Семинар-практикум для педагогов
методическая разработка

Елисеева Наталья Александровна

Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства и являлись визитной карточкой нашей страны и общества.   Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование её конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.

   Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношений к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях.  Это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле, ребенок очень чувствителен, сенситивен перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных правил и норм поведения, человеческих отношений. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx33.07 КБ
Файл seminar1.pptx88.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум на тему: "Организация образовательного процесса в ДОУ на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей "

2023 год

Повестка семинара:

1. Вступительное слово. Деловая игра «Пед.экспресс»
                                                                     
                                                                                       
2. Духовно-нравственное воспитание и социокультурные ценности.
    Презентация.    
                                                                       
                                                                                         
3.  Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях ДОУ.  Ноты; Нота -ДО
                                                             

                                                      3,1  Нота - РЭ
                                                                       
                                                     3,2   Нота – МИ
                                                                         

                                                            3,3 Нота – ФА
                                                                 
                                                           3,4 Нота – СОЛЬ
                                                                   
                                                            3,5 Нота – ЛЯ
                                                                   
                                                            3,6 Нота – СИ
                                                                 
                                                                                         
4.  Подведение итога. Рефлексия.                            
                                                                   


  «Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».

Свят. Тихон Задонский. 1724 епископ Русской православной церкви.

    Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства и являлись визитной карточкой нашей страны и общества.   Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование её конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.

   Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношений к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях.  Это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле, ребенок очень чувствителен, сенситивен перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных правил и норм поведения, человеческих отношений. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) прописано, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурныхдуховно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

   Ребёнок находится в дошкольном учреждении значительное время, поэтому именно они призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей- фундамента духовности.

Как же нам, педагогам, организовать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения с детьми младшего дошкольного возраста? Об этом и сегодня на нашем семинаре и поговорим. А начнем с разминки.

 

Деловая игра «Педагогический экспресс».

Я буду задавать вопросы, и мы попробуем вместе на них ответить. Кто знает ответ на вопрос, прошу поднять руку.

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?  Государство

2.Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?  Страна.

3.Скажите, пожалуйста, что является официальной эмблемой государства? Герб

4.Что символизирует двуглавый орел на гербе России?

-единство Европейской и Азиатской части нашей страны;

-верность;

-силу;

-власть;

5.Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? Флаг.

6.Кто  является  создателем  флага?  Создателем флага был Петр 1.

7.Что означают цвета Российского флага? ( Цветам российского флага приписывается множество разных  символических значений, однако официального толкования цветов Государственного флага РФ на данный момент не существует. Самое популярное толкование его цветов заключается в следующем.

-Белый цвет – означает мир, чистоту, непорочность. Совершенство.

-Синий – цвет веры и верности, постоянства.

-Красный цвет – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

8.Каким законом устанавливается государственный флаг, Герб, гимн Российской Федерации? Федеральным конституционным законом.

9.Дата принятия Конституции РФ?  12 декабря 1993год

Наша родина – Россия. Но у каждой реки есть свой исток, маленький родник, с которого все начинается. Наша малая Родина Ясная Поляна

10. В каком году был  основал наш поселок?  1930 год

Молодцы. Вот мы с вами вспомнили некоторые исторические даты, символы. Хочу закончить первый пункт нашей повестки такими строками.

Живут в России разные  народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и свой наряд.
И поделиться радостью,
Весельем каждый всегда рад
И пусть всегда будет так!

3. ПРИЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНО  -  НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Многому научиться можно, наблюдая за уникальностью окружающей нас природы.  Природный мир самодостаточен и прекрасен. В нем нет места само копанию и неуверенности.  А, следовательно, мы можем допустить, что эти правила, которые мы наблюдаем в природе, действуют и между людьми.  Давно известно, что уверенный в себе человек гораздо легче воспринимает жизненные перипетии, и достаточно легко справляется с трудностями жизни. Тогда как неуверенный в себе человек, может жить только при благоприятных для него условиях. Встречая трудности на своем пути, такие люди зачастую теряются и становятся заложниками собственных проблем.

