Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
методическая разработка по теме
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Особенности взаимодействия педагогов
с агрессивными детьми»
«Мало обладать выдающимися качествами,
надо еще уметь ими пользоваться»
Франсуа де Ларошфуко
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.
Задачи:
познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами детей, характеризующихся агрессивностью; раскрыть их психологические особенности; представить педагогам содержанием игр, направленных на преодоление агрессивности у воспитанников; содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.
Предварительная работа:
1.Оформление выставки «Агрессивность у дошкольника».
2.Подбор демонстрационного материала по тематике.
3.Выставка методической литературы.
4.Оформление методических рекомендаций для родителей, шпаргалки для педагогов и родителей.
План проведения:
1.Сообщение старшего воспитателя «Проявления агрессивности в группе дошкольников».
2.Сообщение воспитателя «Психологические особенности детей склонных к агрессии».
3.Сообщения воспитателей «Классификация детей: агрессоры бывают разными: клоуны, деды, садисты».
4. Проведение подвижных игр с педагогами.
5. Рефлексия мероприятия.
Ход:
1.Сообщение старшего воспитателя «Проявления агрессивности в группе дошкольников».
Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением. Несомненно, как отмечают многие педагоги, психологи причинами агрессивного поведения можно назвать:
- стиль воспитания в семье;
-увеличение количества детей, характеризующихся неврологическими заболеваниями;
-повальное увлечение детьми виртуальными, видео- играми.
Исходя из анализа затруднений педагогов, отсутствие в штате педагога-психолога требует акцентировать внимание старшего воспитателя на оказании системной методической помощи воспитателям и специалистам по проблеме общения с детьми дошкольного возраста, характеризующихся агрессивностью.
Таким образом, считаю, что проблема общения педагогов с агрессивными детьми крайне важна и актуальна.
Агрессия-это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам. (Психолог. словарь, 1997.)
Агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному (Реан А.А., 1999, с.218).
Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. (там же, с.218
Существует два вида агрессии- «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная агрессия. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности.
Психологами выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени (Т.П.Смирнова).
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
Завистливы и мнительны.
Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.
Для детей среднего школьного возраста и подростков:
Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
Инициируют драки.
Используют в драке предметы, которые могут ранить.
Жестоки по отношению к людям и животным (намеренно причиняют физическую боль).
Воруют у человека, который не нравится.
Намеренно портят имущество.
Шантажируют, вымогают.
Отсутствуют дома ночью без разрешения родителей.
Сбегают из дома.
Не ходят в школу, либо выгнаны из школы.
В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6 и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.
Агрессивный ребенок, драчун и забияка – родительское огорчение. Детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия, негативные переживания или неправильная форма защита. Проявлением детской агрессивности является то, что ребенок ищет любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать или щипать других. Поведение может носит провокационный характер. Чтобы вызвать агрессивное поведение, готовы разозлить маму, воспитателя, или сверстников. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада.
Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму» и т.д. Традиционными «детскими» формами вербальной агрессии являются дразнилками( «Ябеда-корябеда», «Поросенок»).
Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо ущерба другому через непосредственные физические действия.
В дошкольном возрасте это могут быть:
- разрушение продуктов деятельности другого;
- уничтожение или порча чужих вещей;
- ;непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение ( попросту драка).
Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в какой-то конкретной ситуации. Чтобы лучше понять причины и цели агрессивного поведения, нужно посмотреть в каких ситуациях, т.е. когда и зачем дети ведут себя агрессивно.
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующее:
- ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Заметив, что партнер, сверстник расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»;
- привлечение к себе внимания ( например, мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем естественно привлекает к себе внимание);
- защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
- стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть о стенку);
- стремление получить желаемый предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).
Таким образом, детская агрессивность имеет определенную причину, которую важно понять и принять, паника или попустительское отношение не являются союзниками в воспитании.
2. Сообщение воспитателя «Психологические особенности детей склонных к агрессии».
Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако некоторые агрессивные дети могут организовать интересную игру. Поэтому низкий уровень развития игровой деятельности нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная. Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их собственной самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжелые переживания вызваны не действительным положением ребенка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребенку кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств.
Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребенка к сверстнику. При решении конфликтных ситуаций, изображенных на картинках (например, кто-то берет чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребенка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого остальные дети в большинстве случает придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: “Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме».
Еще более существенные различия выявляются в реальном взаимодействии детей. В проблемных ситуациях («Раскрась картинку», «Мозаика», «Ателье») агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно редко уступают свои предметы (будь то карандаши, игрушки или конфеты). В отличие этого дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают партнеру и уступают свои вещи.
Эти данные позволяют предположить, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к другим людям, прежде всего к сверстникам. Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать мотивационная направленность: в первом случае – спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого.
Однако не смотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
3.Сообщения воспитателей «Классификация детей по агрессивности: клоуны, деды, садисты».
