Беседа "Наш родной язык" (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ольга Олеговна Михайлова

  Цели: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа "Наш родной язык" (подготовительная группа)

  Цели: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.

  Задачи: разъяснить понятие родного языка; сформировать понятие родного языка; развивать любознательность и интерес к процессу познания; воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку; Форма организации: беседа.

  Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного города, карточки с картинками (ПВФ Грамматика в картинках. Многозначные слова. Для игр и занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС).

  Ход занятия : В.Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Д: Глобус!

В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д: Это маленькая модель нашей планеты. В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе? Д: Города, страны.

В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. В: И в какой стране же мы с вами живем?

Д: В России.

В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Д: На русском. В: В других странах тоже говорят на русском языке?

Д: Нет. В: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят в Германии (немецком), в Англии (английском). Молодцы!

В: Для чего нам нужен язык?

Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.

В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке.

Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной.

Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Вот так писал о русском языке великий русский писатель И.С.Тургенев.  

В: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид. «А», «Б», «В», и по порядку Повторяю... (алфавит) Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю...(точку)

Дети называют ответы. В: Молодцы, вы справились! Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения. Сейчас мы сыграем с вами в игру. «Игра слов» Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением. – Холодный – горячий. – Мокрый – сухой. – Тихий – громкий. – Тонкий – толстый…..

В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки. «Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!» Так писала Анна Ахматова. Игры «Многозначные слова».

У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку. Кисть: рука, кисть рябины, для рисования. Кран: водяной, строительный. Иголка: для шитья, у ежа.

Лист: для рисования, на дереве. Лук: со стрелами, овощ. Физкультминутка. Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены как при рукопожатии).

Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся). Полотенцем вытираться.(Имитируя процесс вытирания, ладони потирают друг друга). Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев). Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется). В: Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки? Д: Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.    В: Хорошо. Вот еще: – Язык острее битвы. – Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. – Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь. – Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами! – Жало остро, а язык — острей того. – За словом в карман не полезет. – У языка зубы да губы два замка. – Когда голова думает, язык отдыхает. – Мал язык, да всем телом владеет. – Мудра голова — короткий язык. – Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком. – Никто за язык не тянет. Повторяем вместе с детьми эти пословицы несколько раз.

В: Дома вы с родителями должны будите выучить одну из этих пословиц на ваш выбор. А на следующем занятии мы с вами их повторим, только без шпаргалок. Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия. Рефлексия. О чем мы сегодня с вами разговаривали? – О нашем родном языке. Какой язык в нашей стране самый главный? – Русский. А когда празднуют день родного языка? – Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.

Звучит Гимн Российской Федерации.

Россия — священная наша держава,

 Россия — любимая наша страна.  

Могучая воля, великая слава —  Твое достоянье на все времена!  

Славься, Отечество наше свободное,  

Братских народов союз вековой,  

Предками данная мудрость народная!  

Славься, страна!

Мы гордимся тобой!  

От южных морей до полярного края  

Раскинулись наши леса и поля.  

Одна ты на свете!

Одна ты такая —  Хранимая Богом родная земля!  

Славься, Отечество наше свободное,  

Братских народов союз вековой,  

Предками данная мудрость народная!  

Славься, страна!

Мы гордимся тобой!  

Широкий простор для мечты и для жизни

 Грядущие нам открывают года.  

Нам силу дает наша верность Отчизне.  

Так было, так есть и так будет всегда!  

Славься, Отечество наше свободное,  

Братских народов союз вековой,  

Предками данная мудрость народная!  

Славься, страна!

Мы гордимся тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...

Частушки на тувинском языке. Подготовительная группа.

Частушки на тувинском языке. Подготовительная группа....

Открытое занятие по русскому языку подготовительной к школе группе на тему: «Зима».

Цель:обобщить и систематизировать знания детей о зиме; называть признаки зимы; учить детей отвечать на вопросы; развивать навык словообразования и составления предложений; активизировать словарь по да...

КВЕСТ – ИГРА «ЗНАТОКИ РОДНОГО ЯЗЫКА» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Дошкольный возраст – это период активного изучения и усвоения ребенком родного разговорного языка, формирования и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Активное в...

НОД по ознакомлению с окружающим. Международный день родного языка. Подготовительная к школе группа.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн....