НОД по ознакомлению с окружающим. Международный день родного языка. Подготовительная к школе группа.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Вишнёва Алла Анатольевна

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитываем вместе23.59 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

по ознакомлению с окружающим

«Международный день родного языка»

Подготовительная к школе группа «Колобок»

                                                                                                        Подготовила воспитатель

                                                                                                        Вишнева А.А.

2024год

Цель: познакомить детей с «Международным днем родного языка».

Задачи.

- Создать условия для обогащения духовного мира детей;

- Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов;

-  Способствовать развитию речи, мышления и памяти.

- Упражнять детей в придумывании родственных слов.

- Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;

Ход занятия.

В. Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Д. Глобус!

В. А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д. Это маленькая модель нашей планеты.

В. Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение.

Голубым окрашивают моря, реки и океаны.

Зеленым – леса и равнины.

А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?

Д. Города, страны.

В. Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.

В. И в какой стране же мы с вами живем?

Д. В России (показ иллюстраций)

В. А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Д. На русском.

В. В других странах тоже говорят на русском языке?

Д. Нет.

В. Вот это страна Франция, они говорят на французском языке. Это страна Китай и там говорят на китайском языке. На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои  обычаи, песни, танцы и костюмы. Ребята, 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык -  это язык, на котором учится говорить человек. На  котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы. Для чего нам нужен язык?

Д. Что бы разговаривать, общаться, играть.

В. В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык. Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?

Всегда во рту, а не проглотишь…(язык)

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,

разговаривает с нами всем понятным языком… (книга)

Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку Повторяю…(алфавит)

В. Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, потешки. Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура - жура - журавель! Облетел он сто земель.

Облетел, обходил. Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая: - Лучше нет родного края.

РУССКАЯ ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Идёт козёл дорогою»

В. Русский язык – это официальный язык нашего государства. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.

Посмотрите ребята на иллюстрацию. Как вы думаете, кто на ней изображён!

Д. Мама!

В. правильно и первое слово, которое произносит ребёнок это слово – МАМА!    Это милое и дорогое слово на разных языках звучит по разному: по-немецки – Мутер, по- английски - Мазе, по-французски – Маман.

Здесь родился, живешь, Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

(Константин Ушинский  “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”)

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

В. Сейчас мы сыграем с вами в игру. Игра «Слова наоборот»

холодный – горячий, широкий - узкий, толстый - тонкий, большой – маленький, высокий – низкий, громкий – тихий,  день - ночь,   хорошо – плохо, мокрый – сухой, длинный - короткий и т.д.

Это ребята  слова антонимы – противоположные по значению.

В. Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить.

Игра «Многозначные слова».

У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.

1.Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.

2.Кран: водяной, строительный.

3.Иголка: для шитья, у ежа.

4.Лист: для рисования, на дереве.

5.Ручка: дверная, писать.

В. Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Они похожи по звучанию и по смыслу. Молодцы! Вы угадали слова «снегопад» и «снежки». У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой:

Ком на ком поставит ловко, Рот – дуга, и нос морковка,

А два глаза – угольки, Да из веток две руки.

Солнце вышло, он и сник. Кто же это? (снеговик)

С неба звезды падают, Лягут на поля.

Пусть под ними скроется Черная земля.

Много-много звездочек Тонких, как стекло;

Звездочки холодные, А земле тепло! (снежинки)

А вот ещё загадка. Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб…(снегоуборочная техника)

Пальчиковая гимнастика.

1. Потянулись, потянулись, потянулись (пальцы переплетены).

2. Стали дружно умываться (руки поднимаем вверх и потягиваемся).

3. Полотенцем вытираться (имитируя процесс вытирания ладони)

4. Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем (поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).

5. Дружно делаем зарядку! (каждый пальчик массируется).

В. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть,

Может 3, а может 6. Разрумянилась немножко

Это русская … (Матрёшка)

Детям раздаются силуэты матрёшек для раскрашивания.

Рефлексия.

О чем мы сегодня с вами говорили?

- о нашем родном языке.

Какой язык в нашей стране самый главный?

- русский.

А когда празднуют день родного языка?

- Международный день родного языка празднуют 21 февраля.

Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и речевому развитию в подготовительной к школе группе с элементами мелкой моторики (оригами) «Космическое путешествие»

Цель: Закрепить знания детей о космосеЗадачи: Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Космос». Совершенствовать навыки чтения. Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительног...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Грибы» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Грибы»в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми в подготовительной к школе группе Тема «Путешествие в город бытовой техники»

«Путешествие в город бытовой техники» Программное содержание: Образовательные задачи: Познание: 1. Обобщить знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о и...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Мир военных профессий" для подготовительной к школе группы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для подготовительной к школе группы "Мир военных ппрофессий".1. Обучающие задачи:- познакомить детей с военными профессиями различных родов войс...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Зимующие птицы» для детей подготовительной к школе группы

Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.Задачи:Образовательные:Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.Упражнять в умении различать и назы...