблемы.

 Выражают собственные суждения.

Вступают в речевое взаимодействие.

Эмоционально откликается на объекты природы.

Способен делать умозаключения  и выводы.                            

Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым

Решение проблемы 

  Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении.  

- Для чего нужна вода?

Послушаем звук воды.

(фонограмма)

- Вода что делает? (течет, бежит)

- Значит вода какая? (жидкая)

- Давайте убедимся в этом, посмотрите на экран (слайды)

-  Посмотрите, ребята,  а какая еще  бывает вода?

 - Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (в виде пара).

Помогает включиться детям в   обучающие ситуации, создает  ситуацию для  самостоятельной деятельности.

Выслушивает мнения детей.

Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность

Принимают активное участие в  обсуждении;

   

Слушают внимательно

Сосредотачивают внимание на глобусе, высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы

 

 

 

Способен делать простые обобщения.

Использует различные средства для получения информации.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы)

Работа в микрогруппах.

Цель:  познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность.

- Я – ученый. А вы хотите тоже быть учеными?

- А ученые не верят словам и картинкам. Они ищут доказательства и проводят опыты.

 -А вы знаете,  где работают ученные?

- Сейчас  как маленьких ученных я приглашаю в лаборатории.

В каждой из которых, решается своя задача.

«Ученый» ведет детей в первую лабораторию и знакомит с «лаборантом»

- Здравствуйте ….

Опыт №1   (проводит лаборант 1)

- Здравствуйте, ребята

- Моя лаборатория занимается исследованиями воды.

- Как вы думаете, вода имеет цвет?

- А как можно узнать, что она без цвета?

- Опустите в воду ложечку, вы видите ложечку через воду?

- Что можно сказать о воде, какая она?

-  Вода бесцветная, прозрачная.

«Ученый» благодарит «лаборанта» и ведет детей в лабораторию №2. Знакомит со следующим лаборантом.

- Здравствуйте ….

Опыт №2 (проводит лаборант 2)

- Здравствуйте, дети

 - В моей лаборатории узнаете, имеет ли вода вкус.

- Возьмите по стаканчику с водой,  и ложечкой попробуйте воду.

 - Что вы можете сказать?

 - А сейчас добавьте в воду или соль, или сахар или лимон по желанию.

- Какой стала вода на вкус?

 - Таким образом, у воды нет своего вкуса.

Она приобретает вкус того продукта, который в нее кладут.

«Ученый» благодарит «лаборанта» и ведет детей в лабораторию №3

 - Но, прежде чем мы с вами отправимся в следующую лабораторию, я предлагаю поиграть.

П/и «От капельки до океана»

(проводит ученый)

«Ученый» ведет детей в первую лабораторию и знакомит с «лаборантом»

- Здравствуйте ….

Опыт №3 (проводит лаборант 3)

- Здравствуйте, юные ученые.

Показать детям кусочки льда.

- Ребята, что это такое?

-Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду.

- Посмотрите, я в своей лаборатории наморозила кусочки льда, возьмите в ладошку.

-Что с ним стало?

-Почему это произошло?

- А если снова вынести воду на холод, что будет?

- Значит, какой вода  может быть?

Твердая – лед.

«Ученый» благодарит «лаборанта» и ведет детей в лабораторию №4, знакомит со следующим.

- Здравствуйте ….

Опыт № 4 (наблюдение)

(проводит лаборант 4)

- Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы сегодня уже посмотрели опыты.

- Но не все опыты бывают безопасными, некоторые нужно проводить с осторожностью, под наблюдением взрослых.

- Посмотрите,  я лью горячую воду из чайника в кружку, что вы видите над кружкой?

- А сейчас я прикрою кружку блюдцем, и посмотрим, что же произойдет.

Что вы видите на блюдце? Оно запотело, и появились капельки.

- Проведите пальцем по блюдцу, Что это?

Вода

- Значит, мы можем сделать вывод: Пар - это тоже вода, только очень сильно нагретая, и находится в форме пара, газа

 

«Ученый» благодарит «лаборанта».

Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.

 

Стимулирование детей к умозаключениям.

Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов.

Привлекает детей к игре

Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Эмоционально   вовлекает в слушание и в эксперимент

Предлагает детям потрогать капельки пальчиком и убедиться, что это вода

Проявляют заинтересованность, в ступают  в проблемный диалог.

Принимают активное участие в  деятельности;

Предлагают варианты решения проблемы

Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.

 

Проявляют изобретательность при решении проблемы.

Проявляют способность к критическому мышлению; делают самостоятельный выбор.

Активно играют, выполняют движения.

Учатся через познание окружающего мира, делают открытия.

Наблюдают, отмечают результаты наблюдений,  высказывают собственное мнение.

Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Доводит  начатое дело до конца, работает в общем ритме.

Умеет наблюдать, экспериментировать.

Умеет делать логические выводы и сравнения.

Проявляет речевую активность.

 

Проявляет   интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование).

Может планировать свои действия в исследовательской деятельности для достижения цели.

Делает элементарные умозаключения и выводы.

Закрепление (самоопределение). Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; «Свойства воды»

Д/и «Какая бывает вода?»

 - Мы сегодня многое узнали о воде.

И  все- таки, какая бывает вода?

Давайте поиграем.

- У меня есть схемы и картинки, которые нужно правильно расставить.

Ход игры: на доске схемы состояния воды. Картинки лежат на столе вниз изображением. Дети берут любую картинку, и помещают ее к нужной схеме, проговаривая состояние воды.

Создает ситуацию выбора, нацеливает детей на аналитическую деятельность, стимулирует к познавательной деятельности

Делают выбор, делятся впечатлениями от результатов деятельности.

Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения.

Открыт внешнему миру.    

 

Подчиняется правилам.

Проявляет любознательность.

Выполняет задание в соответствии с приобретённым опытом.  

Рефлексия.

Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

 - Что нового вы узнали?

  • - Что вам понравилось больше всего?

- Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.

Ребята, а как вы думаете, на земле много воды? (да, нет)

- Оказывается, воды на земле становится все меньше и меньше, поэтому ее нужно беречь.

- Скажите, как мы ее можем сберечь?

(закрывать кран, после мытья рук, когда чистим зубы, не включать сильный напор воды и т.д )

- А что нельзя делать, чтобы сохранить водоемы, реки чистыми?

(нельзя бросать мусор в реку, не мыть машины и велосипеды в них.  После пикника убирать мусор в пакеты и увозить с собой, что бы берега были чистыми и др.)

- Правильно.

- У меня на столе лежат капельки: белые и черные. Если вам понравилось работать в наших лабораториях, то возьмите белую капельку и поместите ее  на белое облачко, а если не понравилось,  возьмите черную капельку и поместите ее на синее облачко.

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

Обсуждение с детьми

Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.

Рассказывают о своих чувствах;

 

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

Выражают эмоции.

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Составитель: Барбарина О.А., воспитатель ВКК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры с песком и водой детей раннего возраста для родителей"

Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях". "Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами"(Группа раннего возраста) Дети должны жить в мире красоты,игры, ...

Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Формирование представлений о воде детей младшего дошкольного возраста"

Главной целью данного занятия является формирования представления о воде и ее необходимости в жизни человека у детей младшего дошкольного возраста....

Закаливание водой детей дошкольного возраста

Консультация полезна всем педагогам дошкольных учреждений, а также родителям воспитанников. В ней представлены перечень игр с водой, закаливающие процедуры для рук и ног....

Консультация для родителей " Как закалять водой детей"

Начните с местных процедур – умывания , мытья ног перед сном , игр с водой. С раннего возраста приучайте детей к прохладной , но, конечно, не очень холодной воде. При местных водных процедурах н...

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....

Конспект НОД «Волшебная вода» (дети 5-го года жизни)

Тема: «Волшебная вода».Возрастная группа: дети 5-го года жизни (средняя группа).Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность в средней группеИнтеграция образовательных о...

Зачем водить детей в театр?

О роли приобщения дошкольников к театру....