Глубокое самопознание, четкое определение своего места в этом огромном мире базируется на внутренних источниках духовной силы человека: чувства безопасности, любви и гармонии. Для успешной работы педагога в воспитании Духовно-нравственных ценностях дошкольников определены четкие направления и приемы.

1. Духовно-образовательное направление (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)

2. Воспитательно-оздоровительное направление  (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках).

4. Нравственно-трудовое направление

(труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр) .

Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

       Наглядный метод используется во время:

-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

-наблюдений;

-показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевых прогулок, экскурсий;

-моделирования сказок.

        Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-чтения и рассказа произведений воспитателем;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-бесед с элементами диалога;

-ответы на вопросы воспитателя, детей;

-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-загадывания загадок;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;

       Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

-изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку сказок;

-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

         В работе с родителями можно выделить такие формы:

-собрания на духовно- нравственные темы;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы)

-визиты домой;

-экскурсии;

-выставки совместного творчества.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты.

           Следует также отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Вывод: для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

«Душа поёт» - каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (Ответы на заданный вопрос) Всё самое красивое и восхитительное   мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7.

И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.

1.        Нота – До

Посмотрите, пожалуйста, на эти ноты, как вы знаете первая нота – ДО. Как вы думаете, какие важные для духовно – нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д» (Ответы на заданный вопрос)

Правильно, это добро и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам.  Нам, педагогам, доверено самое ценное – души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.

Работая с детьми, мы часто обращаемся к народной мудрости. К неоценимому знанию, оставленному нашими предками, к пословицам.

Вспомните, пословицы, которые вы используете в работе по привитию основ нравственности детям. (Ответы на заданный вопрос) (Приложение 1)

Игра «Скажи иначе пословицу»

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) – «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская) – «Бодливой корове Бог рогов не дает».

«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская) – «Как аукнется, так и откликнется»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская) – «Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская) – «У семи нянек дитя без глазу»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская) – «На вкус и цвет товарища нет»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская) – «Муж и жена – одна сатана».

Нам бы хотелось помочь вам пополнить вашу профессиональную копилку идей по духовно – нравственному воспитанию, еще одной памяткой, ориентированной на педагогов, в которой собраны основные тезисы по данному направлению работы, и предложены несколько игровых форм.

2. Нота – Ре

Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются на букву «Р» и являются важной ступенькой в духовно – нравственном развитии. (Ответы на заданный вопрос) Правильно, это религия, Родина, родной край.

РОДИНА. Воспитание любви к Родине одна из основных задач нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития любви к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Знакомство детей с историей и культурой родного края должно начинаться со: знакомства с прошлым и настоящим, географическим расположением, природными ресурсами, климатическими условиями; с достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми; с фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов; развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.

РЕЛИГИЯ. В России проживают представители многих национальных культур.  У каждой свои традиции, обычаи и религия. Очень часто в детском саду можно увидеть многонациональную группу.  Знакомство с раннего возраста с особенностями и обычаями наших «культурных» соседей, помогает сформировать у детей толерантное отношение к другим людям. И делать это через различные виды деятельности. Например через игру
 «Волшебный стул»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

3. Нота – Ми

Нота МИ, она называется – ПРИНЦИП МОРАЛИ. Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт.

Нужно помнить, что дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что такое «Плохо», не самое важное, а необходимо еще привить умение разбираться в определенной ситуации и корректировать свои действия: избежать конфликта уступив в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга.

В этом случае наиболее предпочтительным видом работы практическая деятельность с детьми, которая включает в себя: наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно – ролевые игры, обсуждения.

Мы предлагаем вам сыграть в одну игру, которая называется «Палочка-выручалочка», но сначала разомнемся, используя упражнение «Шанхайцы».

Правила: встаньте в одну линию и возьмитесь за руки. Первый начинает закручиваться и тянуть за собой всех остальных в «спираль».

В таком положении вам нужно пройти несколько метров. Можете в конце движения осторожно или присесть на корточки, или наклониться, или подпрыгнуть, а потом раскрутиться обратно, не разъединяясь.