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий, по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию, как средство привлечения внимания сверстников.
Они, как правило чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции
( кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив позабавить других, обратить на себя внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Они чем-то напоминают клоунов, которым нужно позабавить других, обратить на себя внимание. У таких детей агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их агрессия носить непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ним. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По словам сверстников, такие дети отличаются от других следующим:
- низким уровнем интеллекта – как общего, так и социального;
- неразвитой произвольностью;
- низким уровнем игровой деятельности – они не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.
Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения ( как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Его обостренная потребность во внимании и в признании сверстников не может реализовываться через традиционные формы детской деятельности и в качестве средства самоутверждения они используют агрессивные действия. Это вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Ребенок чувствует себя клоуном на арене.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками.
У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение «лидеров». Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается переживания и обиды сверстников, ориентируясь, исключительно на собственные желания. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. Эти дети обладают следующими особенностями:
- высоким уровнем интеллекта;
- хорошо развитой произвольностью;
- хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;
- достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
- высоким социальным статусом в группе сверстников.
Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно их нарушают. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», и т.д.
Положительная оценка взрослого несомненно важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным. Если такой силовой способ достижения цели приносит результат и признается окружающими, ребенок со временем становится кем-то вроде пахана или «деда», который подавляет и «держит в руках» более мелких и слабых.
В третью группу входят дети, для которых нанесение среда другому выступает как самоцель.
Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия.
Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, при чем безо всякой видимой цели – ребенок просто испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого.
Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьет головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слезы своей жертвы. Или девочка прячет ботинки своей подруги и с улыбкой наблюдает ее слезы, когда все собираются гулять. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно». Отрицательные оценки взрослых в расчет не принимаются. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.
Эти дети характеризуются:
- средними показателями интеллекта;
- произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
- низкий социальный статус в группе сверстников – их боятся и избегают;
- уровень развития игры также находится на средних уровнях, однако содержание игр часто носит агрессивный характер.
Это самый тяжелый вариант детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.
Таким образом, выделенные группы существенно различаются как по формам проявления.
4. Проведение подвижных игр с педагогами, направленных на преодоление агрессивности у детей дошкольного возраста.
Старший воспитатель предлагает педагогам поиграть в различные варианты конкретных игр, которые содействуют снятию агрессивных проявлений у воспитанников
1."Обзывалки" (КряжеваН.Л.,1997)
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!"
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
2."Бумажные мячики" (Фопель К., 1998)
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
3"Попроси игрушку" — невербальный вариант (Карпова Е. В., Лютово 6. К., 1999)
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
4.Игра «Тух-тиби-дух!».
Цели: «Тух-тиби-дух!" — еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Инструкция: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по группе, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово — "тух-тиби-дух". В это время другой ученик должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: "Тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.
5."Жужа" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.
Однако хочется подчеркнуть, что только проведение системы игр в осуществлении воспитательно - образовательного процесса позволить снизить или преодолеть агрессивность у дошкольников, развивать у них эмпаийность.
5.Рефлексия мероприятия.
Старший воспитатель предлагает педагогам закончить семинар-практикум проведением упражнения-игры «Закончи фразу».
Цель: мотивировать педагогов на высказывание своей точки зрения, своего мнения о проведенном семинаре-практикуме.
Список использованной литературы
1.Электронный ресурс : http// adalin.mospse.ru.
2.Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. Текст. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000. – 144с. – ISBN 5-89814-055-7.
3.Шипицына, Е. К., Защиринская, О. В. ,Воронова, А. П. , Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Текст) – СПб.:, 2000.
4.Лютова, Е. К., Монина, Г.Б. Агрессивные дети. (Текст) / Лютова, Е. К., Монина, Г.Б.// М., ЦСПА «Генезис», 2000.
5.Шумайлова, Н. И. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. (Текст)
/ Шумайлова, Н. И // Педагогика. – 2010. - № 12. – С.7-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации "Правила взаимодействия родителей с агрессивными детьми" , "Стили родительского воспитания"
Рекомендации "Правила взаимодействия с агрессивными детьми" адресованы родителям детей дошкольного возраста. Целью данных рекомендаций является информирование родителей воспитанников ДОУ ...
Семинар-практикум для педагогов на тему «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» (в 3-х частях)
Семинар -практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» состоит из 3 частей. Разработан на основе:1. Бреслав Г.Э. Психологическая кор...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами д...
Взаимодействие педагога с агрессивными детьми
В консультации рассматривается проблема детской агрессивности, основные направления работы с детьми ОВЗ для снятия агрессивного поведения....
Взаимодействие педагога с агрессивными детьми
В консультации рассматривается проблема детской агрессивности у детей дошкольного возраста с ОВЗ, выделены основные направления работы для снятия агрессивного поведения. Материал консультации по...
Семинар-практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением. Но только последовательное следование устан...