Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
методическая разработка по теме
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_molodyh_pedagogov_k_dou.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация педагогов к ДОУ»
Теоретическая часть:
Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.
Профессиональная адаптация - это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
Раскрытию творческого потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.
Первая позиция: Карабас-Барабас.
Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса.
Вторая позиция: Мальвина
Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного малыша в чулан. Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания
Третья позиция: Красная шапочка
Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий.
Четвёртая позиция: Спящая красавица
Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.
Пятая позиция: Наседка
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Шестая позиция: Снежная Королева
Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем. «Снежная королева» искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию.
Седьмая позиция: Мери Поппинс
Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель - Мери Поппинс преследует одну-единственную цель - развитие ребенка.
У каждого из присутствующих педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного, мы можем сделать вывод: что самая оптимальная позиция для педагога – позиция № 7.
В заключение теоретической части хочется сказать, что около полутора веков назад немецкий общественный деятель и создатель детских садов Фридрих Фребель назвал дошкольное учреждение «садом», считая, что ребенок подобен цветку и его развитие зависит от внимательного и заботливого ухода. А воспитатели - неустанные садовники, любовно и бережно растящие эти сокровища.
Поэтому сейчас на базе нашего учреждения мы – педагоги наставники, проведем конкурс для молодых педагогов «Садовницы».
Практическая часть:
Одной из форм поддержки молодых педагогов может стать нетрадиционная форма работы - конкурс «Садовницы».
Цели: выявить организаторские, творческие, интеллектуальные способности молодых специалистов, познакомиться ближе с педагогическим коллективом.
С молодыми специалистами проводится жеребьевка. Они входят в зал по одному под торжественную музыку и занимают места за столом в соответствии с полученным номером. Затем молодые специалисты собирают группу поддержки из педагогов с такими же фигурами, которые вытянули они:
Первый этап «Расскажи о себе»
А теперь настало время с вами познакомиться. Представьте, пожалуйста, каждый свою визитную карточку, согласно номерам жеребьевки, шуточный рассказ о себе - предусматривает выступление продолжительностью не более трех минут (из предложенных нарезанных фраз, молодым педагогам нужно составить рассказ о себе).
(Молодые специалисты представляют визитные карточки)
Второй этап «Ох, уж эти загадки»
Все вы работаете с детьми дошкольного возраста. Дошкольники знают очень много сказок, а знаете ли их вы? На этих красивых цветах написаны сказочные загадки. Вы должны их отгадать.
1.Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажи-ка имя ее!
(Красная шапочка)
2. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
( Золушка)
3. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)
4. Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…
(Петушок – Золотой Гребешок)
5. Баба била - не разбила,
Дед ударил - не разбил.
Баба очень загрустила.
Кто же бабе подсобил?
(Мышка)
6. Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
(Снегурочка)
В работе с детьми педагоги часто используют чистоговорки, пословицы, скороговорки. На веселых шариках написано начало пословицы (пословицы о дружбе), а вам необходимо ее закончить.
- Дружба дружбой, …………. .(а служба службой)
- Сам погибай, …………… .(а товарища выручай)
- Старый друг ………………. (лучше новых двух)
- Вместе тесно, …………………... (а врозь скучно)
- Знакомых много, ………………. ..(а друзей мало)
- Крепкую дружбу ……..(и топором не разрубишь)
Четвертый этап «Поем песни»
В работе с детьми педагогам необходимо знать очень много детских песенок. Теперь молодые педагоги, должны организовать свою группу поддержки и вместе спеть детские песенки.
Жеребьевка:
- Чунга-чанга
- Антошка
- Песенка львенка и черепахи
Пятый этап «Проведи игру»
Итак, последний и самый ответственный на сегодня конкурс. Основной вид деятельности дошкольников - игра. Но сейчас каждый из вас проведет подвижную игру не с детьми, а с педагогами. (Игру молодые педагоги, должны подготовить заранее)
В педагогической деятельности важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться - бойтесь повторять ошибки».
ТЕКСТ ПЕСНИ
Антошка
(М/ф «Веселая карусель №1» Муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина)
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали!
Тарам - пам - пам,
Тарам - пам - пам,
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке.
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали!
Тарам - пам - пам,
Тарам - пам - пам.
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.
Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе!
Откажусь теперь едва ли!
Тарам - пам - пам,
Тарам - пам - пам.
ТЕКСТ ПЕСНИ
Чунга-чанга
(сл. Ю.Энтина, м/ф «Катерок»)
Чунга-чанга! Синий небосвод!
Чунга-чанга! Лето - круглый год!
Чунга-чанга! Весело живем!
Чунга-чанга! Песенку поем!
Чудо-остров, чудо-остров!
Жить на нем легко и просто!
Жить на нем легко и просто!
Чунга-чанга!
Наше счастье постоянно -
Жуй кокосы, ешь бананы!
Жуй кокосы, ешь бананы!
Чунга-чанга!
Чунга-чанга! Места лучше нет!
Чунга-чанга! Мы не знаем бед!
Чунга-чанга! Кто здесь прожил час -
Чунга-чанга! Не покинет нас!
ТЕКСТ ПЕСНИ
Песенка львенка и черепахи
(Слова: Козлов С.)
Я на солнышке сижу,
Я на солнышко гляжу,
Всё сижу и сижу,
И на солнышко гляжу.
Носорог-рог-рог идёт,
Крокодил-дил-дил плывёт,
Только я все сижу
И на солнышко гляжу.
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Всё лежу и лежу,
И на солнышко гляжу.
Рядом львёночек лежит
И ушами шевелит,
Только я всё лежу
И на львёнка не гляжу.
Только я всё лежу
И на львёнка не гляжу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"
Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
Проект "Молодой педагог" с молодыми педагогами.
Проект направлен на вхождение начинающего педагога в профессию, позволяет в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Наставничество заслужив...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....