Расслабились?  От души посмеялись, а теперь сыграем еще в одну игру, а называется она «Палочка-выручалочка», в которую можно играть и с детьми.

Игра «Палочка – выручалочка»

Правила: встаньте в круг и вспомните ситуацию, в которой вам нужна была помощь. Например: болел зуб, порвали колготки, сломали ноготь, плохое настроение. Вот у меня в руках «палочка – выручалочка». Когда вы расскажете о своем затруднении, я скажу: «Палочка – выручалочка, помогай!  Из беды выручай!». Если кто из вас, знает, как помочь или может дать совет, поднимает руку и я даю палочку – выручалочку. (А с детьми: если никто из детей не знает, как помочь, вы сами прикасаетесь «палочкой-выручалочкой» к ребенку и рассказываете детям, как можно выручить друга из беды)

4. Нота - Фа

Это, пожалуй, самая активная в работе с детьми нота. Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. В наших группах есть все необходимое, для работы в этом направлении: можно сочинять собственные истории, разыгрывать кукольные спектакли с использованием сюжетов на тему добра и взаимопомощи, придумывать злых героев и «перевоспитывать» их. Фантазируйте, экспериментируйте и слушайте детей, ведь иногда и они могут увидеть то, что скрыто от наших «взрослых» глаз.

Игра «Бабушкин сундук»

Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает педагогам догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Педагоги вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

•        большая красивая книга русских народных сказок;

•        альбом и краски;

•        букварь;

•        банка варенья, шоколад, конфеты;

•        котенок;

•        старинные семейные фотографии;

•        игрушки бабушек и дедушек;

•        открытки памятников города Каменска-Уральского;

•        картинки с изображением орденов и медалей;

•        кукла, одетая в военную форму;

•        пилотка;

•        пряники, ватрушки;

•        кулинарная книга;

•        спортивные атрибуты;

•        перчаточные куклы для кукольного театра;

•        рыбий жир.

5. Нота – Соль

Нота СОЛЬ означает самостоятельность, а для того, чтобы мысли воплотились в поступки недостаточно одного желания, надо самостоятельно формировать стимул, который будет побуждать ребенка к действиям. Наша задача давать детям свободу действий и выбора, даже, несмотря на то, что это ведет к временным затратам.  Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая ситуацию успеха.

6. Нота – Ля

Нота ЛЯ – это личностно – ориентированный подход. Изначально все дети поставлены в неравные социальные условия, и в работе этот фактор необходимо учитывать, ведь то, что для одного ребёнка кажется неприемлемым и аморальным, для другого является нормой, к которой он привык с рождения (семейный фактор). В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе.  

7. Нота – Си

И завершающим этапом нашей работы будет обсуждение последней ноты СИ, но нам хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации воспитателей. Наша профессия по – своему уникальна: как учителя, как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь. Это незабываемое путешествие по стране «Духовно – нравственного воспитания». И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И мы от всей души желаем, чтобы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар "Организация образовательного процесса в ДОУ на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей "

Слайд 2

Много на свете мест, где жить привольно, Но всякого тянет туда, Где он родился и жил с родными своими. Там все ему знакомо и дорого, Наша Родина, наше Отечество – Россия. Константин Эдуардович Циолковский Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных с общностью исторических судеб. Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника» милосердный, трудолюбивый, добрый, активный ,самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ почитающий его традиции и культуру.

Слайд 3

Целью работы является: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям . Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России. Стремление возродить традиции семейного воспитания. Чтобы достичь поставленной цели по духовно-нравственному воспитанию, перед нами стоят следующие задачи: Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию. Повысить профессиональный уровень педагогов. Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.)

Слайд 4

Отметим ,что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно- нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Возникает проблема :как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше , необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок ,прежде всего должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах. Воспитательная система по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

Слайд 6

Ожидаемые результаты, ребенок выпусник :

Слайд 7

Управление деятельностью ДОУ по данному направлению осуществляется по трем блокам.

Слайд 8

Для реализации нравственно-патриотического воспитания необходимы важные условия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....